1999: ПРИМЕТА ГОДА – ДАВЛЕНИЕ НА ПРЕССУ ПЕРЕНОСИТСЯ В СУДЫ

Годовой отчет Ереванского пресс-клуба

ЯНВАРЬ 1999

ГАОЗТ Республиканский центр телекоммуникаций разослал ереванским частным теле- и радиокомпаниям письма с оповещением о повышении ежегодной платы за пользование частотой. С учетом НДС эта сумма составила 6 млн. драмов в год для ТВ, и 2.5 млн. – для радио. Причем оплата должна была быть произведена к конкретному сроку, иначе СМИ лишались лицензии. Реакция представителей независимых электронных медиа была однозначной: тарифы повышены необоснованно и являются классическим методом давления на СМИ. Эта позиция была озвучена на нескольких совместных журналистских встречах, в ходе переговоров с Республиканским центром телекоммуникаций, в заявлениях для прессы, а затем и во время часовой беседы руководителей частных теле- и радиокомпаний с президентом РА Робертом Кочаряном. В ходе последней была достигнута договоренность о пересмотре цен на пользование эфиром. Спустя три часа после встречи с президентом было объявлено о снижении тарифов в пять раз. Между тем лицензии теле- и радиокомпаниям были выданы на 5 лет, и по идее в течение этого срока условия и расценки меняться не должны. Несмотря на разъяснения директора Республиканского центра телекоммуникаций Артура Андреасяна, что “за основу взят американский вариант, примененный в 1971”, т.е. учитывались утвержденный государством коэффициент, зона охвата и количество жителей, так и осталось непонятным, из каких расчетов появились новые расценки.

Свой очередной “новогодний” сюрприз преподнес и “АрменТел”, заявив о повышении цен на все виды телефонной связи, в том числе введении системы поминутной оплаты для внутригородских переговоров с целью “доведения связи до международного уровня”. Хотя до этого цены на многие виды телефонной связи превышали международные, а само качество связи и прочих услуг “АрменТел” во многом уступало мировым стандартам. Повышение тарифов усугубило бы и без того тяжелое финансовое состояние СМИ. В результате переговоров правительства с монополистом связи в Армении – греческой фирмой ОТЕ – введение поминутной оплаты было временно отложено. Однако если она все же будет задействована, то, по самым грубым подсчетам, сумма, которую ежемесячно придется платить редакции, выпускающей ежедневную продукцию, окажется не по карману даже относительно состоятельному СМИ. И это только городская связь. С учетом же и без того высоких тарифов на междугородние, международные переговоры, а также на специальную международную связь (AT&T), сотовую, Интернет, без которых немыслима деятельность СМИ, нетрудно представить, в каком плачевном состоянии они окажутся. Более того, с августа 1999 в системе оплаты за сотовую связь появилось еще одно нововведение: отныне платят не только абоненты, но и те, кто им звонит. В совместном заявлении Союза журналистов Армении, Ереванского пресс-клуба и Ассоциации СМИ, в частности, говорилось: “в условиях, когда даже в развитых странах устанавливаются налоговые и тарифные льготы с тем, чтобы СМИ могли выполнять свою роль защитника общества, у нас не предпринимаются никакие существенные шаги для поддержки прессы”. В заявлении также выражалась солидарность со всеми организациями, требующими признать Закон РА “О телекоммуникациях”, который закрепляет монополию “АрменТел”, противоречащим Конституции страны.

ФЕВРАЛЬ 1999

В октябре 1998 решением тогдашнего спикера НС РА Хосрова Арутюняна была смещена с должности главный редактор парламентской газеты “Айастани Анрапетутюн” Лиза Чагарян. Протестуя против претензий, содержавшихся в приказе об увольнении, которые ранее никак (в форме предупреждения, замечания и пр.) смещенному редактору не предъявлялись, часть творческого коллектива редакции объявила забастовку. Новый главный редактор “Айастани Анрапетутюн” Ашот Агабабян подобное поведение забастовщиков расценил как нарушение трудовой дисциплины и принял решение об их увольнении. В феврале 1999 Лиза Чагарян и бастующие журналисты предъявили иски против бывшего спикера НС РА и вновь назначенного главного редактора “Айастани Анрапетутюн”.

2 марта 1999 суд первой инстанции Арабкирской и Канакер-Зейтунской общин Еревана не удовлетворил иск Чагарян против спикера парламента Хосрова Арутюняна о “восстановлении на работе, возмещении ущерба за вынужденный простой и нанесенный моральный ущерб”. 17 марта, воспользовавшись правом опротестовать это решение, Чагарян обратилась в Апелляционный суд, который оставил неизменным решение суда первой инстанции.

