Еженедельный Бюллетень ЕПК

2008


ЦЕНЗУРА В ДЕЙСТВИИ

После введения с 1 марта в Ереване Указом президента РА чрезвычайного положения
прекратилось издание ряда газет – “Аравот”, “Айкакан жаманак”,
“Тарегир”, “Пакагиц”, “Грапарак”, “Жаманак-Ереван”,
“Чоррорд ишханутюн”, перекрыт доступ к веб-сайтам этих изданий. По
свидетельству журналистов, запрет на печать осуществляется представителями Службы
национальной безопасности РА. Были заблокированы Интернет-порталы Lragir.am,
Armenia Today, закрыт домен “А1+”. Была прекращена ретрансляция программ
Армянской службы Радио “Свободная Европа”/Радио “Свобода”
на волнах “АрРадиоИнтерконтиненталь” и перекрыты веб-сайты радиостанции. Редакции
газет “Айк” и “168 жам” сочли нецелесообразным выходить
в свет в условиях действия Указа о чрезвычайном положении, предусматривавшего
освещение внутриполитической ситуации исключительно посредством официальной
информации.

В распространенном 12 марта заявлении руководителей двенадцати СМИ и двух журналистских
организаций ситуация была расценена как запрет на деятельность медиа, неугодных
властям. “В создавшейся ситуации попирается наше конституционное право
на распространение и получение информации, нарушаются общепризнанные принципы
свободы слова и прессы, средства массовой информации несут материальный ущерб,
в Армении осуществляется цензура, и наша страна оказалась в полной информационной
блокаде”, – отмечалось, в частности, в заявлении. В тот же день озабоченность
сложившимся положением и солидарность с коллегами выразили главные редактора
издающейся в Нагорном Карабахе газеты “Демо” и Интернет-издания “Karabakh-open”,
призвавшие власти Армении снять ограничения на деятельность медиа, тем более,
что таковые “фактически применяются лишь в отношении независимых и оппозиционных
СМИ”.

14 марта 2008 вступило в силу изменение в Указе, касающееся деятельности СМИ
(см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 7-13
марта 2008
), однако существенных улучшений не произошло. По-прежнему не
допускаются к печати газеты “Аравот”, “Айкакан жаманак”,
“Айк”, “Тарегир”, “Чоррорд ишханутюн”, “Жаманак-Ереван”,
“Грапарак”, блокированы упомянутые выше Интернет-сайты. С 15 марта
возобновились выпуск газет “Пакагиц”, “168 жам” и ретрансляция
Армянской службы Радио “Свобода”.

14 марта руководители 10 армянских СМИ выступили с очередным заявлением, в
котором, в частности, говорилось: “13 марта был опубликован Указ Роберта
Кочаряна, призванный, согласно его же комментариям, смягчить ограничения на
деятельность средств массовой информации в условиях чрезвычайного положения.
В тот же день в типографии были представлены газеты, по сути запрещенные известным
Указом от 1 марта. Осуществляющие в типографиях цензуру сотрудники Службы национальной
безопасности, тщательно ознакомившись с содержанием и, по их же свидетельству,
доложив соответствующим лицам, без какого-либо обоснования заявили, что печатание
представленных газет запрещается. Разъяснение было дано лишь представителю газеты
“Аравот”: сотрудники СНБ предложили отредактировать репортаж с пресс-конференции
Левона Тер-Петросяна и сочли недопустимой публикацию интервью с пострадавшими
во время событий 1 марта. Редакция не согласилась.” Подписанты также заявили,
что “материалы представленных в типографии газет не дают никакого основания
попирать наше конституционное право на распространение информации, приостанавливать
нашу профессиональную деятельность”.