Еженедельный Бюллетень ЕПК

2011


Встреча рабочей подгруппы по СМИ Форума гражданского общества Восточного партнерства

ФИНАНСОВАЯ УДАВКА ДЛЯ СМИ

2 марта Ереванский пресс-клуб, общественная организация содействия СМИ “Интерньюс”, Комитет по защите свободы слова, Клуб журналистов “Аспарез” и Институт многообразия СМИ-Армения выступили со следующим заявлением:

“Крайнюю озабоченность вызывают участившиеся в последнее время судебные иски против СМИ Армении с требованиями опровергнуть сведения, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию истцов, а также выплатить компенсацию за моральный ущерб. Рассмотрение судами этих исков подтверждает самые пессимистические предположения, что поспешное, без учета сложившихся реалий введение в 2010 института возмещения морального ущерба создаст угрозу существованию целого ряда СМИ. Предоставление судам права произвольно определять реальный публичный резонанс публикации и размер ущерба, игнорирование общественной значимости распространяемой информации и финансового положения ответчика, фактически, были заложены в поправках в Гражданский кодекс РА, на что в ходе обсуждения законопроекта неоднократно указывали представители журналистской общественности. Таким образом, сегодня еще более сужается и без того ограниченное пространство для свободы слова в стране.

Как показывает практика, принятые в прошлом году законодательные изменения, вопреки аргументам их сторонников, ни в коей мере не служат защитой чести и достоинства подавляющего большинства граждан Армении. “Силой” закона пользуются исключительно “сильные мира сего”, представители политической и бизнес элиты, сводящие счеты с неугодными им СМИ и журналистами. Следуя своей привычке попирать права сограждан, ощущать себя неприкасаемыми, эти публичные, вызывающие естественный общественный интерес фигуры пренебрегают принятым в цивилизованном мире принципом терпимости к СМИ. А последние прецеденты свидетельствуют, что суды готовы потакать разворачивающемуся “крестовому походу” против журналистов.

Мы вовсе не утверждаем, что армянские СМИ безгрешны и не дают поводов для серьезных претензий. Однако исправлять недостатки отечественной журналистики, затыкая ей рот – а именно таким обещает быть исход практикуемого сегодня финансового давления – означает окончательно девальвировать роль прессы в борьбе с многочисленными недугами нашего общества и прежде всего с различными проявлениями коррупции, ее наиболее опасной формой – захватом государства.

Призываем Национальное Собрание РА в срочном порядке пересмотреть положения Гражданского кодекса о возмещении морального ущерба, разработать соответствующие комментарии, сформулировав разумные, обоснованные ограничения размеров компенсации и обеспечив тем самым учет различных обстоятельств конкретных дел.

Призываем суды не идти на поводу у влиятельных истцов и их неуемных амбиций и аппетитов, ограничиваться в большинстве случаев предоставляемым законодательством правом на ответ и опровержение.

Призываем СМИ развивать механизмы саморегулирования, подотчетности обществу, а граждан Армении активнее пользоваться этими внесудебными механизмами защиты своих информационных прав.”

ИЗ ЦИКЛА “Е-КЛУБ”: ИНТЕРНЕТ И ЭКОЛОГИЯ

1 марта в Интернет-вещании телекомпании “А1+” (www.a1plus.am) вышла очередная передача еженедельного цикла “Е-Клуб”. Производство “Е-Клуб”
осуществляется Ереванским пресс-клубом совместно с телекомпанией “А1+” в рамках программы “Альтернативные медиа-ресурсы”, поддержанной Агентством США по международному развитию (USAID).

Информационно-просветительские блоки, в частности, знакомили с рядом армянских медицинских веб-сайтов, которые особенно могут быть полезны молодым матерям, с тем, насколько активно пользуются Интернетом и новыми технологиями в Национальной Академии наук РА. Гости дискуссионной части “Е-Клуба” – заместитель начальника Управления охраны природы мэрии Еревана Сурен Максапетян и архитектор, активистка инициативной группы “Хозяева города – это мы” Марина Паразян обратились к теме городской экологии и роли Интернета в решении природоохранных проблем.

Следующая передача цикла “Е-клуб” выйдет на “А1+” 8 марта.

