Еженедельный Бюллетень ЕПК

2008


ЕПК ПРЕДСТАВИЛ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ОСВЕЩЕНИЯ ВЕЩАТЕЛЬНЫМИ СМИ ВТОРОЙ ДЕКАДЫ АГИТАЦИОННОЙ КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА РА

14 февраля в клубе “Урбат” Ереванский пресс-клуб представил результаты
мониторинга освещения вещательными СМИ Армении второй декады официальной избирательной
кампании по выборам президента РА (31 января – 9 февраля 2008). Мониторинг 8
вещательных СМИ осуществляется ЕПК при поддержке Института открытого общества
и охватывает период предвыборной агитации – с 21 января по 17 февраля 2008.
(С промежуточным отчетом за первые десять дней кампании – 21-30 января – можно
ознакомиться в выпуске Еженедельного бюллетеня ЕПК от 1-7
февраля 2008
.)

ДАННЫЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ включает период с 31 января по 9 февраля
2008
. По сравнению с предыдущей десятидневкой (21-30 января 2008),
в этот исследуемый период несколько увеличился объем редакционного освещения
избирательной кампании. Однако произошло это за счет освещения кандидатов в
президенты РА, выделившихся как вызывающие наибольший интерес СМИ – это первый
президент РА Левон Тер-Петросян, премьер-министр РА, кандидат от Республиканской
партии Армении Серж Саркисян, кандидат от партии “Оринац еркир” Артур Багдасарян,
кандидат от Народной партии Тигран Карапетян, кандидат от партии “Дашнакцутюн”
Ваган Ованнесян, кандидат от партии “Национальное единение” Арташес Гегамян
и кандидат от Национально-демократического союза Вазген Манукян. Выдвинувшийся
по собственной инициативе Арман Меликян и кандидат от партии “Национальное согласие”
Арам Арутюнян несколько отстают от лидирующей семерки. Правда, Тигран Карапетян
основное освещение получил по традиции на принадлежащем ему телеканале “АЛМ”,
и если бы в “своем” эфире этот кандидат удостоился такого же внимания, как в
среднем на семи других исследуемых каналах, то и он оказался бы на восьмом месте
– между Арманом Меликяном и Арамом Арутюняном.

Несколько увеличился и разрыв между кандидатами, получившими наибольший и наименьший
совокупный (на всех 8 исследуемых СМИ) объем освещения – 37,016 сек. у Левона
Тер-Петросяна и 8,725 сек. у Арама Арутюняна (соотношение – более четырех к
одному, тогда как в предыдущей десятидневке соотношение между наиболее и наименее
освещаемыми кандидатами составило менее двух с половиной к одному).

Первый президент РА удостоился за представляемые в данном отчете десять дней
наибольшего внимания 8 исследованных вещательных каналов. За ним следует Серж
Саркисян – 32,786 сек. (из них 9,451 сек. пришлась на освещение его деятельности
как премьер-министра). При этом, если из выделенного кандидатам общего эфирного
времени исключить освещение их должностной деятельности, то Серж Саркисян окажется
по совокупному эфирному времени позади еще трех кандидатов – Артура Багдасаряна
(29,963 сек.), Тиграна Карапетяна (25,706 сек.) и Вагана Ованнесяна (25,601
сек.).

ВМЕСТЕ С ТЕМ Левон Тер-Петросян остается бесспорным лидером по числу коннотационно
окрашенных упоминаний (146), а точнее, по негативным упоминаниям (143 при 3
позитивных). Также часты коннотационно окрашенные упоминания Сержа Саркисяна
(83 позитивных и 24 негативных). Эти два кандидата, как и на всех предыдущих
этапах мониторинга (мониторинг 8 вещательных СМИ проводился также в преддверии
избирательной кампании – в октябре-декабре 2007), получили полярное освещение.
Из остальных кандидатов позитивный баланс знаковых упоминаний у Тиграна Карапетяна
(8-0) и Вагана Ованнесяна (14-0), негативный – у Артура Багдасаряна (11 позитивных
и 16 негативных) и Вазгена Манукяна (4-8), нейтральный или почти нейтральный
– у Арташеса Гегамяна (3-4), Армана Меликяна (0-1) и Арама Арутюняна (0-0).
При этом все позитивные упоминания Тиграна Карапетяна зафиксированы группой
мониторинга в эфире “АЛМ”, а 11 из 14 позитивных упоминаний Вагана Ованнесяна
– в эфире телеканала “Еркир-медиа”. Иными словами, позитивный баланс имеют только
кандидаты от “партии власти” и/или владеющие (пользующиеся поддержкой) одной
из ведущих телекомпаний. Это обстоятельство свидетельствует о том, что проблема
неравных условий в редакционном освещении избирательных кампаний остается в
Армении весьма актуальной.

