Еженедельный Бюллетень ЕПК

2007


ЕРЕВАНСКИЙ ПРЕСС-КЛУБ ПРЕДСТАВИЛ ФЕВРАЛЬСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА 7 ТЕЛЕКАНАЛОВ

7 марта в клубе “Урбат” Ереванский пресс-клуб представил журналистской общественности
результаты мониторинга семи телеканалов Армении, осуществляемого ЕПК в преддверии
официальной агитационной кампании по выборам в Национальное Собрание РА. Исследование
рассчитано на два месяца (февраль-март 2007) и реализуется в рамках проекта
ЕПК “Содействие плюрализму СМИ в год выборов”, поддержанного Сетевой программой
СМИ Института открытого общества. В публикуемом ниже отчете подведены итоги
первого месяца.

Данный отчет по мониторингу охватывает период с 1 по 28 февраля 2007. Объектом
мониторинга стали 7 телеканалов: Первый канал Общественного телевидения Армении,
Второй Армянский телеканал, “АЛМ”, “Армения”, “Еркир-медиа”, “Кентрон”, “Шант”
(Ереван), точнее, их ежедневный эфир с 18.00 до 24.00. При этом передачи, начавшиеся,
но не завершившиеся до 18.00, не рассматривались. А передачи, начавшиеся, но
не завершившиеся до 24.00, рассматривались полностью, до их завершения.

Мониторами фиксировались упоминания 34-х политических партий, наиболее активных
в Армении в последние годы, и отведенное им эфирное время. На “счет” партий
заносились также упоминания и эфирное время, отведенное представителям этих
партий (их заявления, выступления, цитаты, а также описание их деятельности,
мнения, комментарии о них других лиц). В случаях, когда представители партий
выступали как лица, выполняющие свои непартийные должностные, профессиональные
и др. обязанности, и их партийная принадлежность не подчеркивалась, упоминания
и эфирное время не фиксировались.

Отдельно замерялось эфирное время, предоставляемое партиям для рекламных роликов/объявлений/материалов
о них.

Также отдельно велся список лиц, приглашаемых в течение февраля на передачи
в жанре интервью, “гость в студии”.

Параллельно с количественным мониторингом осуществлялся анализ законодательства,
общей ситуации в средствах массовой информации, высказываний представителей
СМИ о своей работе в предвыборный период.

Поскольку законодательство РА не регулирует четко политическую агитацию и редакционное
освещение деятельности партий в периоды вне официальной агитационной кампании
(на выборах в НС РА 2007 – с 8 апреля по 10 мая), представляемые результаты
мониторинга не направлены на выявление нарушений законов.

Задачей исследования является определение: 1) насколько широко телеаудитория
информируется о политическом спектре и деятельности отдельных партий накануне
выборов; 2) обеспечиваются ли равные возможности для всех партий представлять
свои политические взгляды и программы.

Наиболее активно предвыборную политическую ситуацию освещал телеканал “Кентрон”:
он уделил различным партиям больше всего эфирного времени. Далее следуют “Еркир-медиа”,
Второй Армянский телеканал, Первый канал ОТА и “Шант”. “Кентрон” и “Еркир медиа”
выделялись также наибольшим числом общественно-политических передач и разнообразием
интервьюируемых политиков, других представителей общественности. Наименьший
интерес к политике продемонстрировал в феврале телеканал “Армения”: с начала
2007 он отказался от целого ряда общественно-политических передач, в том числе
в жанре “гость в студии”. Исключение этот телеканал в течение месяца сделал
лишь для министра обороны и председателя Совета Республиканской партии Армении
Сержа Саркисяна.

Особняком стоит телеканал “АЛМ”, который, с одной стороны, уделил политике
больше всего эфирного времени, но с другой – это происходило за счет исключительного
внимания к деятельности и позиции владельца телекомпании Тиграна Карапетяна,
возглавляющего также Народную партию. На долю Народной партии пришлось 85.5%
политического эфира “АЛМ”.

Благодаря вниманию со стороны этого телеканала Народная партия имеет большое
преимущество над всеми остальными партиями в плане выделенного ей и ее лидеру
эфирного времени на 7 телеканалах (78,263 сек.). При этом 98% этого совокупного
эфирного времени Народной партии приходится именно на “АЛМ”. Кроме того, Народная
партия использовала эфир этого канала для разного рода объявлений (3,924 сек.).
“АЛМ” оказался единственным телеканалом в феврале, чьим платным политическим
эфиром воспользовалась одна из партий: Объединенная трудовая партия, как и в
предыдущие месяцы, размещала здесь свои передачи.