19 марта суд первой инстанции общин Центр и Норк-Мараш Еревана рассмотрел иск группы журналистов газеты “Айастани Анрапетутюн” против ее главного редактора Ашота Агабабяна. Главный аргумент уволенных сотрудников заключался в том, что Агабабян принял решение без ведома профсоюза редакции. Судебное разбирательство было отложено на 10 дней с тем, чтобы этот вопрос был обсужден на профсоюзном собрании. Собрание состоялось в назначенный срок, но решение принято не было. Часть уволенных журналистов не только не присутствовала на собрании, но и в дальнейшем отозвала свои заявления из суда. Позже их примеру последовали еще семеро, выступивших с заявлением, в котором, в частности, отмечалось, что “наша забастовка… была направлена против очередного грубого попрания свободы слова государственным должностным лицом”, а не “преследовала банальную задачу вновь получить рабочее место”. Единственной, кто не отозвала свой иск, была Каринэ Арутюнян, к тому времени уже восстановленная в должности. Журналистка требовала материального возмещения за вынужденный пятимесячный простой. 9 июля суд первой инстанции общин Центр и Норк-Мараш удовлетворил предложение ответчика о частичном возмещении.

МАРТ 1999

Суд первой инстанции общин Центр и Норк-Мараш Еревана рассмотрел иск газеты “Орагир” против тогдашнего министра ВД И НБ РА Сержа Саркисяна и встречный иск министра той же газете.

Поводом для первого иска стало интервью Сержа Саркисяна газете “Айоц ашхар”, в котором министр, в частности, заметил: “Про “Орагир” скажу сразу, что все напечатанные материалы – вымысел.” Газета потребовала от министра доказать, что его утверждение буквально соответствует действительности: т.е. на страницах “Орагир” вообще не появляются достоверные публикации. В противном случае, по мнению газеты, Саркисян должен был дать опровержение и публично извиниться перед сотрудниками и авторами “Орагир”.

Согласно же встречному иску Саркисяна газете, “Орагир” последовательно дискредитировала Министерство ВД и НБ, в частности министра, распространяя клевету и формируя негативное общественное мнение. Иначе говоря, в интервью “Айоц ашхар” министр имел в виду лишь публикации о себе лично и руководимом им ведомстве (высказывание прозвучало в ответ на замечание журналиста “Айоц ашхар”, касающееся материалов в прессе о Саркисяне). А главный редактор “Орагир” Никол Пашинян вырвал слова из контекста и прибегнул к логической уловке.

В итоге суд отклонил иск “Орагир” и удовлетворил встречный иск Сержа Саркисяна, обязав газету опубликовать соответствующее опровержение. Однако опровержения не последовало.

Другое судебное разбирательство было начато на основании иска компании “Мика-Армения”. Согласно иску, опубликованный в “Орагир” материал о “Мике-Армения” сорвал сделку с одной грузинской фирмой. В результате компания понесла ущерб в 25 тысяч долларов США. Суд удовлетворил иск и обязал “Орагир” возместить указанную сумму. Судебные исполнители наложили арест на редакционное имущество (компьютерное оборудование). Однако техника была возвращена редакции после того, как выяснилось, что она пользуется ею на арендной основе.

9 июня директор типографии “Тигран Мец” Вреж Маркосян отказался напечатать очередной номер “Орагир”, и, таким образом, деятельность газеты была фактически приостановлена. При этом Маркосян сослался на полученное накануне письмо из Министерства юстиции РА, в котором предписывалось не печатать “Орагир” до тех пор, пока она не возместит 25 тысяч долларов США. К тому же, отметил Маркосян, газета задолжала типографии миллион 200 тысяч драмов. Но если долг будет погашен, то деловые отношения с “Орагир” сразу же возобновятся.

Приостановка деятельности газеты вызвала озабоченность у журналистов. Случившееся было расценено как классический способ сведения счетов с прессой, к которому прибегли власти, монополист в издательской сфере “Тигран Мец” и, фактически, правоохранительные органы.

В декабре руководство не выходящей более 6 месяцев “Орагир” получило уведомление из Управления по принудительному исполнению судебных актов Минюста РА о взыскании с газеты в пользу компании “Мика-Армения” 40 тысяч 200 драмов вместо определенных ранее 25 тысяч долларов США. Таким образом, “Орагир” может возобновить деятельность.

“АрменТел” потребовал от компании “Арминко” – основного провайдера электронной почты и службы Интернет – освободить до 15 марта помещение, которое она арендовала у “АрменТел” и где расположена вся техника. По словам директора компании Андраника Алексаняна, для вывоза и нового монтажа техники понадобится около 6 месяцев, между тем как “АрменТел” не соглашался на эти сроки. Подобный “каприз” грозил оставить без компьютерной связи и Интернета всех потребителей “Арминко”, в том числе прессу Армении, и… сам “АрменТел”, который также является абонентом компании. Более того, если предоставленный стране канал компьютерной связи прерывается более чем на 7 дней, то он автоматически теряется. Восстановление же требует больших усилий и средств. Андраник Алексанян отметил также, что большая часть этажа, на котором располагается арендуемое его компанией помещение, вообще пустует. В результате переговоров сторонам удалось прийти к соглашению.

На основании иска главы администрации села Акори (Лорийская область) началось судебное разбирательство против газеты “Аравот”, причиной которого послужила публикация от 10 декабря 1998 статьи “Председатель и председательша Акори”. Аргументы ответчика – “материал был опубликован после проверки приведенных в нем фактов” и “газета руководствовалась правом читателей на выражение своей точки зрения” – суд посчитал убедительными, и разбирательство было прекращено. Истец же воспользовался правом ответа в той же газете “Аравот”.

