Еженедельный Бюллетень ЕПК

2007


НОЯБРЬСКИЙ ОТЧЕТ ПО МОНИТОРИНГУ ВЕЩАТЕЛЬНЫХ СМИ

10 декабря в клубе “Урбат” Центр исследований “ТИМ” и Ереванский
пресс-клуб представили промежуточный отчет (за 1-30 ноября 2007) по мониторингу
вещательных СМИ в преддверии президентских выборов-2008. Мониторинг осуществляется
в октябре-декабре 2007 Центром исследований “ТИМ” при поддержке Фонда
содействия-Армения Института открытого общества и при экспертном и ресурсном
содействии Ереванского пресс-клуба.

Мониторинг охватывает передачи, выходящие в прайм-тайме (18.00-24.00) 8 вещательных
СМИ: 4 общенациональные телекомпании – Первый канал Общественного телевидения
Армении, “АЛМ”, “Армения”, Второй Армянский телеканал; 3 столичные
телекомпании
– “Еркир-медиа”, “Кентрон”, “Шант”; 1 общенациональная
радиокомпания
– Общественное радио Армении.

Объектом мониторинга стали политические деятели, в той или иной форме объявившие
о планах выставить свою кандидатуру на президентских выборах 2008, либо политики,
которые наиболее часто рассматривались СМИ в качестве потенциальных кандидатов,
а также лидеры партий, которые набрали более 1% на парламентских выборах 2007,
за исключением тех, кто однозначно не может баллотироваться в президенты по
закону. Таким образом, объектом исследования являются 19 политических деятелей.

Центр исследований “ТИМ” и Ереванский пресс-клуб пришли к следующим
основным выводам.

В НОЯБРЕ 2007 картина, полученная в результате мониторинга 7 теле- и 1 радиоканала,
во многом повторяла октябрьскую. При этом ряд тенденций еще более усилился.
По сравнению с октябрем, в ноябре в редакционном освещении почти на одну четверть
возрос общий объем материалов, посвященных политикам, ставшим объектом мониторинга.
Последнее обстоятельство может свидетельствовать о том, что предвыборная гонка
набирает обороты.

Существенно возросло и внимание вещательных СМИ к двум потенциальным кандидатам
в президенты, характеризуемым журналистами на данном этапе как два полюса избирательной
кампании: премьер-министру, председателю Республиканской партии Армении Сержу
Саркисяну и первому президенту РА Левону Тер-Петросяну. Почти вдвое интенсивнее,
чем в октябре, было также редакционное освещение вещательными СМИ лидера партии
“Процветающая Армения” Гагика Царукяна. Если учитывать также рекламное время,
выделенное Царукяну, то в ноябре он даже обошел Тер-Петросяна. Хотя преимущество
лидера “Процветающей Армении” обеспечено за счет трех телеканалов – “Кентрон”,
“АЛМ” и Второго Армянского телеканала.

Необходимо отметить, что объем освещения Сержа Саркисяна и Гагика Царукяна
складывался из эфирного времени, отведенного им и как исполняющим профессиональные/должностные
обязанности, и как политикам. Тогда как все эфирное время Левона Тер-Петросяна
было посвящено ему сугубо как политику. Вместе с тем характер и содержание большинства
материалов обеих категорий с участием лидеров двух партий, составляющих правящую
коалицию (Республиканская партия Армении и “Процветающая Армения”), формируют
у аудитории отношение к ним именно как к политическим деятелям.

Кроме того, Саркисян и Царукян упоминаются, как правило, в позитивном или нейтральном
контексте, тогда как Тер-Петросян – в негативном. Причем негативное освещение
теле- и радиоканалами первого президента РА приобрело в ноябре еще более подчеркнутый
характер. Если в октябре доля материалов, где Тер-Петросян представлялся в негативном
свете, составила около одной трети от общего количества упоминаний, то в ноябре
– уже около двух третей (293 негативных упоминания из 499). Иными словами, мы
наблюдаем сегодня беспрецедентное для армянского эфира явление – даже нейтральное
(не говоря уже о позитивном) освещение одного из отечественных политиков уступает
в количественном отношении негативному (196 нейтральных упоминаний и 10 позитивных).
Беспрецедентность подобного отношения вещательных СМИ заключается прежде всего
в том, что оно проявляется на столь раннем этапе предвыборной борьбы.