В СТАМБУЛЕ ОБСУЖДАЛИСЬ ПРОБЛЕМЫ СМИ СТРАН ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА

21-24 февраля в Стамбуле состоялась внеплановая встреча рабочей подгруппы по СМИ Форума гражданского общества Восточного партнерства, организованная Ереванским пресс-клубом при финансовой поддержке Черноморского Фонда регионального сотрудничества (Black Sea Trust for Regional Cooperation). Участники встречи – члены подгруппы и приглашенные эксперты – обсудили медиа-ландшафты в шести странах Восточного партнерства (Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине), подготовленные членами подгруппы этих стран, проблемы перехода к цифровому вещанию, а также договорились представить в течение ближайших месяцев совместный доклад о ситуации в СМИ региона. Согласно рабочим планам подгруппы, на каждое из подобных мероприятий будут приглашаться официальные лица из отдельных стран Восточного партнерства для обсуждения политики этих стран в медиа-сфере. На стамбульской встрече к диалогу с представителями гражданского общества были приглашены заместители председателей профильных парламентских комиссий Грузии и Молдовы Чиора Тактакишили и Корина Фусу. Специальное заседание было посвящено положению со свободой слова в Беларуси после декабрьских (2010) президентских выборов. Глава секции СМИ Совета Европы Иван Николчев поделился с участниками встречи планами СЕ относительно развития средств массовой информации в странах региона. С целью координации усилий между различными подразделениями Форума гражданского общества на встрече был обсужден также предварительный отчет о мониторинге ситуации с правами человека в странах Восточного партнерства, осуществленном соответствующей подгруппой ФГО.

ВОЗБУЖДЕНО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ПО ФАКТУ НАПАДЕНИЯ НА НИКОЛА ПАШИНЯНА В УИУ “КОШ”

1 марта на сайте Генеральной прокуратуры РА было размещено сообщение о возбуждении уголовного дела по факту нападения на главного редактора газеты “Айкакан жаманак” Никола Пашиняна в уголовно-исправительном учреждении “Кош”. (19 января 2010 судом первой инстанции Никол Пашинян был признан виновным в массовых беспорядках 1 марта 2008 в Ереване и приговорен к семи годам лишения свободы. 9 марта 2010 Апелляционный Уголовный суд РА, применив к Николу Пашиняну амнистию, наполовину сократил неотбытую часть срока наказания.) Напомним, что инцидент с руководителем “Айкакан жаманак”, в то время отбывающим наказание в общей камере УИУ “Кош”, произошел в ночь с 10 на 11 ноября 2010. По словам Никола Пашиняна, примерно в 2.30 он подвергся избиению со стороны зашедших в камеру двух мужчин в черной одежде и масках. Между тем, в заявлении Министерства юстиции РА от 11 ноября 2010 происшедшее было расценено как “неутолимое желание любым способом создать иллюзию насилия в отношении Никола Пашиняна” (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 12-18 ноября 2010). 30 декабря 2010 следственные органы вынесли решение о невозбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления.

Как отмечается в сообщении Генпрокуратуры, постановление Генпрокурора Агвана Овсепяна об аннулировании решения от 30 декабря 2010 обусловлено тем, что при расследовании инцидента в УИУ “Кош” следственные органы не предприняли необходимых оперативно-следственных и уголовно-процессуальных мер, материалы по делу были подготовлены не на должном уровне.

Уголовное дело по факту нападения на Никола Пашиняна в ночь на 11 ноября 2010 в УИУ “Кош” возбуждено по статье 118 УК РА (“Избиение”). Предварительное следствие возложено на следственный отдел области Арагацотн Главного следственного управления Полиции РА.

ОСОБАЯ СЛЕДСТВЕННАЯ СЛУЖБА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ДЕЙСТВИЯХ РУБЕНА АЙРАПЕТЯНА НЕ НАШЛА, И КОРРЕСПОНДЕНТ “ЭТК” ОБРАТИЛСЯ В СУД

27 февраля газета “Этк” общественной организации “Журналисты-расследователи” получила решение Особой следственной службы РА относительно инцидента между корреспондентом “Этк” Гришей Баласаняном и депутатом Национального Собрания РА, председателем Федерации футбола Армении Рубеном Айрапетяном. Напомним, что 2 февраля Гриша Баласанян позвонил на сотовый телефон Рубена Айрапетяна с просьбой прокомментировать пару вопросов. В ответ депутат, поинтересовавшись, включен ли у журналиста диктофон и получив утвердительный ответ, начал осыпать Гришу Баласаняна ругательствами. Расценив подобное поведение как препятствование исполнению журналистом своих профессиональных обязанностей, “Этк” 3 февраля обратилась к Генеральному прокурору РА Агвану Овсепяну с сообщением о преступлении, приложив запись телефонных переговоров (подробности см. в Еженедельном бюллетене ЕПК от 4-10 февраля 2011). Дело было передано в ведение Особой следственной службы.

