Еженедельный Бюллетень ЕПК

2006


МЕДИА-МОНИТОРИНГ ЕПК: “ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА” И ФОНД “ВЫЗОВЫ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ” ОСВЕЩАЮТСЯ МАЛО, НО БЕЗ НЕГАТИВА

С 1 по 31 октября 2006 Ереванский пресс-клуб осуществил мониторинг освещения
СМИ Армении программ “Европейская политика соседства” и Фонда “Вызовы тысячелетия”.
Мониторинг проводился в рамках проекта ЕПК ”Поддержка свободной и качественной
журналистики и ориентирование СМИ на актуальные проблемы”, поддержанного Институтом
открытого общества. Исследование преследовало цель посредством получения и анализа
количественных данных выявить уровень внимания армянских медиа к программам
“Европейская политика соседства” и Фонда “Вызовы тысячелетия”, степень адекватности
информирования общества об этих программах, в которые вовлечена Армения, в том
числе о конкретных направлениях/приоритетах обеих программ.

Мониторинг охватил:

4 телекомпании – общенациональные Общественное телевидение Армении
(Первый канал ОТА) и “Армения”, вещающие на всю или значительную часть территории
Армении; столичные “Еркир-медиа” и “Шант”.

6 общенациональных газет – официальную “Айастани Анрапетутюн”,
“Азг”, “Айкакан жаманак”, “Айоц ашхар”, “Аравот”
(все ежедневные); русскоязычную “Голос Армении” (трижды в неделю).

Объектами мониторинга стали: все публикации указанных
выше газет, основные выпуски информационных программ, информационно-аналитические
программы и комментирующие передачи указанных выше телекомпаний, в которых содержались
любые обращения к программам “Европейская политика соседства” и Фонда “Вызовы
тысячелетия”.

Заключения по мониторингу:

1. Информационное освещение на телеканалах. Информационное
освещение на телеканалах, ставших объектом мониторинга, отличалось крайне низким
уровнем внимания к программам “Европейская политика соседства” и Фонда “Вызовы
тысячелетия”: Первый канал ОТА уделил им 3.2% от общего количества исследованных
материалов информационных/информационно-аналитических программ телекомпании;
“Армения” – 2.7%; “Еркир-медиа” – 2.6%; “Шант” – 1.3%. В общей сложности из
1,897 материалов информационных/информационно-аналитических программ исследованных
телеканалов 48 (или 2.5%) были посвящены теме мониторинга: 17 – полностью, 31
– частично. Большая часть этого освещения пришлась на долю “Европейской политики
соседства” – 38 материалов (14 – полностью, 24 – частично), тогда как о Фонде
“Вызовы тысячелетия” говорилось только в 10 материалах (3 – полностью, 7 – частично).
При этом ни один из исследованных за период мониторинга выпусков еженедельных
информационно-аналитических программ “360 градусов”/”Воскресный айлур” (Первый
канал ОТА) и “Воскресный горизонт” (“Шант”) ни разу не обратился к этим программам,
а новостная программа “Горизонт” (“Шант”) и информационно-аналитическая
“Еркрагунд” (“Еркир-медиа”) упоминали в октябре только “Европейскую политику
соседства”. Обращения к обеим программам содержались в материалах информационно-аналитической
программы “Экспресс”/”IT-экспресс” и еженедельного обобщающего
“Воскресного экспресса” (“Армения”), а также в основных выпусках новостных
программ “Айлур” (Первый канал ОТА), “Жам” (“Армения”) и “Еркирн айсор” (“Еркир-медиа”).

В подавляющем большинстве случаев освещение этих программ обуславливалось официальными
поводами (выступления высшего руководства Армении, их встречи с представителями
зарубежных государств, Европейского Союза и пр.).

“Европейская политика соседства” оказалась в объективе телекамер в силу ряда
событий, происшедших в октябре, прежде всего: визита в Ереван представителей
Европейского Союза – министра иностранных дел Финляндии Эркки Туомиойя, госминистра
ФРГ Гюнтера Глосера, главы Делегации Европейской Комиссии в Армении и Грузии
посла Торбена Хольце, окончания переговоров по Плану действий для Армении; встреч
президента РА Роберта Кочаряна с Торбеном Хольце, президентом Румынии Траяном
Басеску, руководителями дипломатических миссий стран-членов ЕС, на которых в
числе прочих вопросов обсуждалась и “Европейская политика соседства”; состоявшегося
в Брюсселе заседания комитета по сотрудничеству РА-Евросоюз и связанной с ним
пресс-конференции министра торговли и экономического развития РА Карена Чшмаритяна.

Материалы носили сугубо информационный, общий характер, в них практически ничего
не говорилось о конкретных направлениях (приоритетах Плана действий), за исключением
случаев, когда герои репортажей сами упоминали о них в том или ином контексте.
Таким образом, менее десятка обращений было к вопросам регионального сотрудничества
(Армения-Азербайджан-Грузия), дважды была упомянута реформа энергетической системы,
в частности, вопрос Мецаморской АЭС, и один раз – процесс урегулирования Нагорно-карабахского
конфликта.

Поводом для освещения в октябре Фонда “Вызовы тысячелетия” стали, в первую
очередь, встречи премьер-министра РА Андраника Маргаряна с сопредседателем Минской
группы ОБСЕ Метью Брайза, с премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским, а
также рабочие заседания, проведенные в рамках этой программы. Ни о каких конкретных
направлениях программы в материалах не упоминалось.

