Еженедельный Бюллетень ЕПК

2007


ЕРЕВАНСКИЙ ПРЕСС-КЛУБ ПРЕДСТАВИЛ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА 7 ТЕЛЕКАНАЛОВ

10 апреля в клубе “Урбат” Ереванский пресс-клуб представил журналистской общественности
результаты мониторинга семи телеканалов Армении, осуществленного в преддверии
официальной агитационной кампании по выборам в Национальное Собрание РА. Исследование
проводилось на протяжении двух месяцев (февраль-март 2007) в рамках проекта
ЕПК “Содействие плюрализму СМИ в год выборов”, поддержанного Сетевой программой
СМИ Института открытого общества. В публикуемом ниже отчете подведены итоги
второго месяца (результаты за февраль см. в выпуске Еженедельного бюллетеня
ЕПК от 2-8 марта 2007).

Данный отчет по мониторингу охватывает период с 1 по 31 марта 2007. Объектом
мониторинга были 7 телеканалов: Первый канал Общественного телевидения Армении,
Второй Армянский телеканал, “АЛМ”, “Армения”, “Еркир-медиа”, “Кентрон”, “Шант”
(Ереван), точнее, их ежедневный эфир с 18.00 до 24.00. При этом передачи, начавшиеся,
но не завершившиеся до 18.00, не рассматривались. А передачи, начавшиеся, но
не завершившиеся до 24.00 рассматривались полностью, до их завершения.

Мониторами фиксировались упоминания и эфирное время, отведенное 28 политическим
партиям/блоку, выдвинувшим в установленные сроки (до 3 марта) своих кандидатов
для участия в выборах по пропорциональной системе. На “счет” партий/блока заносились
также упоминания и эфирное время, отведенное представителям этих партий/блока
(их заявления, выступления, цитаты, а также описание их деятельности, мнения,
комментарии о них других лиц). В случаях, когда представители партий/блока выступали
как лица, выполняющие свои непартийные должностные, профессиональные и др. обязанности,
и их партийная принадлежность не подчеркивалась, упоминания и эфирное время
не фиксировались.

Отдельно замерялось эфирное время, предоставляемое партиям/блоку для рекламных
роликов/объявлений/материалов о них.

Также отдельно велся список лиц, приглашаемых в течение марта на передачи в
жанре интервью, “гость в студии”.

Поскольку законодательство РА не регулирует четко политическую агитацию и редакционное
освещение деятельности партий в периоды вне официальной избирательной кампании
(на выборах в НС РА 2007 года – с 8 апреля по 10 мая), мониторинг на данном
этапе не направлен на выявление нарушений законов РА. Представляемые результаты
отвечают в основном на следующие вопросы: 1) насколько широко телеаудитория
информируется о политическом спектре и деятельности отдельных партий накануне
выборов; 2) обеспечиваются ли равные возможности для всех партий представлять
свои политические взгляды и программы.

Как и в феврале, наиболее активно в марте предвыборную политическую ситуацию
освещали телеканалы “Кентрон” и “Еркир-медиа”, они уделили различным партиям
больше всего эфирного времени и наиболее часто интервьюировали политиков. Сопоставимый
с ними интерес к политическим деятелям зафиксирован на телеканале “АЛМ”, но
здесь соответствующий объем эфирного времени образуется, главным образом, за
счет внимания к одной политической силе – Народной партии – точнее, ее лидеру,
владельцу телеканала Тиграну Карапетяну (Народной партии досталось три четверти
всего эфирного времени, выделенного на “АЛМ” партиям/блоку, ставшим объектом
мониторинга). Наименьший интерес к политике из исследованных телеканалов, как
и в феврале, продемонстрировала “Армения”: в марте 2007 в вечернем эфире “Армении”
не было ни одной передачи в жанре “гость в студии” и подавляющему большинству
партий этот телеканал уделил меньше внимания, чем любой другой из исследованных.

По суммарному эфирному времени на 7 телеканалах лидером в марте осталась Народная
партия (76,549 сек.), и вновь преимущество над другими партиями она получила
за счет телеканала “АЛМ”. 97.3% этого совокупного эфирного времени Народной
партии приходится на “АЛМ”. Народная партия, кроме указанного эфирного времени,
использовала на “АЛМ” 19,098 сек. для объявлений. Таким же образом, но в значительно
меньших объемах (210 сек.), эфиром “Кентрон” воспользовалась “Процветающая Армения”.