В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ сохраняющаяся поляризованность освещения двух кандидатов
(Сержа Саркисяна и Левона Тер-Петросяна) проявилась на телеканале “Кентрон”.
Саркисян здесь упоминался 19 раз в позитивном и ни разу в негативном контексте,
а Тер-Петросян, соответственно, 0 и 44 раза. Причем 9 из позитивных упоминаний
премьер-министра и 30 из негативных упоминаний первого президента приходится
на передачу “О чем пишут газеты?”. Примерно такая же картина складывалась в
этом обзоре прессы и в предыдущей десятидневке. Как отмечалось в многочисленных
исследованиях отечественного медиа-рынка, большинство печатных изданий Армении
имеет ярко выраженную и разнообразную (нередко радикальную) политическую направленность.
В частности, в ходе нынешней избирательной кампании позиции газет диаметрально
расходятся прежде всего относительно фигур премьер-министра и первого президента.
Показатели упоминаний Саркисяна и Тер-Петросяна, приведенные выше, свидетельствуют
о том, что, обращаясь к освещению в прессе этих двух политиков, авторы передачи
“О чем пишут газеты?” проявляют крайнюю тенденциозность.

Первый канал Общественного телевидения Армении, как и в предыдущей десятидневке,
проявил предписанную законом сбалансированность лишь в распределении эфирного
времени, но никак не в характере освещения кандидатов (имеются в виду опять
же Серж Саркисян и Левон Тер-Петросян). За исследованные 20 дней предвыборной
агитации премьер-министр 32 раза упоминался в позитивном и 3 раза в негативном
контексте. У первого президента 27 негативных упоминаний и ни одного позитивного.
Несколько менее резок контраст на Общественном радио Армении: здесь баланс знаковых
упоминаний у Саркисяна за 20 дней 14-0, а у Тер-Петросяна 0-16. В октябре-декабре
2007 Общественное радио отличалось, наоборот, большей несбалансированностью.
Особый подход к освещению этих двух политиков подчеркивается на Общественном
радио еще и тем, что все остальные кандидаты за те же 20 дней предвыборной агитации
упоминались исключительно в нейтральном контексте. На Первом канале ОТА семь
других кандидатов также редко удостаивались знаковых упоминаний: за десять дней
(31 января – 9 февраля 2008) всего 3% от общего количества их упоминаний имели
коннотационную окраску. У Тер-Петросяна этот показатель равен 28%, а у Саркисяна
– 18.8%. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что журналисты Общественной
телерадиокомпании обладают навыками беспристрастного освещения, но применяют
их не всегда.

Как и на предыдущих этапах мониторинга, отмеченная тенденция освещения Сержа
Саркисяна и Левона Тер-Петросяна, ставшая, вероятно, главной особенностью нынешней
избирательной кампании, и в этой десятидневке проявилась в деятельности всех
исследуемых вещательных СМИ, кроме “Еркир-медиа”. На этом телеканале и премьер-министр,
и первый президент имеют за 10 дней отрицательный баланс знаковых упоминаний.

В период предвыборной агитации зафиксировано еще одно сходство в информационной
политике семи исследуемых телеканалов – все они дают репортажи о предвыборных
мероприятиях Сержа Саркисяна на следующий день после их проведения, тогда как
митинги остальных кандидатов освещаются, как правило, в тот же день. И в этом
случае освещение избирательной кампании телеканалом “Еркир-медиа” несколько
выбивается из общего правила: здесь мероприятия Саркисяна вообще появляются
в эфире нерегулярно, хотя опять же транслируются на следующий день. Таким образом,
группа мониторинга вынуждена вновь повторить свое предположение о согласованной
(или направляемой) политике освещения избирательных кампаний в РА большинством
ведущих вещательных СМИ.

Общественное радио Армении (35,178 сек.) и “Кентрон” (30,981 сек.), как и в
предыдущей десятидневке, уделили наибольшее внимание предвыборной тематике.
За ними следуют “АЛМ” (30,276 сек.), “Еркир-медиа” (26,802 сек.) и Второй Армянский
телеканал (26,581 сек.). Менее других к теме выборов обращались телеканалы “Шант”
(21,310 сек.) и “Армения” (20,113 сек.).

