Еженедельный Бюллетень ЕПК

2010


“Сотрудничество Евросоюз-Армения: настоящее и перспективы”

“ПРЕСС-КЛУБ+” В ЭФИРЕ КАПАНСКОЙ ТЕЛЕКОМПАНИИ “СОСИ”

Вечером 18 октября в эфире капанской телекомпании “Соси” прошло первое ток-шоу цикла “Пресс-клуб+”, посвященного развитию СМИ и их роли в жизни общества. Производство “Пресс-клуб+” осуществляется Ереванским пресс-клубом совместно с региональными телекомпаниями в рамках программы “Альтернативные медиа-ресурсы”, поддержанной Агентством США по международному развитию (USAID). В ток-шоу принимают участие руководители СМИ, известные журналисты и медиа-эксперты. Ранее, 15 октября, в Капане состоялась встреча представителей ряда общенациональных СМИ и журналистских организаций с местной общественностью. Аналогичные встречи и ток-шоу будут проводиться на протяжении года и в других регионах Армении.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕС-АРМЕНИЯ БЫЛИ ОБСУЖДЕНЫ В КАПАНЕ

13-15 октября в Капане (Сюникская область) состоялся семинар “Сотрудничество ЕС-Армения: настоящее и перспективы”. Мероприятие было организовано Ереванским пресс-клубом при содействии Фонда Фридриха Эберта и стало третьим, посвященным отношениям Евросоюза и Армении. Два других семинара были проведены в декабре 2009 в Агверане и в мае 2010 в Гюмри (подробности см. в выпусках Еженедельного бюллетеня ЕПК от 14-21 января 2010 и 28 мая – 3 июня 2010). В капанском семинаре приняли участие представители СМИ, общественных, в том числе журналистских организаций.

Темой доклада руководителя Аналитического Центра глобализации и регионального сотрудничества Степана Григоряна стало политическое значение программы Евросоюза “Восточное партнерство”. Независимый эксперт Ваагн Казарян представил перспективы экономического сотрудничества ЕС-Армения в контексте предусмотренного “Восточным партнерством” договора о свободной торговле. В выступлении исполнительного директора Фонда Партнерство Евразия Геворга Тер-Габриеляна говорилось о значении антикоррупционных программ в рамках “Восточного партнерства”. Доклад президента ЕПК Бориса Навасардяна был посвящен роли гражданского общества в реализации “Восточного партнерства”. Эксперт ЕПК Эрикназ Арутюнян рассказала об освещении в СМИ программ “Европейская политика соседства” и “Восточное партнерство”. Исследование было проведено Ереванским пресс-клубом в мае-июле 2010 и охватило 15 печатных СМИ Армении. Зампредседателя Ассоциации общинных финансистов Давид Туманян в своем выступлении коснулся задач реформирования органов местного самоуправления в контексте сотрудничества Евросоюза и Армении.

 

“НАРОДНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ” – В ПОДДЕРЖКУ “А1+”

18 октября было объявлено о создании Фонда “Народное телевидение”. Целью Фонда является содействие свободе слова и поддержка телекомпании “А1+”, участвующей в конкурсах по лицензированию телевещания. Напомним, что конкурсы, объявленные Национальной Комиссией по телевидению и радио 20 июля 2010, проводятся в Армении впервые и обоснованы процессом перехода с аналогового вещания на цифровое (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 16-22 июля 2010).

“Народное телевидение” намеревается организовать сбор средств, посредством которого станет возможным определить потенциальную аудиторию “А1+” и тем самым – общественный спрос на возобновление вещания телекомпании. В Совет попечителей Фонда вошли: президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян; исполнительный директор общественной организации содействия СМИ “Интерньюс” Нуне Саркисян; писатель и драматург Каринэ Ходикян (в 2001-2007 была членом Национальной Комиссии по телевидению и радио); секретарь парламентской фракции “Наследие” Лариса Алавердян; председатель Ассоциации “За устойчивое человеческое развитие” Карине Даниелян; главный редактор газеты “Аравот” Арам Абрамян; руководитель правового Центра “Форум” Тигран Тер-Есаян; председатель Совета гюмрийского клуба “Аспарез” Левон Барсегян; глава Ванадзорского офиса Хельсинкской Гражданской Ассамблеи Артур Сакунц.