Примерно такая же доля коннотационно окрашенных упоминаний (70 из 119) у Гагика
Царукяна, однако, в отличие от Левона Тер-Петросяна, все они – позитивные. В
упоминаниях Сержа Саркисяна превалируют нейтральные, однако соотношение позитивных
и негативных (162 и 14 соответственно) подтверждает журналистскую метафору о
двух полюсах нынешней избирательной кампании: премьер-министр, согласно пристрастиям
армянских вещателей, это “плюс”, а первый президент – “минус”…

Особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что “полярное” освещение двух
привлекших наибольшее внимание СМИ кандидатов в полной мере свойственно Первому
каналу Общественного телевидения Армении и Общественному радио Армении. В частности,
последнее, отмечавшееся по результатам мониторинга освещения предыдущих выборов
(в 2003 и в 2007) как наиболее сбалансированное СМИ, на сей раз беспристрастностью
не отличается. Из 105 упоминаний Левона Тер-Петросяна в ноябрьском эфире ОРА
82 были негативными и ни одно – позитивным, а из 110 упоминаний Сержа Саркисяна
21 было позитивным и ни одно – негативным. Интересно отметить, что метаморфоза
в работе Общественного радио совпала по времени с отказом его руководства транслировать
программы Армянской службы Радио “Свободная Европа”/Радио “Свобода”.

На фоне сказанного выше вполне логичным выглядело распространенное 3 декабря
2007 заявление группы ведущих преподавателей Ереванского Государственного университета,
известных армянских ученых, призвавших телекомпании страны, в том числе Общественное
телевидение Армении, “не забывать о своих обязательствах перед обществом
и положить конец политике информационной блокады широких слоев общественности”.

Исключение из описанного “общего правила” составляет телеканал “Еркир-медиа”,
где соотношение позитивных и негативных упоминаний Левона Тер-Петросяна и Сержа
Саркисяна более сбалансировано (5-13 и 4-6 соответственно), и в обоих случаях
нейтральные упоминания составляют большинство. В эфире “Еркир-медиа” наибольшее
освещение получил один из двух потенциальных кандидатов в президенты от партии
“Дашнакцутюн” Ваган Ованнесян (в дальнейшем он и был выдвинут партийным съездом
как кандидат в президенты), а второй кандидат – Армен Рустамян оказался среди
наиболее освещаемых политиков (из тех, кто является объектом мониторинга) на
третьем месте – между Левоном Тер-Петросяном и Сержем Саркисяном. При этом надо
иметь в виду, что значительная часть эфирного времени двух лидеров “Дашнакцутюн”
и прежде всего Вагана Ованнесяна пришлась на интенсивное освещение телеканалом
съезда этой партии, состоявшегося 30 ноября.

Ваган Ованнесян и Армен Рустамян чаще других политиков (13 и 11 раз соответственно)
упоминались на “Еркир-медиа” в позитивном контексте и ни разу – в негативном.
Это обстоятельство во многом было связано с освещением своеобразных “праймериз”
– организованного “Дашнакцутюн” и инсценированного под выборы уличного опроса
предпочтений публики между двумя кандидатами от этой партии. Позитив в отношении
двух политиков звучал, в основном, в интервью участников этого опроса. Во многом
в связи с названными событиями – съездом “Дашнакцутюн” и “праймериз” – Ваган
Ованнесян существенно, по сравнению с октябрем, улучшил в ноябре свои совокупные
(по эфирному времени всех 8 каналов) показатели и поднялся на четвертое место
среди кандидатов в президенты, ставших объектами данного мониторинга.