КАК И ЗА ПРЕДЫДУЩИЕ ДЕСЯТЬ ДНЕЙ, невысоким оказался показатель участия кандидатов
в президенты (и представителей их избирательных штабов) в дискуссионных передачах
исследуемых СМИ. Несмотря на разгар предвыборной агитации, на 8 каналах за 10
дней кандидаты либо их представители участвовали в подобных передачах лишь 28
раз – меньше, чем 21-30 января 2008 (36 раз). Тут нужно отметить, что группой
мониторинга не учитывались интервью кандидатов в эфире Общественного радио,
поскольку они транслировались до 17.00 – т.е. во время, когда редакционное освещение
не исследовалось. Как следует из обсуждений этой проблемы с представителями
СМИ, причина здесь, вероятно, не столько в нежелании теле- и радиокомпаний приглашать
кандидатов, сколько в неготовности некоторых политиков к публичному диалогу.

Реже всех в передачах формата “гость в студии” принимали участие Серж Саркисян
(2 раза за 20 дней после начала предвыборной агитации) и Левон Тер-Петросян
(3 раза) – точнее, во всех случаях это были не они сами, а их представители.
А наибольшую открытость за это же время продемонстрировали Тигран Карапетян
(11 передач, правда 5 из них на телеканале “АЛМ”), Ваган Ованнесян и Вазген
Манукян (по 9), Арман Меликян, Артур Багдасарян и Арташес Гегамян (по 8), Арам
Арутюнян (6). Как и на предыдущих этапах мониторинга, вещательные СМИ мало интересовались
мнением тех армянских неправительственных организаций, которые наблюдают за
разными аспектами избирательного процесса.

ЧТО КАСАЕТСЯ собственно предвыборных агитационных материалов (политической
рекламы), мониторинг не дает основание говорить о каких-либо препятствиях для
них на исследуемых каналах. Все кандидаты пользуются полагающимся им бесплатным
эфиром на Первом канале Общественного телевидения. По итогам 20 исследованных
дней лидером по совокупному (на всех 8 каналах) объему агитационных материалов
остается Ваган Ованнесян (30,052 платных и бесплатных сек.), за ним следуют
Артур Багдасарян (18,129 сек.) и Левон Тер-Петросян (18,075 сек.). Лишь на четвертом
месте по этому показателю оказался Серж Саркисян (16,011 сек.). Трое из перечисленных
кандидатов (за исключением Артура Багдасаряна) сократили в период 31 января
– 9 февраля объем агитационных материалов по сравнению с предыдущей десятидневкой
(21-30 января).

Наиболее привлекательным для кандидатов из исследуемых СМИ и во второй десятидневке
был платный эфир Первого канала Общественного телевидения. За ним следуют “Армения”,
“АЛМ”, “Шант”, Второй Армянский телеканал, “Еркир-медиа”,“Кентрон”. Наименее
привлекательным – эфир Общественного радио.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МОНИТОРИНГЕ

Мониторинг охватывает 8 вещательных СМИ: 4 общенациональные
телекомпании
– Первый канал Общественного телевидения Армении, “АЛМ”, “Армения”,
Второй Армянский телеканал; 3 столичные телекомпании – “Еркир-медиа”,
“Кентрон”, “Шант”; 1 общенациональная радиокомпания – Общественное
радио Армении.

Предметом мониторинга являются все передачи 8 вещательных
СМИ, выходящие с 17.00 до 24.00. Это продиктовано
временем показа предвыборных агитационных материалов кандидатов в президенты
РА на телеканалах. В частности, на Первом канале Общественного телевидения Армении,
в соответствии с постановлением ЦИК РА от 21 января 2008, предвыборная агитация
кандидатов транслируется, начиная с 17.15. В случае с Общественным радио Армении
эфирное время, отведенное под предвыборную агитацию кандидатов, исследуется
с 13.30, поскольку, в соответствии с уже упомянутым постановлением ЦИК, именно
с этого времени на ОРА начинается трансляция предвыборной агитации кандидатов.
Что же касается редакционного освещения ОРА, то оно исследуется, как и на остальных
каналах, с 17.00 до 24.00. При этом передачи, начавшиеся, но не завершившиеся
до 17.00, не исследуются. Передачи, начавшиеся, но не завершившиеся до 24.00,
исследуются полностью, до их завершения.

Объектом мониторинга являются девять кандидатов в
президенты РА. При этом если в материале фигурирует представитель избирательного
штаба/доверенное лицо кандидата, и в материале этот статус специально отмечается,
то упоминание/знак отношения и эфирное время заносятся также на счет данного
кандидата.

Задачи мониторинга – выявление и определение посредством анализа
количественных данных:

– уровня внимания вещательных СМИ Армении к президентским выборам;

– насколько адекватно в период предвыборной агитации вещательные СМИ Армении
информировали электорат о кандидатах в президенты РА, обеспечивали их доступ
к эфиру для выражения своих взглядов и мнений.

