Еженедельный Бюллетень ЕПК

2007


“Саморегулирование СМИ: первые шаги и задачи. Предвыборные процессы в СМИ Армении”

ИЗ ЦИКЛА “ПРЕСС-КЛУБ: ПАРТИЯ “РЕСПУБЛИКА” И ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

14 ноября в вечернем эфире “Еркир-медиа” вышла очередная передача из цикла “Пресс-клуб”. Гостем ведущего передачи – президента Ереванского пресс-клуба Бориса Навасардяна – был лидер партии “Республика” Арам З. Саркисян. Темой обсуждения стали предстоящие выборы президента Армении, в частности, позиция “Республики” на выборах и актуальная внутриполитическая ситуация.

Следующая передача из цикла “Пресс-клуб” выйдет на “Еркир-медиа” в среду 21 ноября в 21.40.

Цикл “Пресс-клуб” осуществляется в рамках проекта Института многообразия СМИ, поддержанного Фондом содействия-Армения Института открытого общества.

ПЕРВЫЕ ШАГИ И ЗАДАЧИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

9-11 ноября в Цахкадзоре прошел семинар “Саморегулирование СМИ: первые шаги и задачи. Предвыборные процессы в СМИ Армении”. Мероприятие было организовано Ереванским пресс-клубом при поддержке Института открытого общества. В семинаре приняли участие руководители, представители СМИ и журналистских объединений страны, в том числе те, кто поддержал инициативу ЕПК совместно разработать основные нормы профессиональной этики и в дальнейшем следовать им в своей повседневной деятельности. Напомним, что 10 марта 2007 на совещании руководителей СМИ и журналистских объединений был избран Наблюдательный Совет, миссия которого заключается в рассмотрении жалоб-заявлений о нарушениях Кодекса поведения и вынесении заключений по ним. На сегодняшний день Кодекс поведения представителей СМИ и приложение к нему – Декларацию принципов освещения выборов и референдумов подписало 31 СМИ. Инициативу поддерживают также 8 журналистских объединений (тексты документов см. в Еженедельном бюллетене ЕПК от 9-15 марта 2007).

Главными темами обсуждения на семинаре в Цахкадзоре стали процесс саморегулирования медиа и первые заключения Наблюдательного Совета, принятые 12 сентября 2007 (подробности см. в Еженедельном бюллетене ЕПК от 14-20 сентября 2007). Интерактивная дискуссия развернулась вокруг прецедентов рассмотрения жалоб соответствующими структурами по саморегулированию в ряде зарубежных стран. Участникам семинара были представлены также ситуация в медиа страны накануне президентских выборов и предварительные результаты (за октябрь 2007) мониторинга 8 вещательных СМИ Армении, осуществляемого ЕПК в преддверии избирательной кампании.

В последний день семинара его участники приняли заявление к армянским СМИ (см. ниже).

УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА ПО САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ ПРИЗВАЛИ “ЧЕТВЕРТУЮ ВЛАСТЬ” СЛУЖИТЬ ИНТЕРЕСАМ ОБЩЕСТВА

11 ноября представители 25 СМИ и журналистских объединений, принявшие участие в семинаре “Саморегулирование СМИ: первые шаги и задачи. Предвыборные процессы в СМИ Армении”, приняли следующее заявление:

“Мы, участники семинара “Саморегулирование СМИ” (Цахкадзор, 9-11 ноября 2007), обеспокоены негативными тенденциями, наблюдаемыми в информационной сфере в преддверии президентских выборов. Отмечая, что эти тенденции чреваты опасностью еще большей поляризации прессы, призываем:

– Не превращать политическую борьбу в противостояние между СМИ, которое, в свою очередь, приведет к установлению в обществе атмосферы нетерпимости.

– Уважать гражданскую позицию каждого СМИ, неукоснительно следовать профессиональным нормам, не нарушать принципы корректности и благопристойности в новостном освещении и комментариях.

– Помнить, что взаимные дискредитирующие публикации в конечном счете приведут к недоверию общества к самим средствам массовой информации.

– Не забывать о том, что выборы, как и власти, сменяют друг друга, а “четвертая власть” должна продолжать служить обществу.”