На первом же месте по совокупным показателям эфирного времени на исследуемых
теле-, радиоканалах, как и в октябре, оказался лидер Народной партии Тигран
Карапетян. Однако его первенство обеспечено за счет одного из телеканалов –
“АЛМ”, собственником которого он является. Более 95% выделенного Карапетяну
совокупного эфирного времени приходится именно на долю “АЛМ”. Если бы Тигран
Карапетян удостаивался со стороны “АЛМ” такого же внимания, как в среднем со
стороны других вещательных каналов, то среди политиков, ставших объектом мониторинга,
он оказался бы не на первом, а на тринадцатом месте, а среди выдвинувшихся кандидатов
в президенты – на седьмом. При этом в случае с лидером Народной партии крайне
трудно разграничить передачи, в которых он выступает в качестве журналиста (т.е.
в рамках данного мониторинга это фиксируется как исполнение должностных/профессиональных
обязанностей), и те, в которых он выступает в качестве политика. В обоих случаях
на телеканале “АЛМ” доминируют его взгляды, мнения, оценки относительно разных
аспектов общественно-политической жизни.

ФЕНОМЕН Тиграна Карапетяна обусловил лидерство “АЛМ” как самого “политизированного”
(в смысле уделяемого политической жизни внимания) из исследованных вещательных
каналов. Именно своему владельцу этот телеканал посвятил 75.9% от всего эфирного
времени, выделенного 19 политикам, ставшим объектами данного исследования. Если
бы “АЛМ” уделил Тиграну Карапетяну столько же внимания, сколько в среднем ему
уделили все исследованные каналы, то лидером по “политизированности” стал бы
“Кентрон”. Впрочем, и у “Кентрон” есть свой, хотя и не столь явный “фаворит”
– Гагик Царукян, которому на этом телеканале было выделено в 1.3 раза больше
эфирного времени, чем Левону Тер-Петросяну и Сержу Саркисяну вместе взятым.
На долю Царукяна пришлось 44.1% от общего эфирного времени “Кентрон”, выделенного
всем 19 исследуемым политикам.

На четырех телеканалах еще один из исследуемых политиков – премьер-министр
Серж Саркисян – получил высокий процент: на “Армении” – 76.9% (от общего эфирного
времени, выделенного всем 19 политикам), “Шант” – 48.9%, Первом канале ОТА –
47.2% и Втором Армянском телеканале – 40.8%. На этих и всех других каналах,
кроме “Еркир-медиа”, число позитивных упоминаний премьер-министра значительно
превосходило число негативных: на Первом канале ОТА – 26 и 2, “АЛМ” – 17 и 2,
“Армении” – 11 и 0, Втором Армянском телеканале – 26 и 1, “Кентрон” – 41 и 1,
“Шант” – 16 и 2, Общественном радио – 21 и 0 соответственно. Эти показатели
свидетельствуют о том, что названные вещательные СМИ крайне редко приводят критические
мнения, замечания оппозиционных политиков, других публичных деятелей в адрес
кандидата в президенты от правящей коалиции.

Как и в октябре, в ноябре наименьшее внимание исследуемым политикам из 8 каналов,
ставших предметом мониторинга, уделила “Армения” (более чем в четырнадцать раз
меньше эфирного времени, чем “АЛМ”, и почти в десять раз меньше, чем “Кентрон”).
При этом 88 из чуть более 114 минут, выделенных “Арменией” исследуемым политикам,
пришлись на долю Сержа Саркисяна. Тогда как на долю остальных 18 пришлось в
среднем менее чем по полторы минуты.

19 ПОЛИТИКОВ, ставших объектом мониторинга, в целом были редкими участниками
передач формата “гость в студии”. Очевидное исключение составляет лишь Тигран
Карапетян, но из 15 дискуссионных программ, в которых он участвовал, 14 вышли
в эфире его собственного канала “АЛМ”. Каждый из остальных 18 политиков принял
в ноябре участие в среднем лишь в одной передаче этого формата. Правда, говоря
о недостатке общения будущих избирателей с ведущими политиками, нельзя не отметить
и закрытость значительной части политиков как из провластного, так и из оппозиционного
лагеря. Они довольно часто избегают интервью, отказываются отвечать на журналистские
вопросы, затрагивающие нежелательные для них темы.

ХОТЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РА политическая реклама в СМИ предусмотрена только во
время официальной предвыборной агитации (в данной кампании – с 21 января по
17 февраля 2008), в ноябре, как и в октябре 2007, группой мониторинга зафиксирован
ряд рекламных материалов, которые прямо или косвенно работали на имидж политиков,
являющихся объектом мониторинга. В частности, по “Еркир-медиа” шло объявление
об упомянутых выше “праймериз”, организованных партией “Дашнакцутюн”, где в
позитивном контексте упоминались Ваган Ованнесян и Армен Рустамян. По “АЛМ”
в эфир выходили объявления о съезде Народной партии и о паломничестве к церкви
Дгер в области Арагацотн, организованном Тиграном Карапетяном. По “Кентрон”
и Первому каналу ОТА продолжалась начавшаяся в октябре демонстрация рекламного
ролика, посвященного 130-летию Ереванского коньячно-вино-водочного комбината
“Арарат”, в котором главным действующим лицом был владелец этого предприятия
Гагик Царукян.

Группа мониторинга обращает также внимание на материалы, шедшие в эфир как
редакционные, но имеющие некоторые признаки рекламы. Так, 4 ноября в эфире “АЛМ”
был показан фильм “10 лет “Оринац еркир”, посвященный деятельности партии “Оринац
еркир” и ее лидера Артура Багдасаряна. Незадолго до этого, 25 октября, будучи
гостем передачи “Позиция”, Артур Багдасарян упомянул об этом фильме, попросив
ведущего передачи Тиграна Карапетяна показать его на своем телеканале за плату,
на что получил согласие. Однако при показе фильма пометок, свидетельствующих
о платном эфире, не было. На “Кентрон”, “АЛМ” и Втором Армянском телеканале
неоднократно демонстрировался фильм о праздновании 130-летия Ереванского коньячно-вино-водочного
комбината “Арарат” и прошедшем в Ереване международном турнире по дзюдо, способствующий
формированию позитивного имиджа Гагика Царукяна. На тех же трех упомянутых выше
телеканалах вышел в эфир один и тот же репортаж о первом расширенном заседании
Совета попечителей Фонда развития науки НАН РА. Центральной фигурой в этом репортаже
был все тот же Гагик Царукян, который выступал как спонсор науки и образования.
Вопросы здесь вызывают частота появления в эфире этих материалов и их показ
сразу по трем телеканалам.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА:

Все материалы исследуемого эфира подразделяются на два типа:
1. Редакционное освещение;
2. Платные передачи и реклама/объявления (политическая, коммерческая, социальная).

1. Основной единицей исследования является теле-, радиоматериал.

2. Мониторы фиксируют и подсчитывают упоминания
политических деятелей в редакционном и платном освещении исследуемых вещательных
СМИ. Подсчитывается также количество позитивных, негативных и нейтральных
упоминаний политических деятелей. Под знаковыми (позитивными, негативными) упоминаниями
понимаются те, которые содержатся в материалах, создающих у аудитории однозначно
позитивное или негативное общее впечатление о политике. Там, где подобной однозначности
нет, упоминание фиксируется как нейтральное. В каждом теле-, радиоматериале
фиксируется только одно упоминание и только один знак отношения к каждому политическому
деятелю. Упоминанием считается также любое появление политика в телевизионном
кадре.

3. Мониторы фиксируют и измеряют также объем материалов,
т.е. эфирное время (в секундах),
выделенное политическим деятелям для выражения своих взглядов, мнений, а также
суждений, рассказа о них со стороны других лиц в редакционном и платном освещении
исследуемых вещательных СМИ. Помимо фиксации общего эфирного времени, выделенного
политику, исследуется также, в каком качестве данный политик выступает. Таким
образом, дифференцируется и заносится в соответствующую главу эфирное время
(в секундах)
, выделенное политику на освещение его:
1. Должностной и профессиональной деятельности;
2. Деятельности, не связанной непосредственно с профессиональной или исполнением
должностных обязанностей.

4. Отдельным списком мониторы фиксируют участников
дискуссионных программ
(жанра “интервью”, “гость в студии”, “ток-шоу”)
на исследуемых теле-, радиоканалах, указывая теле-, радиоканал, название программы,
имена и должности приглашенных участников.