Еженедельный Бюллетень ЕПК

2007


ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ ПО МОНИТОРИНГУ ОСВЕЩЕНИЯ СМИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

20 апреля в клубе “Урбат” Центр исследований “ТИМ” и Ереванский пресс-клуб
представили промежуточный отчет (8-15 апреля 2007) по мониторингу освещения
СМИ Армении парламентских выборов 2007. Исследование осуществляется “ТИМ” при
финансовой поддержке Фонда содействия-Армения Института Открытого Общества и
ресурсной, методологической поддержке Ереванского пресс-клуба. Содействие в
его осуществлении оказывают “Интерньюс” Армения и гюмрийский Клуб журналистов
“Аспарез”.

Объектом мониторинга являются 18 вещательных и печатных СМИ Армении, точнее
их освещение предвыборной агитационной кампании 25 партий/блока, участвующих
в выборах в Национальное Собрание РА. (Подробную информацию об исследовании
см. ниже.)

В представленном журналистской общественности промежуточном отчете (8-15 апреля
2007) отмечается, что делать по итогам первой недели предвыборной агитационной
кампании далеко идущие выводы относительно внимания радио- и телеканалов к партиям,
участвующим в выборах в НС РА, преждевременно. Лишь обобщенные результаты мониторинга
с 8 апреля по 10 мая дадут достаточные основания говорить о выполнении вещательными
СМИ законодательных и профессиональных норм, соответствии их деятельности международным
стандартам.

Результаты мониторинга печатных СМИ не следует рассматривать как основание
для оценки их деятельности по тем же параметрам, что и вещательных. Законодательство
РА и основные международные документы, касающиеся освещения выборов, не предусматривают
каких-либо ограничений для печатных медиа, и включение последних в число исследуемых
СМИ обусловлено лишь интересом к тенденциям в этой сфере.

Общая картина на 13 телеканалах, ставших объектом мониторинга, определенным
образом изменилась по сравнению с периодом, предшествовавшим предвыборной агитации.
В частности, в отличие от февраля-марта, в период 8-15 апреля Народная партия
уступила лидерство по совокупному (на всех исследованных телеканалах) объему
освещения (12,921 сек.), пропустив вперед сразу четыре партии: Республиканскую
партию Армении (РПА) – 62,669 сек., АРФ “Дашнакцутюн” – 40,778 сек., “Процветающую
Армению” – 27,294 сек. и “Оринац еркир” – 19,097 сек. Даже на телеканале “АЛМ”,
где Народная партия в феврале-марте доминировала по уделяемому ей вниманию,
по результатам первой недели предвыборной агитационной кампании она оказалась
второй после Республиканской партии Армении как по эфирному времени, так и по
частоте упоминаний. Это обусловлено, прежде всего, положением Избирательного
кодекса РА, запрещающим кандидатам в депутаты вести теле- и радиопередачи в
период предвыборной агитации: как следствие, лидер Народной партии Тигран Карапетян
появлялся в эфире телеканала, владельцем и ведущим многих передач которого он
является, гораздо реже. Вместе с тем “АЛМ” остался телеканалом, на долю которого
приходится подавляющее большинство эфирного времени Народной партии – 85% от
совокупного показателя.

На всех 10 исследуемых общенациональных/столичных телеканалах, кроме двух (“Кентрон”
и “Еркир-медиа”), лидером по выделенному эфирному времени является Республиканская
партия Армении. Причем она опережает все остальные и по объему, и по частоте
упоминаний. Преимущество РПА сформировалось во многом за счет информационных
программ, уделяющих много места различным мероприятиям с участием лидера партии
и нового премьер-министра Сержа Саркисяна. (Здесь необходимо подчеркнуть, что,
осуществляя мониторинг в феврале-марте с.г., Ереванский пресс-клуб не фиксировал
как относящиеся к политическим партиям появления в эфире их лидеров, если партийная
принадлежность последних не подчеркивалась и они выступали как лица, исполняющие
свои непартийные должностные и профессиональные обязанности. Однако с 8 апреля
методология подсчета частоты упоминаний и объема освещения изменилась, и появление
в СМИ политиков, занимающих первые три места в избирательных партийных списках,
во всех случаях рассматривается как внимание к соответствующей партии. Это изменение
обусловлено, во-первых, общепринятой неписаной нормой – лица, являющиеся кандидатами
на выборах, должны ограничить на период предвыборной кампании свою публичную
активность в качестве должностных лиц, и, во-вторых, тем обстоятельством, что
в преддверии выборов политические лидеры ассоциируются у аудитории с возглавляемыми
ими партиями независимо от того, отмечается их партийная принадлежность или
нет.) Тенденция особого внимания к Республиканской партии Армении в информационных
программах наиболее очевидно проявляется на канале “Армньюс”, где почти нет
иных программ, кроме новостных, и где РПА удостоилась 41 упоминания и 3,536
сек. против 3 упоминаний и 171 сек. “Дашнакцутюн”, находящейся на втором месте.