Заявление подписали: Акоп Аветикян (главный редактор газеты “Азг”); Маргарита Минасян (директор телекомпании “Цайг”); Арам Абрамян (главный редактор газеты “Аравот”); Эдуард Нагдалян (главный редактор газеты “Деловой экспресс”); Карине Арутюнян (директор телекомпании “ГАЛА”); Айказн Гагриян (главный редактор Интернет-издания Lragir.am); Наира Булгадарян (корреспондент газеты “Гражданская инициатива”); Месроп Мовсесян (президент ООО “Мелтекс”); Сатик Сейранян (главный редактор газеты “168 жам”); Марат Яврумян (ответственный редактор газеты “Капитал”); Сурен Барсегян (директор телекомпании “СТВ1”); Пап Айрапетян (главный редактор газеты “Севан”); Манвел Микоян (главный редактор газеты “Лору марз”); Азнив Чзмечян (директор телекомпании “Абовян”); Сос Сирадегян (директор телекомпании “Анкюн+3”); Сусанна Шахназарян (президент Горисского пресс-клуба); Хачик Даниелян (директор телекомпании “АЛТ”); Борис Навасардян (президент Ереванского пресс-клуба); Астхик Геворкян (председатель Союза журналистов Армении); Левон Барсегян (председатель Совета Клуба журналистов “Аспарез”); Ашот Меликян (председатель Комитета по защите свободы слова); Лилит Симонян (руководитель Центра права и информации); Элина Погосбекян (редактор Еженедельного электронного бюллетеня ЕПК); Месроп Арутюнян (эксперт ЕПК); Наира Айрумян (главный редактор Интернет-издания KarabakhOpen.com).

В заключение заявления отмечалось, что оно открыто для подписи. 15 ноября к заявлению присоединился независимый журналист, главный редактор издательства “Наири” Ованес Айвазян.

В ТЕЛЕКОМПАНИИ “ГАЛА” ЗАКОНЧИЛАСЬ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

12 ноября отдел по связям с общественностью Государственной налоговой службы РА проинформировал, что в результате проверки деятельности учредителя гюмрийской телекомпании “ГАЛА” – ООО “ЧАП” – был выявлен ряд серьезных нарушений. В частности, при сравнении документации ООО “ЧАП”, представленной в Национальную Комиссию по телевидению и радио, с бухгалтерскими книгами самой компании и налоговыми отчетами с сентября 2005 по сентябрь 2007 были выявлены факты сокрытия объемов телерекламы, в результате чего компания должна дополнительно уплатить в бюджет (с учетом пени и штрафов) около 26 млн драмов. Кроме того, как показала проверка, используемая учредителем “ГАЛА” телевышка является собственностью мэрии Гюмри, не арендована компанией и эксплуатируется ею незаконно.

Владелец ООО “ЧАП” Ваган Хачатрян, в свою очередь, заявил, что телекомпания “ГАЛА” не могла иметь того объема рекламы, который был положен в основу расчетов налоговиков. Что касается телевышки, то, как отметил Ваган Хачатрян, свидетельство о собственности на телевышку было получено мэрией Гюмри лишь 5 ноября 2007. До этого, в 2004-2005, он обращался в различные инстанции, но так и не смог выяснить, кто хозяин вышки. По словам Вагана Хачатряна, он начал эксплуатировать бесхозную телевышку с 2005, предварительно проведя ремонт и усилив передатчик.

14 ноября Ваган Хачатрян выступил с заявлением, в котором отмечалось, что он собирается обжаловать результаты проверки и в настоящий момент приглашенные им аудиторы изучают материалы. Напомнив об общепринятой практике использования налоговых проверок в качестве инструмента давления на СМИ, владелец “ГАЛА” подчеркнул, что ситуация с телекомпанией имеет политическую подоплеку. “Что мешало Государственной налоговой службе осуществить проверку телекомпании “ГАЛА” годом ранее либо спустя 10 дней после выборов?” – заключил Ваган Хачатрян.

Напомним, что налоговая поверка в ООО “ЧАП” началась 29 октября. Ранее, 22 октября, Ваган Хачатрян обнародовал заявление в связи с попытками различных звеньев власти оказать давление на “ГАЛА”, подчеркнув неизменность позиции телеканала и свою готовность пресекать любую попытку вмешательства в его редакционную политику. “ГАЛА” подробно освещала ход налоговой проверки, во время которой – 6 ноября – произошел инцидент между ее оператором Григором Шагояном и одним из налоговых инспекторов. В настоящий момент заявление журналиста о препятствовании его законной профессиональной деятельности находится на рассмотрении в отделе полиции Гюмри (подробности см. в Еженедельном бюллетене ЕПК от 2-8 ноября 2007).

