Еженедельный Бюллетень ЕПК

2007


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ ОБСЕ/БДИПЧ О ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ В АРМЕНИИ

Наблюдательская миссия ОБСЕ/БДИПЧ обнародовала заключительный отчет о парламентских
выборах в Армении, состоявшихся 12 мая 2007. В числе прочих аспектов избирательной
кампании наблюдатели дали оценку и работе СМИ.

В отчете, в частности, отмечаются высокие расценки на политическую рекламу,
установленные вещательными СМИ. В результате лишь немногие участники выборов
воспользовались платным рекламным временем. Кроме того, в некоторых случаях
политическая реклама выходила в эфир без соответствующей пометки, а иногда –
в блоках коммерческой рекламы. “Ни одно из этих нарушений вещательного законодательства
не вызвало какой-либо реакции контролирующих органов”, – говорится в документе.
Получаемые Миссией сигналы о несбалансированном освещении политических сил страны,
по мнению наблюдателей, обусловлены отсутствием в национальном законодательстве
положений, регулирующих работу медиа в период между выборами. Ситуация, подчеркивается
в отчете, изменилась с началом предвыборной кампании: СМИ стали уделять больше
внимания агитационным мероприятиям и кандидатам в своих новостных выпусках,
аналитических программах и ток-шоу. В частности, наблюдателями упоминается цикл
предвыборных теледебатов, организованных Ереванским пресс-клубом на канале “Еркир-медиа”.

“В целом, многие СМИ (как в Ереване, так и в других регионах страны) предпринимали
очевидные усилия с целью наиболее широко представить политический спектр, и,
таким образом, старались следовать законодательным положениям, требующим обеспечить
равные возможности”, – считают наблюдатели от ОБСЕ/БДИПЧ.

Вместе с тем, как показал медиа-мониторинг, проведенный ОБСЕ/БДИПЧ, большинство
исследованных телеканалов в новостных выпусках отдавало приоритет правительству
и трем политическим партиям – Республиканской партии Армении, “Процветающей
Армении” и АРФ “Дашнакцутюн”. При этом в телеосвещении деятельности правительства
основной упор делался на премьер-министре Серже Саркисяне. По мнению наблюдателей,
недостаточно четкое разграничение публичных выступлений Сержа Саркисяна как
премьер-министра и как кандидата в депутаты является отражением “более широкой
проблемы – того, что законодательные требования о ведении избирательной кампании
должностными лицами и ее освещении в СМИ трудно применять и обеспечивать их
выполнение”.

В материалах об участниках выборов СМИ, в основном, уделяли внимание личностям
политиков, их позициям по актуальным вопросам и их прошлым достижениям, а не
платформам и программам партий, которые они представляют, считают наблюдатели
ОБСЕ/БДИПЧ. При этом телеканалы в основных новостных выпусках давали положительную
и нейтральную информацию, сводя критические замечания к минимуму. Наблюдатели
также отмечают, что СМИ выполнили законодательное требование о запрете на агитацию
за день до голосования, за исключением газеты “Айоц ашхар”, опубликовавшей 11
мая материалы с символикой Республиканской партии Армении.

Первый канал Общественного телевидения Армении и Общественное радио Армении,
говорится в отчете, “старались следовать такой редакционной политике, которая
обеспечила бы равные условия для всех кандидатов”, отдавая приоритет крупным
партиям, партиям, представленным в парламенте, и партиям, ведущим активную кампанию.
Освещение в вечерних выпусках информационной программы Общественного радио было
сбалансированным, и наибольшая его доля пришлась на Республиканскую партию,
“Оринац еркир” и Народную партию Армении.

По мнению авторов отчета, Первый канал ОТА в целом обеспечил представленность
в своем эфире политических сил, однако его освещение “Оринац еркир” “вызывает
сомнения в том, насколько в содержательной части канал был по-настоящему беспристрастен
к этой партии” (речь идет о практически дословном воспроизведении в эфире статьи
газеты “Голос Армении” от 21 апреля 2007, содержащей тайную запись беседы лидера
“Оринац еркир” Артура Багдасаряна с британским дипломатом). Не отрицая редакционной
свободы телекомпании оповещать общество о важнейших событиях, наблюдатели, тем
не менее, считают, что “Первый канал не обеспечил журналистские стандарты, поскольку
не представил ответа от “Оринац еркир”. В докладе также говорится, что предвыборное
и поствыборное освещение Первым каналом ряда оппозиционных сил – таких, как
партия “Наследие”, партия “Республика”, блок “Импичмент” и партия “Новые времена”,
вызывает “обеспокоенность в плане объективности и беспристрастности канала при
представлении различных точек зрения”.

Исследовав работу частных телекомпаний, наблюдатели ОБСЕ/БДИПЧ пришли к выводу,
что в новостных программах всех общенациональных частных вещателей преобладало
освещение деятельности правительства – почти всегда в позитивном и нейтральном
контексте. Кроме властей, внимание частных телеканалов было сосредоточено на
трех партиях – Республиканской, “Процветающей Армении” и “Дашнакцутюн”. Критической
информации об этих партиях практически не было. Критические мнения звучали лишь
в эфире радиостанций, в основном в программах Армянской службы Радио “Свободная
Европа”/Радио “Свобода”.

Что касается печатных СМИ, то они предлагали читателям разнообразие мнений,
в том числе критических, знакомили с различными политическими силами и кандидатами-мажоритарниками,
однако зачастую отличались несбалансированностью подхода. Наиболее сбалансированным
и аналитичным было освещение газеты “Аравот”, говорится в заключительном отчете
Наблюдательской миссии ОБСЕ/БДИПЧ.