На четырех из семи телеканалов (Первом канале ОТА, Втором Армянском телеканале,
“Армении” и “Шант”) лидерство по объему эфирного времени досталось Республиканской
партии Армении (РПА). Из остальных трех каналов наибольшего интереса на “АЛМ”
удостоилась, как отмечалось выше, Народная партия, на “Кентрон” – партия “Процветающая
Армения”, на “Еркир-медиа” – АРФ “Дашнакцутюн”. Суммарно по семи каналам Республиканская
партия Армении имеет второй показатель по эфирному времени (56,008 сек.), при
этом по частоте упоминаний она является бесспорным лидером (265 упоминаний против
201 – АРФ “Дашнакцутюн”, у которой второй показатель). Это в определенной степени
обусловлено освещением смерти 25 марта 2007 премьер-министра РА Андраника Маркаряна
и обращением СМИ к его личности, возглавляемой им партии и траурными мероприятиями,
в которых РПА и ее представители принимали, естественно, наиболее деятельное
участие.

Помимо Народной партии и Республиканской партии Армении, на семи исследованных
телеканалах по уделенному им вниманию лидируют “Процветающая Армения” (45,120
сек.) и АРФ “Дашнакцутюн” (31,496 сек.). Причем, в отличие от Народной партии,
суммарное время РПА, “Процветающей Армении” и “Дашнакцутюн” складывалось из
более равномерных показателей на отдельных телеканалах. Вслед за этой четверкой
идет большая группа оппозиционных партий, наибольшее освещение из которых получила
Народная партия Армении (15,511 сек.).

Отличие “АЛМ” от других телеканалов подчеркивалось не только показателями Народной
партии, но и вторым местом Молодежной партии (7,386 сек.), почти 98% совокупного
эфирного времени и 60% всех телематериалов которой пришлось именно на “АЛМ”.
Доминирование доли эфирного времени, отведенного одним отдельно взятым телеканалом,
зафиксировано также в случае с Марксистской партией на Первом канале ОТА (94%
совокупного эфирного времени), но это обусловлено участием лидера этой партии
Давида Акопяна в развлекательном телецикле “Две звезды”.

Платным эфиром телекомпаний в марте воспользовались Объединенная трудовая партия
(16,000 сек.) на “АЛМ” и партия “Дашинк” (14,593 сек.) на “Еркир-медиа”. Объединенная
трудовая партия, таким образом, оказалась единственной партией, последовательно,
из месяца в месяц, прибегавшей к этой открытой форме политической агитации через
СМИ. В случае с “Дашинк” это была разовая инициатива – показ фильма о лидере
партии Самвеле Бабаяне. Остальные из имеющих соответствующие финансовые и политические
возможности партий/блока, надо полагать, предпочитали до начала предвыборной
агитации скрытые способы использования телевизионного эфира в своих целях.

Анализ ситуации в вещательных СМИ за последние годы и мониторинг телеканалов
в феврале-марте 2007 позволяют говорить о некоторых тенденциях, обусловленных
в определенной степени согласованной политикой в этой сфере. К ним относятся,
в частности: 1) Сокращение объемов общественно-политической информации на большинстве
телеканалов, в том числе общественных. Исключение составляют лишь те, которые
имеют привязанность к одной конкретной политической силе; 2) Ограничение доступности
телеэфира для политической агитации. Это выражается, в частности, в высоких
ценах на политическую рекламу, которые в ряде случаев оказываются выше, чем
на коммерческую. Данная тенденция особенно негативно сказывается на оппозиционных
партиях, поскольку провластные имеют альтернативные возможности использования
телеэфира; 3) Наиболее действенным фактором, обеспечивающим реальный плюрализм
на ведущих армянских телеканалах, является наблюдение за деятельностью СМИ со
стороны международных организаций. В этом смысле несколько месяцев, предшествовавших
началу предвыборной агитации, можно разделить на три периода. Первый, начиная
со второй половины 2006, характеризуется активизацией ряда провластных партий
и весьма дозированным обращением телекомпаний к оппозиции. Второй период, с
февраля 2007, когда в Армении начал осуществляться мониторинг освещения СМИ,
характеризуется более сбалансированным распределением внимания телекомпаний
между провластными и оппозиционными силами. При этом на ведущих телеканалах
строго ограничивалось упоминание в эфире ряда отдельных оппозиционных партий.
На третьем этапе – начиная с последней декады марта – внимания телеканалов в
той или иной степени удостаивались уже все политические партии, участвующие
в выборах, за исключением партии “Христианско-народное возрождение” (это, скорее
всего, обусловлено не особым отношением к данной партии, а иными обстоятельствами).
Более сбалансированное, чем в феврале 2007, освещение могло быть связано с началом
работы в Армении долгосрочной миссии ОБСЕ/БДИПЧ по наблюдению за выборами.