2. Коннотационность информационного освещения телеканалов.
Наиболее примечательным является то, что материалы, в которых содержались обращения
к программам “Европейская политика соседства” и Фонда “Вызовы тысячелетия”,
ни разу не носили негативного характера. Иными словами, об этих программах говорилось
либо в нейтральном (32 обращения), либо в позитивном (16) контексте. При этом
на долю “Европейской политики соседства” пришлось 24 нейтральных и 14 позитивных
упоминаний, Фонда “Вызовы тысячелетия” – 8 нейтральных и 2 позитивных. И если
новостная программа “Айлур” Первого канала ОТА и информационные/информационно-аналитические
программы “Еркир-медиа” сохраняли в большинстве случаев нейтральный тон, то
соотношение позитивных и нейтральных обращений в информационных/информационно-аналитических
программах телекомпании “Армения” и в новостной программе “Горизонт” телеканала
“Шант” было в пользу позитивных (8 к 6 и 3 к 1 соответственно). Позитивная коннотация
материалов была обусловлена в первую очередь тем, что в них приводились мнения,
высказывания армянских и зарубежных представителей, содержащие положительную
оценку программ.

3. Комментирующие передачи. Ставшие объектом мониторинга комментирующие
передачи “5-ое колесо” (Первый канал ОТА) и “Перспектива” (“Шант”)
ни в одном из своих выпусков не обратились к Фонду “Вызовы тысячелетия” и “Европейской
политике соседства”. Последняя упоминалась только в комментирующих передачах
телеканала “Еркир-медиа” – в выпуске “Европейского дневника” и в выпуске
открывшегося в октябре нового цикла “Окно”, где был показан посвященный ей фильм, снятый по заказу Делегации Европейской Комиссии в Армении. На сегодняшний день “Еркир-медиа”
является единственным из ведущих армянских телеканалов, имеющим постоянные специальные
передачи просветительского характера, посвященные вопросам евроинтеграции.

4. Освещение в печатных СМИ. По сравнению с информационным
освещением на телеканалах, в исследованных газетах был зафиксирован еще меньший
интерес к программам “Европейская политика соседства” и Фонда “Вызовы тысячелетия”.
За исключением “Айастани Анрапетутюн”, обратившейся к этим программам в 3.7%
от общего количества исследованных публикаций газеты, остальные издания не уделили
им и одного процента: “Айоц ашхар” и “Голос Армении” – по 0.7%, “Айкакан жаманак”
– 0.5%, “Азг” – 0.4%, “Аравот” – 0.2%. Таким образом, из 4,670 публикаций газет,
ставших объектом мониторинга, всего 50 (или 1.1%) были посвящены “Европейской
политике соседства” и “Вызовам тысячелетия”: 13 – полностью, 37 – частично.
Причем, большая часть этих публикаций (32) появилась на страницах “Айастани
Анрапетутюн”. Как и на телеканалах, освещение в газетах сфокусировалось на “Европейской
политике соседства” – 37 публикаций (8 – полностью, 29 – частично), тогда как
Фонд “Вызовы тысячелетия” затрагивался только в 13 публикациях (5 – полностью,
8 – частично). При этом последний ни разу не был упомянут на страницах “Азг”.

Как и телеканалы, печатные издания в основном обращались к этим программам
при наличии официальных поводов; таковыми стали перечисленные выше события октября.
Публикации также носили в целом информационный, общий характер, не затрагивали
конкретных направлений программ, за исключением “Айастани Анрапетутюн”, отличившейся
– на фоне всех других исследованных СМИ – более широкой представленностью конкретных
направлений/приоритетов Плана действий “Европейской политики соседства”. В целом
же по 5 обращений было к вопросам регионального сотрудничества и осуществления
программы в других странах региона (Грузии, Азербайджане); 2 – к процессу урегулирования
Нагорно-карабахского конфликта. Остальные направления “Европейской политики
соседства”, помимо уже упомянутых, затрагивались лишь в публикациях “Айастани
Анрапетутюн”: “Усиление механизмов защиты прав и основных свобод человека, включая
свободу слова и свободу собраний” (4); “Экономический рост и борьба с бедностью”,
“Верховенство закона и соответствие законодательства европейским стандартам”
(по 2); “Совершенствование избирательной системы и борьба с фальсификациями”,
“Осуществление программы в других странах и в целом” (по 1).

Что касается “Вызовов тысячелетия”, то из направлений этой программы дважды
было упомянуто “Развитие региональных коммуникационных сетей (в первую очередь,
восстановление районных/сельских дорог)” и по одному разу – “Кредитование фермерских
хозяйств”, “Вовлеченность в программу гражданского общества (в общем)”, “Улучшение
ирригационной системы”.

5. Коннотационность газетного освещения. Как и на исследованных
телеканалах, освещение в газетах программ “Европейская политика соседства” и
Фонда “Вызовы тысячелетия” было либо нейтральным (42 обращения), либо позитивным
(8). Позитивные упоминания относились исключительно к “Европейской политике
соседства”: положительная оценка программы содержалась в цитатах официальных
лиц, и лишь в двух публикациях позитив выражался их авторами.

Полностью с отчетом ЕПК по мониторингу освещения СМИ Армении программ “Европейская
политика соседства” и Фонда “Вызовы тысячелетия” можно ознакомиться на веб-сайте:
www.ypc.am в разделе “Исследования”.