Как и в феврале-марте 2007, в первую неделю предвыборной агитационной кампании
на “Кентрон” лидером по эфирному времени (по частоте упоминаний и здесь лидирует
РПА), стала партия “Процветающая Армения” (9,326 сек.), а на “Еркир-медиа” –
“Дашнакцутюн” (23,782 сек.). На этих двух телеканалах, а также на “АЛМ” зафиксировано
наибольшее число коннотационно окрашенных (позитивных и негативных) упоминаний
партий в редакционных материалах. На “Кентрон” это обусловлено, в основном,
постоянно повторяющимся анонсом к передаче “Особое мнение”, где кадры с лидерами
четырех партий сопровождаются их позитивной характеристикой, а на “Еркир-медиа”
– частым повторением песни, посвященной “Дашнакцутюн”, и трансляцией документальных
фильмов из цикла “Начало большого пути” о Первой Армянской Республике (в том
числе, о важной роли в ней партии “Дашнакцутюн”). На “АЛМ” зафиксировано 8 позитивных
упоминаний Народной партии и ее лидера Тиграна Карапетяна, а также пятикратное
повторение в один день посвященной “Дашнакцутюн” песни. Негативное упоминание
Народной партии Армении в сюжете информационной программы “День за днем” (от
13 апреля) может расцениваться как нарушение закона со стороны “АЛМ”, поскольку
в авторском тексте содержались оценки этой партии, что запрещено новым положением
избирательного законодательства (статьей 20 ИК РА).

В целом, следует отметить продолжение положительной тенденции, отмеченной в
2003 и заключающейся в сокращении в период парламентских выборов количества
коннотационно окрашенных упоминаний в армянском телеэфире. Так, на телеканале
“Армения” не зафиксировано ни одного коннотационно окрашенного упоминания (то
же самое касается телеканала “Ширак”, но у него есть специфика, о которой будет
сказано ниже) и лишь по одному (позитивному) упоминанию зафиксировано на Первом
канале Общественного телевидения Армении и “Армньюс”. Правда, сохраняется традиция
включения в авторские/дикторские тексты элементов иронии, которые не могут квалифицироваться
как коннотационная окраска, но тем не менее являются выражением субъективного
отношения и влияют на восприятие информации.

В региональном телеэфире (судя по трем гюмрийским телеканалам, ставшим объектом
мониторинга) ввиду малого числа материалов, посвященных событиям общенационального
масштаба, даже разовое появление в эфире представителей той или иной партии
может определить всю картину недели. Именно этим обстоятельством объясняется
лидерство Национальной демократической партии (1,852 сек.) на телеканале “Ширак”
и партии “Оринац еркир” на телеканалах “ГАЛА” и “Цайг” (6,697 и 3,023 сек. соответственно).
Этот вывод в наибольшей степени касается общественного телеканала “Ширак”, на
котором вообще отсутствуют новостные программы и тема выборов затрагивается
только в дискуссионной программе “Сторакет”. И за период 8-15 апреля в редакционных
материалах этого телеканала были упомянуты только две партии. Кроме того, “Ширак”
повторяет блоки политической рекламы Первого канала ОТА – в соответствии с постановлением
ЦИК РА от 8 апреля 2007.

По традиции эфирное время между партиями наиболее сбалансированно распределено
на Общественном радио Армении.

Оценивая первую неделю предвыборной агитации, можно констатировать, что большинство
партий, участвующих в выборах, имели доступ к эфиру. В том числе, получили полагающееся
им по закону платное и бесплатное рекламное время на общественных каналах. Исключение
составила партия “Христианско-народное возрождение”, но это явилось, скорее
всего, следствием пассивного ведения ею предвыборной кампании. Это подтверждается
тем фактом, что она не воспользовалась даже бесплатным рекламным временем.

Судя по печатным СМИ, ставшим объектом мониторинга, в отличие от предыдущих
избирательных кампаний, армянская пресса в большей степени делает акцент на
освещении выборов в целом, нежели на агитации в пользу тех или иных политических
сил. Об этом свидетельствует прежде всего относительно малое количество коннотационно
окрашенных упоминаний. Что касается сбалансированности уделяемого партиям внимания,
то частные издания “Аравот” и “Айкакан жаманак” освещают гораздо более широкий
политический спектр, чем официозные “Айастани Анрапетутюн” и “Республика Армения”.

ЗАДАЧАМИ ДАННОГО МОНИТОРИНГА является выявление и определение
посредством анализа количественных данных:

– насколько свободно и беспристрастно вещательные и печатные СМИ Армении информируют
электорат о партиях/блоках, участвующих в выборах в Национальное Собрание РА
по пропорциональной системе;

– насколько законодательная база СМИ и госструктуры способствуют выполнению
СМИ (в первую очередь, общественными/официальными) своей миссии по обеспечению
свободных, справедливых и прозрачных выборов;

– насколько СМИ выполняют положения законодательства, регулирующего освещение
официальной агитационной кампании по выборам в Национальное Собрание РА;

– в какой степени СМИ Армении обеспечивают в период избирательной кампании
выполнение международных обязательств РА в вопросах освещения выборов.

