Еженедельный Бюллетень ЕПК

2008


МИССИЯ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ОБСЕ/БДИПЧ: “КАНДИДАТЫ ПОЛУЧИЛИ В ЦЕЛОМ ПОЗИТИВНОЕ ИЛИ НЕЙТРАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ, И ЛИШЬ ОДИН ИЗ НИХ ОСВЕЩАЛСЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ НЕГАТИВНО”

14 февраля был обнародован второй промежуточный отчет Миссии наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ
на выборах президента РА. Наряду с прочими мероприятиями, отмечается в отчете,
Миссия продолжила мониторинг освещения СМИ Армении президентских выборов, начатый
11 января. Исследование охватывает 7 телеканалов (Первый канал Общественного
телевидения Армении, “АЛМ”, “Армения”, Второй Армянский
телеканал, “Кентрон”, “Шант”, “Еркир-медиа”);
2 радиоканала (Общественное радио Армении, Армянская служба Радио “Свободная
Европа”/Радио “Свобода”); 4 ежедневные газеты (“Айастани
Анрапетутюн”, “Аравот”, “Азг”, “Айкакан жаманак”).
Во втором промежуточном отчете Миссии наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ были представлены
результаты медиа-мониторинга за 21 января – 5 февраля 2008 (предыдущий отчет
– см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 25-31
января 2008
). 20 февраля Миссия опубликовала свои предварительные заключения
по деятельности СМИ в период избирательной кампании (см. ниже).

Согласно выводам Миссии, представленным во втором промежуточном отчете, “с
началом официальной избирательной кампании – 21 января – существенно увеличился
объем политической и связанной с выборами информации “. “В большинстве
СМИ выделенное кандидатам время распределилось более равномерно, чем в предыдущий
исследуемый период. Однако освещение Левона Тер-Петросяна в различных вещательных
СМИ содержало множество критических замечаний, тогда как остальные восемь кандидатов
представлялись в целом в позитивном или нейтральном контексте”, – подчеркивают
авторы отчета.

В разделе отчета, посвященном медиа, отмечается, что Первый канал Общественного
телевидения Армении и Общественное радио Армении выполняли свои законодательные
обязательства по предоставлению всем кандидатам бесплатного эфира. Два кандидата
– Тигран Карапетян и Арман Меликян – не воспользовались бесплатным эфиром Общественного
радио, при этом последний из них, как и Арам Арутюнян, пока не воспользовались
платным эфиром общественных вещателей.

В исследуемый период, говорится в отчете Миссии, на Первом канале ОТА время,
отведенное каждому из девяти кандидатов, распределилось достаточно равномерно.
Гостями ток-шоу “Европолис” должны были стать все кандидаты в президенты,
однако Левон Тер-Петросян не принял участие в передаче от 29 января, “сославшись
на свое напряженное расписание”. По мнению наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ, новостное
освещение Левона Тер-Петросяна преимущественно содержало критические замечания,
тогда как остальные восемь кандидатов представлялись в целом в позитивном или
нейтральном контексте. По сравнению с Первым каналом ОТА, Общественное радио
выделило Тер-Петросяну меньший объем освещения, при этом тональность последнего
была аналогичной.

Из шести исследованных частных телекомпаний, Второй Армянский телеканал выделил
всем девяти кандидатам в целом равное эфирное время. На телеканале “Армения”
восемь кандидатов получили равный объем освещения, а Серж Саркисян – почти вдвое
больший объем, чем любой другой кандидат. “Шант” равномерно осветил
шестерых кандидатов, “АЛМ” более 75% от общего эфирного времени выделил трем
кандидатам – Сержу Саркисян (35%), Тиграну Карапетяну и Вагану Ованнесяну (по
21%). На “Еркир-медиа” около 36% от общего эфирного времени, выделенного
всем кандидатам, пришлось на долю Вагана Ованнесяна.

В целом частные и общественные СМИ освещали деятельность Сержа Саркисяна как
кандидата в президенты, отмечается в отчете. По сравнению с другими кандидатами,
почти все вещательные СМИ представляли его в более благоприятном свете. “Частные
медиа в основном воздерживались от критических замечаний в адрес семи из остальных
восьми кандидатов, тогда как большая часть освещения Левона Тер-Петросяна на
трех из шести частных телеканалов была преимущественно негативной по тональности”,
– констатирует Миссия наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ.

В отчете напоминается предъявляемое общественным и частным СМИ требование представлять
“беспристрастную и свободную от оценок” информацию об избирательных
кампаниях кандидатов и “обеспечивать равные условия доступа к СМИ”.
“Отчасти, более негативное освещение Левона Тер-Петросяна стало результатом
частой критики его со стороны других кандидатов, в частности Арташеса Гегамяна,
а также действующего президента (не являющегося кандидатом). Новостные программы
почти всех вещательных СМИ (за исключением Армянской службы Радио “Свобода”/Радио
“Свободная Европа”) практически не озвучивали критические замечания
Левона Тер-Петросяна в адрес Сержа Саркисяна и действующего президента. В то
же время Тер-Петросян критиковал действующего президента и Сержа Саркисяна,
пользуясь бесплатным эфирным временем”, – отмечают авторы отчета.

Миссия наблюдателей подчеркивает, что из-за относительно низких тиражей печатная
пресса имеет меньшее влияние, чем вещательные СМИ. В официальной газете “Айастани
Анрапетутюн” Серж Саркисян получил 38% от общей газетной площади, выделенной
всем кандидатам, при этом его освещение носило позитивный характер. И наоборот,
частная газета “Айкакан жаманак” оказывала сильную поддержку Левону
Тер-Петросяну и отвела ему 65% от общей газетной площади, выделенной всем кандидатам.
Наиболее сбалансированным было освещение в газете “Аравот”, говорится
во втором промежуточном отчете Миссии наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ.

