Еженедельный Бюллетень ЕПК

2010


ПАСЕ ПРИЗВАЛА АРМЕНИЮ ВЫПОЛНИТЬ РЕШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПО ДЕЛУ “А1+”

27 января на зимней пленарной сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы была одобрена Рекомендация 1897(2010) “Уважение свободы прессы”. В частности, в подпункте 11.5 Рекомендации содержится призыв ко всем странам-членам Совета Европы, в том числе Армении, Азербайджану, Молдове, России, Украине и Беларуси, “обеспечить до начала избирательной кампании справедливый и равный доступ к СМИ всем политическим партиям и кандидатам и в будущем уделять особое внимание этому вопросу при оценке выборов”. В подпункте 11.7 ПАСЕ призвала правительство Армении пересмотреть принятые 10 сентября 2008 поправки в Закон РА “О телевидении и радио”, согласно которым проведение конкурсов по лицензированию теле-, радиовещания было приостановлено до июля 2010. В Рекомендации отмечается, что эти поправки “были приняты как контрмера” решению Европейского суда по правам человека по делу телекомпании “А1+” от 17 июня 2008.

Ситуация в медиа-сфере Армении также затрагивалась в ряде пунктов Пояснительного Меморандума к докладу “Уважение свободы прессы”, представленному 6 января 2010 на заседании Комитета ПАСЕ по культуре, науке и образованию (докладчик – Эндрю Макинтош). Так, отмечается, что “запугивания журналистов и прямой контроль над СМИ усилились во время президентских выборов в феврале 2008”, некоторые журналисты подверглись атакам в период поствыборных протестных акций. В качестве примеров нападений на журналистов в Меморандуме приводятся инциденты с исполняющим обязанности руководителя Ереванского офиса Армянской службы Радио “Свободная Европа”/Радио “Свобода” Грачем Мелкумяном 18 августа 2008, руководителем НПО “Журналисты-расследователи” Эдиком Багдасаряном 17 ноября 2008 и координатором информационного агентства ARMENIA Today Аргишти Кивиряном 30 апреля 2009. На протяжении 20 дней чрезвычайного положения, введенного в Армении после президентских выборов 2008, действовала строгая цензура, во избежание которой некоторые СМИ предпочли приостановить свой выход в свет. В Армении, Азербайджане и Беларуси, подчеркивается в Меморандуме, менеджмент и деятельность телекомпаний продолжает оставаться под жестким государственным контролем. “На Армению оказывается сильное давление с тем, чтобы популярный независимый телеканал “А1+”, лишенный в 2002 лицензии на вещание”, вновь получил возможность выходить в эфир – в соответствии с решением Европейского суда по правам человека, говорится в Пояснительном Меморандуме к докладу “Уважение свободы прессы”.