Среди лидеров по уделенному телеканалами вниманию – Армянская революционная
федерация “Дашнакцутюн” (29,938 сек.), “Процветающая Армения” (24,559 сек.),
Республиканская партия Армении (22,630 сек.). Т.е. две партии, составляющие
основу правящей коалиции, а также партия (“Процветающая Армения”), ранее других
стартовавшая и наиболее активно проводящая избирательную кампанию, и, судя по
составу ее руководящего органа, также близко стоящая к власти. От них достаточно
далеко для партии, имеющей фракцию в парламенте и входящей в правящую коалицию,
оказалась Объединенная трудовая партия (3,929 сек.). Однако она в значительной
степени компенсировала эти скромные цифры активным использованием, как отмечалось
выше, платного эфира (в 3.5 раза перекрыв им редакционное освещение партии на
7 телеканалах).

Диспропорция во внимании телеканалов к партиям, если судить по отзывам журналистов,
в большинстве случаев вызвана следующими факторами: политическим весом партии,
компетентностью ее лидеров и их готовностью к контактам с представителями СМИ
по широкому кругу вопросов, влиянием партий на определенные телеканалы и их
собственников, наличием финансовых возможностей и активностью в проведении предвыборных
мероприятий.

Первый канал Общественного телевидения Армении, на котором лежит особая миссия,
предопределенная его статусом, распределил внимание к партиям, в основном, в
близком соответствии с их сегодняшним местом на политической сцене (в частности,
с представительством в парламенте): Республиканская партия Армении (6,038 сек.),
партия “Оринац еркир” (3,214 сек.), АРФ “Дашнакцутюн” (3,127 сек.), Народная
партия Армении (1,810 сек.), “Национальное единение” (1,780 сек.). В этом правиле
есть, однако, существенное исключение, о котором будет сказано ниже.

Если судить по данным за февраль 2007, претензии большинства оппозиционных
партий по поводу закрытости для них телеэфира не имеют под собой достаточных
оснований. Сразу вслед за лидирующей четверкой (по суммарному объему выделенного
эфира на 7 телеканалах) следуют оппозиционные “Оринац еркир” (16,230 сек.),
Союз “Конституционное право” (10,739 сек.) – правда, результат СКП является
не столько свидетельством интереса к этой партии как таковой, сколько следствием
внутрипартийного скандала, достигшего апогея именно в феврале, Народная партия
Армении (9,593 сек.), Национально-демократический альянс (8,152 сек.), Армянское
общенациональное движение (8,061 сек.), “Национальное единение” (6,680 сек.).

Вместе с тем данные за февраль дают основания говорить об определенной дискриминации
со стороны всех исследованных телеканалов в отношении трех оппозиционных политических
партий: “Республика”, “Наследие” и “Новые времена”. В меньшей степени это утверждение
относится к партии “Республика” и к телеканалам “Еркир-медиа” и “Кентрон”.

Первая из названных выше партий явилась одной из двух основных учредителей
наиболее крупного оппозиционного блока и парламентской фракции “Ардарутюн”,
в ее состав входит целый ряд высокопоставленных в недавнем прошлом государственных
деятелей. Вторую возглавляет первый министр иностранных дел Республики Армения,
имеющий, судя по опросам Гэллапа в 2006, достаточно высокий политический рейтинг.
Лидер третьей был кандидатом в президенты на выборах 2003 и занял тогда четвертое
место по набранным голосам избирателей. Причем эти три партии все последние
годы оставались действующими политическими структурами. Иными словами, есть
достаточно оснований уделить им внимание накануне выборов.

Однако 7 исследованных каналов (это в полной мере относится и к Первому каналу
ОТА) проявили либо нулевой, либо слабый интерес к этим трем партиям. К их деятельности
либо не обращались вообще, либо обращались крайне редко и в минимальных объемах,
практически не освещались их мероприятия, пресс-конференции, представители этих
партий ни разу не интервьюировались.

Похожее отношение проявляется, кстати, и к ряду общественных организаций, активных
в избирательном процессе, вопросах демократических реформ в целом и не избегающих
критических оценок в адрес властей. Такое положение вещей, как и процесс установления
телеканалами расценок на предвыборную рекламу, оставляет впечатление согласованной
политики.