20 февраля Миссия наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ обнародовала заявление о предварительных
выводах и заключениях по президентским выборам в Армении, состоявшимся 19 февраля
2008. В предварительных выводах Миссии, в частности, отмечается: “В период официальной
избирательной кампании, стартовавшей 21 января, медиа в основном равномерно
освещали всех кандидатов. Кандидаты получили в целом позитивное или нейтральное
освещение, и лишь один из них освещался главным образом негативно вещательными,
в том числе общественными СМИ. В новостных программах в основном не представлялись
мнения, критикующие действующие власти.” В заявлении также приводятся позитивные
аспекты избирательного процесса, равно как и проблемы, вызывающие озабоченность.
В числе последних Миссия отметила: “Национальная Комиссия по телевидению
и радио не в полной мере выполняла свою функцию по контролю за соответствием
деятельности СМИ требованиям законодательства.”

В разделе заявления, посвященном медиа, ситуация в СМИ характеризуется следующим
образом: “Телевидение – наиболее важный источник информации, однако, как отметил
Представитель ОБСЕ по свободе СМИ, “недостаточное разнообразие мнений в вещательном
секторе остается главной проблемой”. Несмотря на существенное улучшение законодательства,
в декабре 2007 Генеральный секретарь Совета Европы подчеркнул, что актуальная
ситуация в армянских СМИ в целом не соответствует стандартам Совета Европы.”

В период официальной избирательной кампании, отмечается далее в заявлении,
события, связанные с выборами, в том числе высказывания президента Армении,
широко освещались вещательными СМИ – в новостных выпусках, платной и бесплатной
рекламе, различных ток-шоу: “Левон Тер-Петросян отказался принимать участие
в последних, а Серж Саркисян участвовал лишь однажды. Теледебатов между кандидатами
не было.”

Кандидаты в президенты имели возможность для предвыборной агитации в эфире
Первого канала Общественного телевидения Армении и Общественного радио Армении.
В этом отношении общественные вещатели выполнили свои законодательные обязательства,
однако, подчеркивает Миссия, Общественное телевидение, невзирая на критику в
прошлом, по-прежнему предоставляло платный и бесплатный эфир, начиная с 17.15,
т.е. не в прайм-тайм. По мнению Миссии, Первый канал ОТА достаточно равномерно
освещал всех кандидатов, выделив им от 13% и 14% (соответственно Арташес Гегамян
и Артур Багдасарян) до 19% и 21% (соответственно Серж Саркисян и Левон Тер-Петросян)
от общего эфирного времени, отведенного всем девяти кандидатам: “Вместе с тем
освещение Левона Тер-Петросяна преимущественно содержало негативные комментарии,
тогда как остальные восемь кандидатов представлялись в целом в позитивном или
нейтральном контексте.”

Серж Саркисян получил наибольшее освещение на пяти из шести исследованных частных
телеканалов – в основном как кандидат в президенты. В частности, телеканал “Армения”
уделил ему почти вдвое больше времени, чем любому другому кандидату. По данным
Миссии наблюдателей, Серж Саркисян получил большее, чем другие кандидаты, позитивное
освещение, и в новостных программах редко озвучивалась критика в его адрес или
в отношении политики властей: “Репортажи о его предвыборных митингах, как правило,
передавались в эфир на следующий день после их проведения, и в них использовались
похожие кадры. Это производило впечатление о применении особой редакционной
политики и ставило под вопрос редакционную независимость СМИ.” Исследуемые СМИ
в основном воздерживались от критических замечаний в отношении семи из восьми
остальных кандидатов, констатируется в заявлении Миссии.

Один из кандидатов – Левон Тер-Петросян – получил главным образом негативное
освещение на исследованных телеканалах, в особенности на Первом канале ОТА,
Втором Армянском телеканале, “АЛМ”, “Кентрон” и “Еркир-медиа”:
“Отчасти, объем подобного освещения возрос из-за частой критики его со
стороны президента Кочаряна и некоторых кандидатов, в частности Арташеса Гегамяна.
И наоборот, почти все вещательные СМИ в своих новостных программах игнорировали
критические комментарии Левона Тер-Петросяна в адрес действующих властей.” Первый
канал ОТА в своих новостных программах проявлял избирательный подход к высказываниям
Левона Тер-Петросяна и выстраивал видеоряд таким образом, чтобы создавалось
впечатление о немногочисленности и пассивности людей, присутствующих на его
предвыборных митингах, тогда как кадры, используемые в агитационных материалах
Левона Тер-Петросяна, которые передавались в платном и бесплатном эфире, свидетельствовали
о воодушевленной поддержке и высокой посещаемости его мероприятий, подчеркивается
в заявлении Миссии. Хотя СМИ предпринимали усилия для равномерного освещения
всех кандидатов, отмеченные факторы вызывают определенные сомнения в том, что
медиа в полной мере следуют обязательству перед ОБСЕ предоставлять гражданам
беспристрастную информацию для осуществления ими осознанного выбора.

Что касается печатных СМИ, то, говорится в заявлении Миссии наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ,
они более независимы и отражают большее разнообразие мнений, однако в силу маленьких
тиражей играют меньшую роль в информировании общества: “В официальной газете
“Айастани Анрапетутюн” Серж Саркисян получил 45% от общей газетной
площади, отведенной всем кандидатам, при этом его освещение носило в целом позитивный
характер. Частная газета “Айкакан жаманак” отвела Левону Тер-Петросяну
56% от общей газетной площади, выделенной всем кандидатам, с преимущественно
позитивным освещением.”