Отметим, что телекомпания “А1+” лишилась лицензии в апреле 2002, принимала участие во всех проводимых с тех пор конкурсах, но всякий раз ее заявка оценивалась Национальной Комиссией по телевидению и радио ниже конкурентов. 17 июня 2008 Европейский суд по правам человека вынес постановление по делу учредителя телекомпании “А1+” ООО “Мелтекс” и его президента Месропа Мовсесяна против Республики Армения, в котором признал отказы предоставить “Мелтекс” лицензию на вещание нарушением статьи 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, т.е. права заявителя на свободное распространение информации и идей (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 13-19 июня 2008).

 

РЕЙТИНГ RSF: СТРАНЫ ЕВРОСОЮЗА УТРАЧИВАЮТ ЛИДИРУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ

20 октября международная организация “Репортеры без границ” (RSF) обнародовала свой очередной (девятый) ежегодный рейтинг свободы прессы в мире. Исследование проводилось в 178 странах и базировалось на событиях, происшедших в области свободы прессы в период с 1 сентября 2009 по 1 сентября 2010. Индекс RSF выводился методом анкетирования 15 партнерских организаций и 140 корреспондентов “Репортеров без границ”, а также журналистов, исследователей, юристов и правозащитников. Респонденты оценивали уровень свободы прессы в каждой стране по разработанному RSF опроснику, включающему 43 критерия: от различных форм давления на журналистов и СМИ до законодательных ограничений. Во внимание принимались также уровень самоцензуры и степень безнаказанности лиц, посягавших на свободу слова.

Экономическое развитие, институциональные реформы и уважение фундаментальных прав человека не всегда идут рука об руку, и за свободу слова надо продолжать бороться как в европейских странах с традиционной демократией, так и в тоталитарных режимах, подчеркивается в исследовании “Репортеров без границ”. Отмечается, в частности, ухудшение ситуации в странах-членах Евросоюза. Несмотря на то, что 13 из 27 стран Евросоюза входят в лидирующую двадцатку (первое место делят Финляндия, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Швейцария), в других странах ЕС дела обстоят не столь благополучно. Так, Франция оказалась на 44 месте, Италия – на 49, Румыния – на 52, а Греция и Болгарией разделили с другими странами 70-74 места (худший результат из всех стран ЕС). Рейтинговый список, как и в предыдущие годы, замыкают Туркменистан (176), Северная Корея (177) и Эритрея (178).

Из постсоветских стран традиционно наиболее благоприятная ситуация в Эстонии (9-10), Литве (11-13) и Латвии (30-31). Хотя и тут, по сравнению с предыдущим годом, позиции Латвии ухудшились почти в два раза – за счет участившихся случаев давления и самоцензуры в избирательный период. Президентские выборы 2010 в Украине сильно сказались и на рейтинге этой страны (131 против 89-90 в 2009). Столь же резко упали показатели Кыргызстана (159 против 125 – за счет смены власти и межэтнических конфликтов в 2010) и Казахстана (162 против 142 – хотя, как отмечает RSF, права журналистов и СМИ нарушались в год председательства Казахстана в ОБСЕ, когда страна становится объектом более пристального внимания). Как и в прошлом исследовании, практически на прежнем уровне осталась ситуация со свободой прессы в Таджикистане (115 против 113), Беларуси (154 против 151) и Узбекистане (163 против 160). На 39 пунктов улучшились показатели Молдовы (75 против 114) и на 13 – России (140 против 153), вернувшейся к прежним позициям после 2009, отмеченного случаями убийств журналистов и правозащитников.

Что касается стран Южного Кавказа, то Грузия с 81 строчки в 2009 опустилась на 99-100 в 2010, Азербайджан со 146 места – на 152, тогда как рейтинг Армении со 111 в 2009 улучшился на 10 пунктов – 101-102 в 2010. Однако в чем причины подобных изменений в южнокавказских странах в исследовании “Репортеров без границ” не объясняется.

 

НАГРАЖДЕНЫ ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ “АЗДАРАР”-2010

20 октября в Союзе журналистов Армении прошла церемония вручения премии “Аздарар”-2010. Приуроченная ко Дню армянской прессы (отмечается 16 октября), премия была учреждена в 2004 Союзом журналистов Армении и членами клуба лауреатов “Золотого пера” СЖА.

Лауреатами “Аздарар”-2010 стали: детско-юношеская газета “Канч”; цикл передач “Айс орэ” (“Этот день”) телекомпании “Еркир-медиа”; радиокомпания “Ван”; главный редактор областной газеты “Арарат” Нелли Бегларян; фотожурналист Грайр Базе Хачерян (Канада); армяно- и русскоязычная газета “Наири в Калининграде” (Россия).