Для выполнения этих задач применяются методологии качественного и количественного
мониторинга. Качественный мониторинг включает анализ действующего законодательства
РА о выборах, о СМИ и нормативных актов, регулирующих освещение избирательной
кампании, изучение отзывов кандидатов и их штабов о деятельности СМИ, обращений
в ЦИК, суды и другие соответствующие органы по вопросам, связанным с деятельностью
СМИ в период выборов. Отслеживаются публичные высказывания журналистов и политиков
об освещении выборов, проводятся интервью по данной тематике. Подобные элементы
качественного исследования позволяют глубже вникнуть в процессы, понять тенденции
и адекватно оценить количественные показатели мониторинга. Количественный мониторинг
включает подсчеты и измерения непосредственно передач СМИ.

Методология проведения мониторинга:

Все материалы исследуемого эфира подразделяются на два типа:
1. Редакционное освещение;
2. Предвыборная агитация (политическая реклама), выделенная кандидату в президенты.

1. Основной единицей исследования является теле-, радиоматериал.

2. Мониторы фиксируют и подсчитывают упоминания
кандидатов в президенты в редакционном освещении исследуемых вещательных
СМИ. Подсчитывается также количество позитивных (+), негативных
(-)
и нейтральных (0) упоминаний кандидатов.
Под знаковыми (позитивными, негативными) упоминаниями понимаются те, которые
содержатся в материалах, создающих у аудитории однозначно позитивное или негативное
общее впечатление о кандидате. Там, где подобной однозначности нет, упоминание
фиксируется как нейтральное. Все сомнения монитора также трактуются в пользу
фиксации упоминания как нейтрального. Кроме того, если в материале информируется
о том, что какое-то лицо/организация публично заявило о своей поддержке/неподдержке
политика, выдвинувшего свою кандидатуру на президентских выборах, то упоминание
данного политического деятеля фиксируется как позитивное/негативное соответственно.

Если в материале фигурирует представитель избирательного штаба/доверенное лицо
кандидата, и в материале этот статус специально отмечается, то упоминание/знак
отношения заносятся также на счет данного кандидата.

В каждом одном теле-, радиоматериале фиксируется только одно упоминание и только
один знак отношения к каждому кандидату.

Упоминанием считается также любое появление кандидата в телевизионном кадре,
который не является частью материала, где данный кандидат упоминается. Если
появление в кадре является частью материала, где данный кандидат упоминается,
то как дополнительное упоминание оно не фиксируется.

Замер по этим категориям ведется в единицах.

3. Мониторы фиксируют и измеряют также объем материалов,
т.е. эфирное времясекундах),
выделенное кандидатам в президенты для выражения своих взглядов, мнений, а также
суждений, рассказа о них со стороны других лиц в редакционном освещении исследуемых
вещательных СМИ. Если в материале фигурирует представитель избирательного штаба/доверенное
лицо кандидата, и в материале этот статус специально отмечается, то выделенное
ему эфирное время заносится также на счет данного кандидата. Помимо фиксации
общего эфирного времени, выделенного кандидату, исследуется также, в каком качестве
данный кандидат выступает. Таким образом, дифференцируется и заносится в соответствующую
графу эфирное время (в секундах), выделенное кандидату
на освещение его:
1. Должностной и профессиональной деятельности;
2. Деятельности, не связанной непосредственно с профессиональной или исполнением
должностных обязанностей.

4. Мониторы фиксируют и измеряют объем
материалов, т.е. эфирного временисекундах),
отведенных кандидату в президенты под предвыборную агитацию в исследуемых вещательных
СМИ (с 17.00 до 24.00, для Общественного радио – с
13.30 до 24.00
), обозначенных на теле- и радиоканалах как “предвыборная
агитация”. При этом отдельно замеряется объем платной и бесплатной политической
рекламы. Блок политической рекламы, начавшийся, но не завершившийся до 17.00,
мониторингу не подлежит. Блок политической рекламы, начавшийся, но не завершившийся
до 24.00, рассматривается полностью, до его завершения. Исключение составляют
только Первый канал ОТА и Общественное радио Армении, которые, согласно постановлению
ЦИК РА от 21 января 2008, в случае технической необходимости могут сдвигать
время начала политической рекламы на 30 минут. Следовательно, в подобных случаях
блок политической рекламы на Первом канале и Общественном радио подлежит мониторингу
соответственно с 16.45 и 13.00.

5. Отдельным списком мониторы фиксируют участников
дискуссионных программ
(жанра “интервью”, “гость в студии”, “ток-шоу”)
на исследуемых теле-, радиоканалах, указывая теле-, радиоканал, название программы,
имена и должности приглашенных участников. Если участником дискуссионной программы
является не сам кандидат, а его представитель избирательного штаба/доверенное
лицо, и в передаче этот статус специально отмечается, то в списке участников
дискуссионных программ эта передача заносится на счет данного кандидата.