Еженедельный Бюллетень ЕПК

2012


“Актуальная ситуация и перспективы правового регулирования и саморегулирования СМИ Армении”

СЕМИНАР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ МЕДИА

14-16 декабря в Агверане (Котайкская область) прошел семинар “Актуальная ситуация и перспективы правового регулирования и саморегулирования СМИ Армении”. Мероприятие было организовано Ереванским пресс-клубом в рамках программы “Альтернативные медиа-ресурсы”, поддержанной Агентством США по международному развитию (USAID). В семинаре приняли участие члены Наблюдательного Совета по этике СМИ, руководители, представители медиа и журналистских объединений, в том числе тех, кто поддержал инициативу ЕПК по формированию в Армении системы саморегулирования СМИ.

Темами обсуждений стали деятельность Наблюдательного Совета в 2012 и перспективы саморегулирования традиционных и он-лайн медиа; предложения о внесении изменений в Кодекс поведения представителей СМИ; судебная практика применения законодательства РА о клевете и оскорблении; опыт деятельности органов саморегулирования в различных странах.

Наблюдательный Совет по этике СМИ был создан 10 марта 2007 руководителями СМИ Армении, поддержавшими инициативу ЕПК по формированию в Армении системы саморегулирования СМИ и подписавшими Кодекс поведения представителей СМИ и приложение к нему – Декларацию принципов освещения выборов и референдумов. Миссия Совета заключается в рассмотрении жалоб-заявлений о нарушениях Кодекса поведения представителей СМИ и вынесении заключений по ним. На сегодняшний день Кодекс поведения и Декларацию подписали 45 субъектов, представляющих 48 СМИ Армении; инициативу поддерживают 9 журналистских объединений (подробности см. на http://www.ypc.am/self_regul/ln/ru). Для связи с Наблюдательным Советом по этике СМИ: meo@ypc.am; тел. +374 10 53 76 62, 53 35 41, 53 00 67; факс +374 10 53 56 61. Жалобы-заявления в Наблюдательный Совет можно также направлять он-лайн, заполнив форму (на армянском языке), размещенную на http://www.ypc.am/self_regul/ln/am#form.

ВЕЩАТЕЛИ ОБЪЯВИЛИ РАСЦЕНКИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ РЕКЛАМУ В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

До 18 декабря 2012 общественные и частные теле- и радиокомпании Армении должны были обнародовать свои расценки на политическую рекламу в период официальной избирательной кампании по выборам президента РА, которые состоятся 18 февраля 2013. Напомним, что, согласно постановлению Центральной избирательной комиссии РА от 8 декабря 2012, предвыборная агитация кандидатов в президенты РА будет проходить с 21 января по 16 февраля 2013. В соответствии со статьей 19 Избирательного кодекса РА, заявленная вещателями цена за 1 минуту платного эфирного времени не должна превышать среднюю стоимость коммерческой рекламы, транслируемой в их эфире в течение последних шести месяцев, и не может меняться до окончания официальной избирательной кампании (подробности см. в Еженедельном бюллетене ЕПК от 7-13 декабря 2012).

Согласно ценам, установленным Общественной телерадиокомпанией, 1 минута платной политической рекламы на Первом канале ОТА стоит 80,000 драмов (здесь и ниже все цены приводятся с учетом НДС), на Общественном радио – 3,600 драмов ($ 1 равен примерно 405 драмам). В соответствии с Избирательным кодексом, каждый кандидат в президенты имеет право на 60 минут бесплатного и 120 минут платного эфира на Общественном телевидении Армении, а также 120 минут бесплатного и 180 минут платного эфира на Общественном радио Армении. Порядок и график предоставления общественными вещателями платного и бесплатного эфира кандидатам в президенты будет обнародован ЦИК на следующий день после окончания регистрации кандидатов, т.е. 15 января 2013.

Расценки ряда частных вещателей, в основном, остались теми же, что и в период парламентских выборов-2012. Так, на общенациональных телеканалах “Еркир-медиа” и “Кентрон” минута агитационного эфира будет стоить 36,000 и 32,400 драмов соответственно, а на столичном информационном телеканале “Армньюс” – 18,000 драмов. На Втором Армянском телеканале цена одной минуты эфирного времени составляет 60,000 драмов – с 10.00 до 24.00 по воскресеньям и с 18.00 до 24.00 в другие дни недели (в остальное время эфир предоставляется по цене 30,000 драмов за минуту). На Втором Армянском телеканале общая продолжительность платного эфира для каждого кандидата за весь период предвыборной агитации ограничена 270 минутами, ежедневная продолжительность – 10 минутами. На телеканале “Шант” стоимость минуты эфира равняется 120,000 драмам, при этом каждому кандидату отводится не более 7 минут в день на предвыборную агитацию.

Не изменились тарифы и у региональных гюмрийских телекомпаний: 10,000 драмов за минуту – на телеканале “ГАЛА” и 6,000 драмов – на “Цайг”. Армавирский телеканал “АЛТ” определил цену в 3,600 драмов. Между тем не все телекомпании будут предоставлять свой эфир для предвыборной агитации. В частности, об этом сообщили капанский телеканал “Соси” и ванадзорский “МИГ”.