Для выполнения этих задач применяются методологии качественного и количественного
мониторинга. Качественный мониторинг включает изучение законодательства и других
официальных документов, имеющих отношение к избирательному процессу в Армении,
беседы с руководителями СМИ, журналистами, политиками и представителями общественности,
а также анализ их публичных заявлений, высказываний относительности деятельности
СМИ в период выборов. Количественный мониторинг включает подсчеты и измерения
непосредственно публикаций/передач СМИ.

ОБЪЕКТОМ МОНИТОРИНГА стали 18 вещательных и печатных СМИ Армении:

4 общенациональные телекомпании – Первый канал Общественного телевидения
Армении, “АЛМ”, “Армения”, Второй Армянский телеканал;

6 столичных телекомпаний – “АР”, “Армньюс”, “Еркир-медиа”, ТВ-5, “Кентрон”,
“Шант”;

3 телекомпании Гюмри (Ширакская область) – общественный телеканал
“Ширак”, “ГАЛА”, “Цайг” (28-ая дециметровая частота);

1 общенациональная радиокомпания – Общественное радио Армении;

4 общенациональные газеты – официальные “Айастани Анрапетутюн” и “Республика
Армения”, частные “Аравот” и “Айкакан жаманак”.

На указанных выше теле- и радиоканалах исследуются
все передачи (в том числе политическая реклама), выходящие в их ежедневном эфире
с 18.00 до 24.00. При этом передачи, начавшиеся, но не завершившиеся до 18.00,
не рассматриваются. А передачи, начавшиеся, но не завершившиеся до 24.00, рассматриваются
полностью, до их завершения.

Исключение составляет телеканал “Ширак” (входит в структуру Общественной телерадиокомпании
Армении), который мониторится в полном объеме своего вещания – с 16.00 до 20.00,
т.е. все его ежедневное четырехчасовое вещание.

Кроме того, поскольку Первый канал Общественного телевидения Армении, в соответствии
с постановлением ЦИК РА от 8 апреля 2007, транслирует предвыборную агитацию
партий/блоков с 17.15 по 21.00, политическая реклама на этом канале мониторится
с 17.15.

Указанные выше газеты исследуются в полном объеме.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА:

1. Основной единицей исследования является теле-, радиоматериал,
газетная публикация.

2. Мониторы фиксируют упоминания, их коннотационность/характер
(позитивный, негативный, нейтральный), равно как и эфирное время/газетную площадь
(в сек./кв.см.), отведенные 25 партиям/блоку, участвующим в выборах в НС РА
по пропорциональной избирательной системе. На “счет” партий/блока заносятся
также упоминания (их коннотационность) и эфирное время/газетная площадь, отведенные
представителям этих партий/блока (заявления, выступления, цитаты последних,
а также описание их деятельности, мнения, комментарии о них других лиц). При
этом упоминания, эфирное время/газетная площадь, относящиеся к лидерам партий/блока
(первым трем в избирательном списке), фиксируются независимо от того, в каком
качестве эти лица выступают. В случаях с другими представителями партий/блока
упоминания, эфирное время/газетная площадь фиксируются только тогда, когда их
партийная принадлежность каким-то образом подчеркивается в материале/публикации.

Под знаковыми (позитивными, негативными) упоминаниями понимаются те, которые
содержатся в материалах/публикациях, создающих у аудитории однозначно позитивное
или негативное общее впечатление о партии/блоке или ее лидерах/представителях.
Там, где подобной однозначности нет, упоминание фиксируется как нейтральное.
Все сомнения монитора также трактуются в пользу фиксации упоминания как нейтрального.

В каждом одном материале/публикации фиксируется только одно упоминание и только
один знак отношения к каждой партии/блоку (в единицах).

Упоминанием считается также любое появление лидеров (первых трех в избирательном
списке) партий/блока в телевизионном кадре или на фотографии/ином графическом
материале, которые не являются частью материала/публикации. Если появление в
кадре/фотографии является частью материала/публикации, где данная партия/блок,
ее лидеры упоминаются, то как дополнительное упоминание оно не фиксируется.

3. Отдельно замеряются эфирное время и газетная площадь (в
сек./кв.см.), предоставляемые партиям/блоку для предвыборной агитации, которые
выделены в газетах как реклама и обозначены как “политическая реклама” или “предвыборная
агитационная передача” на теле- и радиоканалах. При этом отдельно замеряется
объем платной и бесплатной рекламы.

4. Отдельным списком фиксируются обращения теле-, радиоканала,
ставшего объектом мониторинга, к фактам нарушений избирательного процесса в
информационных программах данного канала (с 18.00 до 24.00, для “Ширак” – 16.00-20.00).

5. Также отдельно ведется список лиц, приглашаемых в период
мониторинга на дискуссионные программы (в жанре интервью, “гость в студии”,
“ток-шоу”) исследуемого теле-, радиоканала.