Еженедельный Бюллетень ЕПК

2008


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ МИССИИ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ОБСЕ/БДИПЧ

30 мая был обнародован заключительный отчет Миссии наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ
на выборах президента РА, состоявшихся 19 февраля 2008 (предыдущие отчеты Миссии
см. в выпусках Еженедельного бюллетеня ЕПК от 7-13
марта 2008
, 15-21 февраля 2008
и 25-31 января 2008).

В качестве одного из выводов Миссия отметила, что ЦИК и Национальная Комиссия
по телевидению и радио (НКТР) не обеспечили выполнение средствами массовой информации
Армении своих обязательств и “пристрастность медиа была очевидной”. Позитивное
освещение кандидата в президенты Сержа Саркисяна, включая его деятельность и
как премьер-министра, дало ему необоснованное преимущество, тогда как оппозиционный
кандидат Левон Тер-Петросян получил большой объем негативного освещения, в том
числе на общественном телевидении и радио, подчеркивается в отчете Миссии наблюдателей
ОБСЕ/БДИПЧ. Говоря о поствыборной ситуации, Миссия отметила также наличие “фактической
цензуры”, осуществлявшейся в период действия чрезвычайного положения в
Ереване (1-20 марта 2008).

В разделе отчета, посвященном СМИ, Миссия выразила “давно существующую обеспокоенность”
относительно независимости вещательных медиа: высокая степень зависимости решений,
принимаемых редакциями, от политических и бизнес-интересов; финансовая уязвимость
СМИ; отсутствие реальной независимости НКТР и неадекватное регулирование ею
вещательной сферы; акции против журналистов и СМИ.

“Несмотря на относительно большое количество медиа, альтернативных источников
информации немного, – считает Миссия и напоминает о телекомпании “А1+”,
с 2002 остающейся без эфира. – И хотя вещающее на FM-частотах Радио “Свободная
Европа”/Радио “Свобода” и Интернет-сайт “А1+” предоставляют
альтернативную политическую информацию, они не доступны для всех граждан.”

В целом же, по мнению авторов отчета, в ведущих вещательных СМИ отсутствует
разнообразие политических мнений. Общество не получает адекватной информации,
к примеру, посредством обмена политическими мнениями и дебатов, журналистских
расследований, комментариев и анализа. Последствия этого проявляются в период
избирательных кампаний, “когда кандидаты должны иметь возможность свободно представлять
себя и свои позиции, а избиратели – знать и обсуждать их, как того требует параграф
7.7 Копенгагенского Документа ОБСЕ 1990”.

Говоря о законодательстве, регулирующем медиа-сферу, Миссия отметила, что общественные
вещатели выполнили обязательство по предоставлению бесплатного эфирного времени
для предвыборной агитации, и кандидаты в президенты могли “свободно представлять
свои политические позиции”: “Однако, несмотря на критику, высказанную в период
парламентских выборов 2007, политическая реклама по-прежнему выходила в эфир
преимущественно не в прайм-тайм, что потенциально ограничивало возможность избирателей
знакомиться с мнениями кандидатов.”

В заключительном отчете приводятся также результаты мониторинга освещения СМИ
Армении президентских выборов, осуществленного Миссией наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ
в период с 11 января по 17 февраля 2008. Мониторинг охватил 7 телеканалов (Первый
канал Общественного телевидения Армении, “АЛМ”, “Армения”,
Второй Армянский телеканал, “Кентрон”, “Шант”, “Еркир-медиа”),
2 радиостанции (Общественное радио Армении, Армянская служба Радио “Свободная
Европа”/Радио “Свобода”) и 4 газеты (“Айастани Анрапетутюн”,
“Аравот”, “Азг”, “Айкакан жаманак”).

Согласно результатам мониторинга, в преддверии официальной предвыборной агитации
(11-20 января 2008) в новостном освещении четырех телеканалов премьер-министр
Серж Саркисян получил почти половину от общего эфирного времени, выделенного
всем девяти кандидатам, причем освещение это почти полностью было позитивным
либо нейтральным (на Втором Армянском телеканале – 66%, “Кентрон”
– 56%, “Шант” – 53%, “Армении” – 48%). И те же телеканалы
освещали другого кандидата – Левона Тер-Петросяна – в нейтральном или негативном
контексте.

Несмотря на то, что в период официальной избирательной кампании телеканалы
активно приглашали кандидатов в эфир, Левон Тер-Петросян отклонил все приглашения,
а Серж Саркисян участвовал лишь в одной передаче. Вместе с тем провалились и
попытки некоторых телеканалов, в частности “Еркир-медиа”, организовать
дебаты между кандидатами – “из-за отсутствия интереса к ним со стороны
самих кандидатов”.

Большинство телеканалов, ставших объектом мониторинга Миссии, не отличалось
сбалансированностью политического освещения в период избирательной кампании:
Левон Тер-Петросян получил большой объем негативного освещения, тогда как Серж
Саркисян – открыто позитивного. Остальные кандидаты освещались в нейтральном
либо позитивном контексте. Многие вещатели применяли диаметрально противоположные
подходы к освещению кампаний Левона Тер-Петросяна и Сержа Саркисяна: “Все эти
факторы свидетельствуют о пристрастности СМИ в пользу кампании Сержа Саркисяна.”