В полученном 27 февраля решении сообщалось, что уголовное дело против Рубена Айрапетяна по статье 164 УК РА (“Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста”) не будет возбуждено за отсутствием состава преступления. В решении, подписанном следователем Особой следственной службы В.К.Мкртчяном, в частности, приводилось разъяснение Рубена Айрапетяна, который сослался “на плохое настроение и проблемы со здоровьем” и потому не захотел разговаривать с журналистом. Повторный звонок журналиста депутата “возмутил”, и “он непристойно выразился в его адрес”. Далее Рубен Айрапетян сказал, что не преследовал цели и не препятствовал профессиональной деятельности журналиста, всегда на пресс-конференциях, во время интервью, сам лично или посредством пресс-секретаря отвечал на вопросы, предоставляя интересующую журналистов информацию. Аналогичные разъяснения дал и Тигран Исраелян, пресс-секретарь председателя Федерации футбола Армении.

Судя по всему приведенные объяснения Особая следственная служба посчитала вполне достаточными для вынесения решения о невозбуждении уголовного дела против Рубена Айрапетяна.

1 марта корреспондент “Этк” Гриша Баласанян обратился в суд общей юрисдикции округов Аван и Нор Норк Еревана с иском против Рубена Айрапетяна. Журналист требует обязать депутата НС РА принести ему извинения, выплатить компенсацию в размере 1 млн драмов (более $ 2,700), а также оплатить судебные расходы. Иск о защите чести, достоинства и возмещении морального ущерба обосновывается положениями Конституции РА, требованиями взятых Арменией международных обязательств и прецедентным правом Европейского суда по правам человека.

ПРАВИТЕЛЬСТВО СОЗДАЕТ ЗАО “ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ТЕЛЕКОМПАНИЯ”

24 февраля на заседании правительства РА было принято решение о создании ЗАО “Духовно-культурная общественная телекомпания” с уставным капиталом в 100,000 драмов. При этом управление акциями компании, являющимися государственной собственностью, возложено на Совет Общественной телерадиокомпании. Как отмечается в пресс-релизе правительства РА, “теперь у канала появляется возможность осуществлять отдельную программную политику, самостоятельно определять тематическую направленность передач, удовлетворяя духовно-культурные потребности всех слоев общества”.

Напомним, что с 21 января на частоте телеканала “Арарат”, входящего в структуру Общественной телерадиокомпании, начал вещать телеканал Первопрестольного Святого Эчмиадзина “Шогакат” (последний в конкурсах по лицензированию вещания в цифровой сети не участвовал, поскольку они не предусматривали лицензирования программ духовно-культурной направленности). Как объяснила руководитель “Шогакат” Маня Казарян, трансляция на частоте “Арарат” осуществляется на основании договора между “Шогакат” и ОТРК, заключенного сроком на один месяц (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 21-27 января 2011).

Правительственное решение о создании ЗАО “Духовно-культурная общественная телекомпания”, скорее всего, станет юридическим закреплением вещания “Шогакат” на общественной частоте.

НА СТРАНИЦАХ “АРАВОТ” ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПУБЛИКАЦИЯ ЗАЯВОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСОВ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ВЕЩАНИЯ

Ежедневная газета “Аравот” продолжает цикл публикаций, в которых анализируются заявки победителей конкурсов по лицензированию вещания в цифровой сети. Напомним, что копии заявок были предоставлены Национальной Комиссией по телевидению и радио по запросу автора цикла – обозревателя “Аравот” Анны Исраелян. Уже были напечатаны статьи, посвященные первым четырем конкурсам (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 18-24 февраля 2011 и 11-17 февраля 2011).

25 февраля на страницах “Аравот” была представлена заявка победителя конкурса No.5 ЗАО “Мультимедиа-Кентрон ТВ” – учредителя телеканала “Кентрон”.