Еженедельный Бюллетень ЕПК

2007


ГОСДЕП США О СВОБОДЕ СЛОВА И ПРЕССЫ В АРМЕНИИ В 2006

6 марта Государственный Департамент США обнародовал доклад о соблюдении прав
человека в различных странах мира в 2006 году, подготовленный Бюро по вопросам
демократии, прав человека и труда.

Обращаясь к ситуации со свободой слова и прессы в Армении, Госдепартамент США,
в частности, отмечает, что, “хотя Конституция гарантирует свободу слова и прессы,
власти частично ограничивали свободу слова” и “были случаи насилия, запугивания
и самоцензуры прессы”.

Частные печатные СМИ, говорится в докладе, свободно отражали различные точки
зрения, однако ни одна из газет не была полностью независима от интересов экономических,
политических групп или лиц.

Из-за низких тиражей большая часть населения Армении черпает информацию из
вещательных СМИ, которые, в основном частные. Новостное освещение частных телеканалов
столицы и других городов страны в целом находится на хорошем техническом уровне,
однако, по мнению авторов доклада, качество содержания теле- и радионовостей
варьируется. Большинство вещательных компаний принадлежит провластным политикам
или близким к властям бизнесменам, и это вынуждает журналистов прибегать к самоцензуре.
Ведущие вещательные СМИ “в целом придерживаются провластных позиций”, а Первый
канал Общественного телевидения Армении, в основном, “избегает редакционных
комментариев или критики действий властей”.

В докладе Госдепа США описывается ситуация с непредоставлением Национальной
Комиссией по телевидению и радио частоты телекомпании “А1+” – “одному из последних
политически независимых телеканалов”. По предположению наблюдателей, это решение
было политически мотивированным – из-за критики администрации президента Кочаряна,
а все 12 дальнейших попыток “А1+” получить лицензию на вещание оказались безуспешными,
отмечается в докладе. Далее в документе приводится рекомендация из отчета Представителя
ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклоша Харашти о положении СМИ в Армении, в которой
подчеркивается, что состав регулирующих органов, в том числе Национальной Комиссии
по телевидению и радио, должен отражать политическое разнообразие страны и в
него должны быть включены неправительственные организации и профессиональные
объединения.

Отклонение осенью 2006 предложенных правительством поправок в вещательное законодательство
охарактеризовано в докладе как “необычное явление для Национального Собрания,
где правящая коалиция имеет большинство”.

По оценке Госдепартамента США, зарубежные СМИ в целом свободно функционируют
на территории страны.

Кроме того, в докладе перечисляются инциденты с представителями СМИ, происшедшие
в 2006. Тюремное заключение главного редактора оппозиционной газеты “Жаманак-Ереван”
Армана Бабаджаняна за фальсификацию документов с целью уклониться от прохождения
срочной воинской службы. Несмотря на признание им своей вины, мера наказания
оказалась строже, чем обычно назначаемая в подобных случаях, говорится в докладе,
и некоторые наблюдатели считают, что Арман Бабаджанян стал жертвой селективного
правоприменения. Угрозы по электронной почте в июле в адрес председателя общественной
организации “Журналисты-расследователи” и главного редактора Интернет-газеты
“Етк” Эдика Багдасаряна, последовавшие после публикации статей, “критикующих
новую политическую партию”. Ситуация, в которой оказался внештатный корреспондент
газет “Чоррорд ишханутюн” и “Аравот” Гагик Шамшян, подвергшийся в июле преследованию
со стороны родственников и близких префекта одной из ереванских общин, а впоследствии
сам обвиненный в совершении нескольких правонарушений. Нападение 6 сентября
на редактора газеты “Иравунк” Ованеса Галаджяна.

“Несмотря на отсутствие официальной цензуры, журналисты и оппозиционные партии
выражают озабоченность давлением властей на телекомпании с тем, чтобы не предоставлялся
эфир некоторым неугодным политикам”, – подчеркивается в докладе Госдепартамента
США.