По результатам мониторинга, Первый канал Общественного телевидения Армении
предоставил кандидатам сопоставимое время в новостном освещении (Левон Тер-Петросян
– 21%, Серж Саркисян – 19%, Артур Багдасарян – 14%, Арташес Гегамян – 13%, Ваан
Ованесян и Вазген Манукян – по 11%, Арам Арутюнян и Тигран Карапетян – по 4%,
Арман Меликян – 3%). Однако отношение к кандидатам было неравным. Хотя Левон
Тер-Петросян стал лидером по показателю общего эфирного времени, в большинстве
своем освещение его было негативным. Освещение восьми других кандидатов на Первом
канале было в целом нейтральным или позитивным. Общественное радио отличилось
тем же подходом, что и Первый канал ОТА.

Столь же большая доля негативного освещения Левона Тер-Петросяна была зафиксирована
на Втором Армянском телеканале, “АЛМ”, “Кентрон” и “Еркир-медиа”.
“Это отчасти объясняется критикой в его адрес со стороны президента Армении
Роберта Кочаряна и некоторых кандидатов, в частности Арташеса Гегамяна”, – отмечается
в отчете. Дифференцированное отношение к Левону Тер-Петросяну проявлялось и
в других аспектах новостного освещения. К примеру, Первый канал ОТА регулярно
транслировал смонтированные с искажением кадры о его встречах с избирателями,
и некоторые вещатели односторонне осветили инциденты во время предвыборных митингов
Тер-Петросяна в Талине и Арташате. За исключением Армянской службы Радио “Свобода”
почти не озвучивалась в эфире критика в адрес действующих властей, в частности,
критика Тер-Петросяном президента Роберта Кочаряна и премьер-министра.

На пяти из шести частных телеканалов (Втором Армянском телеканале, “АЛМ”,
“Армении”, “Кентрон” и “Шант”) Серж Саркисян был
“наиболее освещаемым”, преимущественно в качестве кандидата в президенты: “Репортажи
о предвыборных митингах Сержа Саркисяна постоянно выходили в эфир телеканалов
с опозданием на один день и с одинаковым видеорядом, что может свидетельствовать
о согласованной редакционной политике.”

Что касается исследованных печатных СМИ, то, как показал мониторинг Миссии,
официальная газета “Айастани Анрапетутюн” очевидным образом отдавала
предпочтение Сержу Саркисяну, выделив ему около 45% от общей газетной площади,
отведенной всем кандидатам, в основном с позитивным освещением. Частная газета
“Айкакан жаманак” демонстрировала очевидную пристрастность в пользу
Левона Тер-Петросяна, выделив ему 56% от общей газетной площади, отведенной
всем кандидатам, с преимущественно позитивным освещением. Наиболее сбалансированное
и аналитическое освещение было зафиксировано в газете “Аравот”.

“В целом же, власти остро реагировали на любые замечания, которые могли
быть восприняты как критические, и, как и во время парламентских выборов 2007,
вещательные медиа, похоже, не захотели или не смогли озвучить критические комментарии
в адрес действующих властей”, – заключается в подразделе отчета, посвященном
медиа-мониторингу.

Ни ЦИК, ни НКТР, подчеркивается в отчете Миссии наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ, не
обеспечили выполнение средствами массовой информации законодательно возложенного
на них обязательства по равному отношению к кандидатам. НКТР, на которую возложена
функция контроля за выполнением вещателями требований законодательства, получила
три жалобы на неравное освещение избирательной кампании, и все они были отклонены.
11 февраля Конституционный суд РА вынес решение по заявлению Левона Тер-Петросяна
о возникновении непреодолимых препятствий для его избирательной кампании, в
частности, вследствие неравных условий, созданных общественным вещателем. Суд
постановил, что приведенные заявителем аргументы не могут быть квалифицированы
как “непреодолимые препятствия”.

В заключении отчета Миссия наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ приводит ряд рекомендаций
властям Армении, в том числе и по СМИ.

Подчеркнув обязательность соблюдения свободы и независимости СМИ, особенно
в период выборов, когда объективное освещение приобретает еще большую значимость,
Миссия рекомендует властям страны “воздерживаться от вмешательства в деятельность
СМИ и журналистов, поскольку это ограничивает их независимость”.

Закон РА “О телевидении и радио” должен предусматривать более разнообразный
состав Национальной Комиссии по телевидению и радио, в которую должны входить,
“к примеру, специалисты в области СМИ и представители гражданского общества”.

Что касается общественного вещателя, то его деятельность можно усовершенствовать
посредством: “сокращения роли государства в назначении членов” Совета Общественной
телерадиокомпании; расширения состава Совета – “с предоставлением возможности
более широкому спектру политических партий и непартийных групп выдвигать кандидатов”;
“разработки нейтральной, объективной и информативной редакционной политики во
всех его программах и строгого соблюдения законодательных требований”; “предоставления
избирателям более широкого спектра информации, связанной с выборами, путем большего
разнообразия форматов”.

Еще одна рекомендация Миссии касается процедуры подачи жалоб на СМИ, которая
должна быть прозрачной и доступной для заинтересованных сторон и общества: “Следует
рассмотреть возможность сведения всех соответствующих положений в единый законодательный
акт. Предоставление двум органам (НКТР и ЦИК – прим. ред.)
компетенции выносить решения по жалобам, связанным со СМИ, привело к некоторой
путанице в вопросе юрисдикции. Таким образом, НКТР должна быть единственным
органом, ответственным за контроль над соблюдением СМИ действующих законодательных
положений.”

И наконец, Миссии наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ рекомендует “транслировать по общественным
СМИ на бесплатной основе агитационные ролики кандидатов после основного выпуска
вечерних новостей, таким образом предоставив избирателям больше возможностей
знакомиться с позициями кандидатов”.