Еженедельный Бюллетень ЕПК

2007


ВТОРОЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ ПО МОНИТОРИНГУ ОСВЕЩЕНИЯ СМИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

27 апреля в клубе “Урбат” Центр исследований “ТИМ” и Ереванский пресс-клуб
представили очередной промежуточный отчет (16-23 апреля 2007) по мониторингу
освещения СМИ Армении парламентских выборов 2007. Исследование осуществляется
“ТИМ” при финансовой поддержке Фонда содействия-Армения Института открытого
общества и ресурсной, методологической поддержке Ереванского пресс-клуба. Содействие
в его осуществлении оказывают “Интерньюс” Армения и гюмрийский клуб журналистов
“Аспарез”.

Объектом мониторинга являются 18 вещательных и печатных СМИ Армении, точнее
их освещение предвыборной агитационной кампании 25 партий/блока, участвующих
в выборах в Национальное Собрание РА (подробную информацию об исследовании см.
в выпуске Еженедельного бюллетеня ЕПК от 20-26
апреля 2007
).

В представленном журналистской общественности промежуточном отчете (16-23 апреля
2007) подчеркивается, что и на данном этапе исследования сохранились основные
тенденции освещения СМИ избирательной кампании, отмеченные в отчете за 8-15
апреля (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 20-26
апреля 2007
). К числу положительных явлений следует отнести превалирование
в эфире большинства вещательных СМИ нейтральных комментариев, крайне редки случаи
негативной агитации.

Вместе с тем Республиканская партия Армении (РПА) продолжает “наращивать” свое
преимущество в эфире телекомпаний. Совокупное время, выделенное ей в вечернем
эфире 13 исследуемых каналов, составило 67,394 сек. А по частоте упоминаний
РПА почти вдвое (613 против 344) опережает идущую на втором месте партию “Дашнакцутюн”.
Причем, преимущество РПА в большинстве случаев не может быть объяснено пассивным
ведением избирательной кампании другими партиями. Совокупное эфирное время,
отведенное “республиканцам”, в 10-30 раз превосходит этот же показатель, скажем,
партии “Наследие” (5,325 сек.), Народной партии Армении (4,466 сек.), Объединенной
трудовой партии (3,548 сек.), блока “Импичмент” (3,117 сек.), партии “Демократический
путь” (2,434 сек.), партии “Республика” (2,377 сек.), которые достаточно часто
проводят предвыборные мероприятия.

Особое внимание к РПА со стороны большинства исследуемых телеканалов проявляется
в более регулярном (почти ежедневном) обращении к ее мероприятиям и к деятельности
ее лидера, в большей продолжительности посвященных ей сюжетов, в первоочередном
показе этих сюжетов. В меньшей степени сказанное об РПА относится к партиям
“Дашнакцутюн” (54,462 сек.) и “Процветающая Армения” (30,817 сек.). Идущая сразу
вслед за ними (по показателю совокупного эфирного времени на 13 исследованных
телеканалах) Народная партия (17,844 сек.), как и прежде, “львиную долю” своего
эфирного времени (93%) получила на канале “АЛМ”, владельцем которого является
лидер НП Тигран Карапетян. Названные четыре партии являются также бесспорными
лидерами по числу позитивных упоминаний (соответственно, 33, 39, 35 и 10). Сопоставимое
с ними количество коннотационно окрашенных упоминаний имеет партия “Оринац еркир”,
но у последней они исключительно негативные (10). 6 из этих упоминаний приходится
на сюжеты о публикации в газете “Голос Армении” (от 21 апреля 2007) тайной записи
беседы лидера “Оринац еркир” Артура Багдасаряна с британским дипломатом.

Партии, которые на данном этапе избирательной кампании оказались в неравных
условиях в плане редакционного освещения, не имеют возможности в достаточной
степени компенсировать недостаток внимания к себе за счет рекламы. Цены, установленные
для предвыборной агитации ведущими телеканалами, несопоставимо высоки по сравнению
с размерами предвыборных партийных фондов. А значительная часть телеканалов
вообще не объявила цены и не предоставляет партиям платный эфир. Как подчеркивалось
в предыдущих отчетах о мониторинге, это дает основания делать вывод о согласованной,
управляемой политике телекомпаний.

Эта проблема особенно затрагивает регионы Армении, где не транслируется большинство
ереванских телеканалов (в том числе, наиболее политически активных – “Кентрон”
и “Еркир-медиа”), а из общенациональных Первый канал Общественного телевидения
и “Армения” не относятся к числу наиболее интенсивно освещающих выборы. Так,
Первый канал уделил в своем эфире всем партиям вместе взятым столько же времени,
сколько “АЛМ” – только Народной партии. Правда, на ОТА дефицит редакционного
освещения компенсируется активным использованием партиями возможностей платной
и бесплатной рекламы. Но на другом отмеченном общенациональном канале (“Армения”)
и редакционного времени партиям выделено втрое меньше, чем на Первом канале,
и его платным эфиром ни одна партия не воспользовалась (так же, кстати, как
и рекламными услугами еще одного общенационального канала – Второго Армянского
телеканала).

Следует принять во внимание, что региональные СМИ демонстрируют ограниченный
интерес к выборам (прежде всего по пропорциональной системе) и, в частности,
в большинстве своем не предоставляют партиям эфир на платной основе для агитации
и объявлений. Если добавить к сказанному проблему с доставкой в регионы печатной
периодики, очевидным становится существенно более низкий уровень информированности
о выборах неереванской части населения.

Наибольшую политическую сбалансированность в освещении предвыборной кампании
в период с 16 по 23 апреля из исследованных вещательных СМИ продемонстрировал
Первый канал Общественного телевидения. Хотя в отдельных сюжетах об оппозиционных
партиях здесь продолжают звучать ироничные нотки.

Наибольший охват политического спектра зафиксирован на телеканалах “Еркир-медиа”,
“Кентрон” и Общественном радио Армении.

Определенные вопросы с точки зрения соблюдения избирательного законодательства
(в частности, статьи 22 прим. Избирательного кодекса РА) вызывает теле- и радиоосвещение
в исследуемый период визитов и встреч, участия в предвыборных мероприятиях лиц,
занимающих политические, дискреционные должности, гражданских служащих и представителей
органов местного самоуправления. Эти вопросы связаны, прежде всего, с освещением
мероприятий с участием представителей Республиканской партии Армении.

В исследуемых четырех газетах также, как и на телеканалах, зафиксировано доминирование
материалов о Республиканской партии Армении, далее следуют “Процветающая Армения”
и “Дашнакцутюн”.