КОНФЕРЕНЦИЯ “ИНТЕРНЬЮС”: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СМИ В ПЕРИОД ВЫБОРОВ

14 ноября в столичной гостинице “Конгресс” прошла конференция “Ответственность СМИ перед обществом в период выборов”, организованная общественной организацией содействия СМИ “Интерньюс” и Советом Европы при участии Офиса ОБСЕ в Ереване. Представители СМИ, журналистских объединений, политических партий Армении, международные эксперты из Чехии и Франции обсудили такие темы, как пресса и политика во время предвыборной агитации, обязанности, ответственность СМИ перед обществом в преддверии и в ходе избирательных кампаний. В рамках той же программы, поддержанной Советом Европы, “Интерньюс” проведет в ближайшее время серию двухдневных тренингов по освещению выборов для журналистов и менеджеров телекомпаний страны.

ТАРИФЫ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ РЕКЛАМУ У ОБЩЕСТВЕННОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ ОСТАЛИСЬ ПРЕЖНИМИ

9 ноября Центральная избирательная комиссия РА объявила день президентских выборов – 19 февраля 2008 и утвердила график мероприятий по их подготовке и проведению. В соответствии со статьей 20 Избирательного кодекса РА, теле- и радиокомпании Армении (независимо от формы собственности) должны обнародовать свои расценки на политическую рекламу в период официальной избирательной кампании – не позднее, чем спустя 10 дней после назначения дня общенациональных выборов, то есть до 19 ноября. При этом, оговаривается в законе, заявленная цена не может меняться на протяжении всего этапа избирательной кампании.

Общественная телерадиокомпания уже объявила свои тарифы. На Первом канале Общественной телекомпании Армении одна минута платного эфирного времени, выделенного на предвыборную агитацию кандидатов в президенты, стоит 80,000 драмов, на Общественном радио Армении – 20,000 ($ 1 равен 317 драмам). При этом выходящие на Первом канале агитационные материалы будут также транслироваться в эфире “Ширак” (входит в структуру Общественной телерадиокомпании) и по спутниковой связи ОТА. Что касается другого общественного телеканала – “Нор алик”, то политической рекламы на нем не будет. Отметим, что тарифы и условия трансляции политической рекламы у общественного вещателя остались такими же, как и в период агитационной кампании по выборам в Национальное Собрание РА, состоявшимся в мае 2007.

В соответствии с Избирательным кодексом, каждый зарегистрированный кандидат в президенты имеет право на 60 минут бесплатного и 120 минут платного эфира Общественного телевидения Армении. На Общественном радио Армении квота бесплатного времени составляет 120 минут, платного – 180 минут.

ОБЪЯВЛЕН КОНКУРС НА УЧАСТИЕ В АРМЯНО-ТУРЕЦКОМ КОМАНДНОМ ПРОЕКТЕ

Ереванский пресс-клуб (Армения) в партнерстве с общественной организацией ARI Movement (Турция) и при поддержке Фонда “Евразия” объявляет конкурс для журналистов, желающих принять участие в армяно-турецком командном проекте по журналистским расследованиям, цель которого – подготовка качественных материалов по темам, представляющим взаимный интерес. Проект призван повысить осведомленность общества о совместных армяно-турецких инициативах.

Прошедшие по конкурсу журналисты примут участие в двухдневном подготовительном семинаре в Стамбуле в январе 2008, после чего им будет предоставлен месяц на сбор и подготовку материалов. Ереванский пресс-клуб и ARI Movement предоставят необходимое административное, логистическое, информационное и финансовое содействие.

Желающие принять участие в конкурсе должны представить письмо о заинтересованности и рекомендацию от работодателя, в которой выражается согласие последнего на участие его сотрудника в командном проекте и дальнейшую публикацию в своем СМИ материалов, подготовленных в рамках проекта.

Заявки от журналистов из Армении могут быть направлены по электронной почте по адресу: anna@ypc.am или доставлены непосредственно в офис ЕПК (по адресу: 0002, Ереван, ул. Г.Парпеци, 9Б., тел.: +374 10 53 00 67), ежедневно с 12:00 до 17:00.

Крайний срок подачи заявлений – 30 ноября 2007.