Согласно Избирательному кодексу, общественным и частным вещателям вменяется в обязанность обеспечить равные условия доступа к эфиру для всех кандидатов в президенты РА. Освещение их избирательных кампаний в новостных теле-, радиопередачах должно быть беспристрастным и лишенным оценок. Теле-, радиоматериалы, посвященные предвыборной агитации, запрещается прерывать рекламой товаров или услуг.

Что касается печатных СМИ, то Избирательный кодекс обязывает газеты и журналы, учрежденные государственными органами или органами местного самоуправления, в период предвыборной агитации обеспечить равные условия для кандидатов в президенты.

Согласно Избирательному кодексу, при публикации/обнародовании результатов социологических опросов о рейтингах кандидатов в президенты организации, проводящие опрос, обязаны указывать сроки его проведения, количество опрошенных и способ выборки, способ и место сбора данных, точную формулировку вопроса, статистическую погрешность и заказчика опроса. При этом в день голосования до 20.00 (т.е. до закрытия избирательных участков) теле- и радиоканалам запрещается публиковать результаты опросов избирателей о том, за кого они голосовали.

ОТКЛОНЕН ИСК АРИТМОЛОГИЧЕСКОГО КАРДИОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПРОТИВ УЧРЕДИТЕЛЯ NEWS.AM

14 декабря суд общей юрисдикции округов Ачапняк и Давидашен Еревана отклонил иск ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении” против учредителя информационного он-лайн агентства News.am – ООО “Медиа Консалт” (ныне OOO “Ньюс эй эм”). Напомним, что поводом для обращения в суд стала статья “В Аритмологическом кардиологическом центре пациента с больным сердцем “надули” и поместили ему другой прибор”, опубликованная в News.am 23 ноября 2010. В публикации приводилась история читателя О.К., утверждающего, что в упомянутом медучреждении его обманули, установив ему более дешевый электрокардиостимулятор и с меньшим гарантийным сроком, чем обещали до операции. Истец потребовал опровергнуть содержащиеся в статье сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, а также выплатить компенсацию за моральный ущерб в размере 2 млн драмов (примерно $ 5,500). Слушания по делу начались 4 февраля 2011. История О.К. была также опубликована в газете “Аравот” (“Заплатил за 10 лет жизни, получил – за семь”, 13 ноября 2010). Эта статья также была оспорена Аритмологическим кардиологическим центром – с предъявлением аналогичных требований к учредителю “Аравот”, ООО “Аравот оратерт”. 3 ноября 2011 суд общей юрисдикции округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана утвердил мировое соглашение между сторонами (подробности см. в отчете ЕПК “О ситуации со свободой СМИ в Армении” за 2011 на http://www.ypc.am/about_freedom/ln/ru).

На заседании 14 декабря 2012 суд отклонил иск против учредителя News.am как необоснованный. Суд, в частности, отметил, что ответчик освобождается от ответственности, поскольку в оспоренной статье содержалась ссылка на источник и дословно воспроизводилась полученная от него информация. Кроме того, был пропущен установленный законодательством месячный срок для подачи иска. Суд обязал Аритмологический кардиологический центр оплатить госпошлину (44,000 драмов) и расходы ответчика на услуги адвоката (200,000 драмов).

“АСПАРЕЗ” ПОЛУЧИЛ ОТВЕТ НА СВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗАПРЕТИТЬ КОММЕРЧЕСКУЮ РЕКЛАМУ НА ОТА

14 декабря гюмрийский Клуб журналистов “Аспарез” сообщил о том, что получил ответ от постоянной Комиссии Национального Собрания РА по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта на его предложение законодательно запретить коммерческую рекламу на Общественном телевидении Армении. Напомним, что 31 октября председатель Совета “Аспарез” Левон Барсегян призвал депутатов НС РА внести поправки в проект бюджета РА на 2013 и в Закон РА “О телевидении и радио”, предусматривающие введение запрета на трансляцию коммерческой рекламы в телеэфире общественного вещателя, взамен увеличив бюджетное финансирование ОТА на 1 млрд драмов (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 26 октября – 1 ноября 2012).

В письме, подписанном председателем профильной парламентской комиссии Артаком Давтяном, в частности, отмечается, что “представленные (“Аспарез” – прим. ред.) данные, несомненно, вызывают обеспокоенность, однако Национальное Собрание не имеет полномочий и не может предпринять конкретных шагов, кроме как принять эти данные к сведению” (подробности см. на http://www.asparez.am/news-hy/haxordagrutyun-hy/).

“ИНТЕРНЬЮС” ИЗДАЛ ВТОРОЕ ПОСОБИЕ ПО ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКЕ

Общественная организация содействия СМИ “Интерньюс” издала пособие “Журналистская этика. Беседы и анализы”. Книга состоит из двух частей: в первой части представлен цикл медиа-эксперта Месропа Арутюняна “Беседы о журналистской этике”, во второй – статьи ряда авторов, посвященные конкретным случаям нарушения профессиональных норм. Это уже второе пособие, выпущенное “Интерньюс” в серии “Журналистская этика”. Первое издание – “Журналистская этика. Примеры и комментарии” – вышло в 2011. Оба пособия изданы в рамках проекта “Продвижение свободы, профессионализма и плюрализма СМИ на Южном Кавказе и в Молдове”, кофинансируемого Европейским Союзом и Советом Европы.

N.B. Уважаемые читатели, следующий номер Еженедельного бюллетеня ЕПК выйдет в январе 2013. С Новым Годом и Счастливого Рождества!