Однако в сентябре глава сельской администрации обратился в суд с новым иском об унижении его чести и достоинства. На сей раз претензии заключались в том, что рядом с его ответной статьей “Аравот” опубликовала письмо жителей села с благодарностью газете за то, что “наконец было раскрыто истинное лицо главы администрации Акори”. Суд отклонил иск, посчитав, что издание закон не нарушило.

Придя утром на работу, сотрудники кабельного телеканала “Аргишти” обнаружили, что дверь в занимаемое ими помещение запломбирована. Представители местной администрации Нор-Норкской общины Еревана объяснили подобный шаг отсутствием договора об аренде помещения. Между тем текст договора существовал, однако не подписывался из-за “особой позиции” руководителя общины Мкртича Минасяна. Надо заметить, что это помещение “Аргишти” арендует уже несколько лет и похожих инцидентов ранее не случалось. Как разъяснил один из учредителей телеканала Самвел Думанян, метаморфоза произошла из-за того, что Мкртича Минасяна не устроила новый директор “Аргишти” Гаянэ Алексанян. По словам Думаняна, “накануне выборов каждый хочет взять СМИ под свой контроль”.

МАЙ 1999

18 мая Министерство почты и коммуникаций РА готовилось провести конкурс на выделение последней свободной дециметровой частоты. При этом участники конкурса должны были внести залог в размере 6 млн. драмов (около 12 тысяч долларов США). Эту сумму планировалось истратить на расширение зоны вещания Национального телевидения Армении. Ассоциация СМИ Армении посчитала недопустимым проведение подобного тендера: у частного средства массовой информации, еще до начала его деятельности, взимаются деньги для усиления основного конкурента. Тем более, что до последнего времени частоты предоставлялись безвозмездно и без предварительных условий. Ассоциация предложила заморозить проведение тендера накануне выборов, когда СМИ заняты освещением избирательной кампании, и вернуться к проблеме в более спокойных условиях.

ИЮЛЬ 1999

С 13 июля вновь начала выходить газета “Айкакан жаманак”, не издававшаяся – по финансовым причинам – с 30 марта прошлого года. Ее возглавил главный редактор газеты “Орагир” Никол Пашинян. Деятельность “Айкакан жаманак” возобновилась после погашения типографии “Тигран Мец” задолженности в 200 тысяч драмов.

После начала выхода “Айкакан жаманак” против Никола Пашиняна было возбуждено уголовное дело по трем разделам, связанным с его работой в газете “Орагир”. Суд первой инстанции общин Центр и Норк-Мараш Еревана принял к рассмотрению иски о клевете в адрес супруги депутата НС РА Арташеса Гегамяна; об упоминании клички кандидата в депутаты НС РА, профессора Ереванского государственного университета Норика Айвазяна; о публичном оскорблении судебных исполнителей во время событий, связанных с фирмой “Мика-Армения”. Несмотря на то, что правозащитные организации, а также адвокат Пашиняна Тигран Джаноян зафиксировали ряд нарушений в ходе предварительного расследования, 31 августа суд признал Никола Пашиняна виновным по всем трем обвинениям. Пашинян был приговорен к одному году лишения свободы. Привлечение журналиста к уголовной ответственности (беспрецедентный для Армении факт) вызвало бурную реакцию в журналистских кругах. После ряда манифестаций у резиденции президента РА представителей СМИ принял Роберт Кочарян. Выслушав все аргументы, президент заявил, что не имеет права вмешиваться в деятельность правоохранительных органов.

Свою озабоченность подобным решением суда выразили и некоторые профессиональные объединения. В распространенном 3 сентября заявлении Союз журналистов Армении, Ереванский пресс-клуб, Ассоциация СМИ, Национальный пресс-клуб, в частности, отметили: “…дело, которое должно было оставаться в рамках журналистской этики было необоснованно, с одной стороны, политизировано, с другой – ему был придан уголовный характер. Тем самым, для прессы Армении создан опасный прецедент.” В заявлении также содержался призыв к судебным органам “в случае подачи соответствующей апелляции пересмотреть решение суда, отменить его и перевести дело в рамки закона о печати, удовлетворившись моральным наказанием…” Пашинян опротестовал приговор в Кассационном суде, который до конца 1999 не закончил слушания.

Суд первой инстанции общин Центр и Норк-Мараш Еревана рассмотрел иск кандидата в депутаты НС РА Агаси Симоняна против корреспондента газеты “Аравот” Рузан Минасян. Причиной разбирательства послужили опубликованные в “Аравот” статьи “Предвыборная агитация интеллектуалов” (от 13 мая) и “Это сладкое слово – предвыборная взятка” (от 15 мая). Содержащиеся в материалах сведения (так, во второй публикации говорилось о раздаче муки и корма для скота как о предвыборной взятке) суд расценил как “непроверенную и порочащую честь и достоинство истца информацию”. В постановлении отмечалось также, что решение может быть опротестовано в Апелляционном суде в течение 15 дней после его вынесения. Однако текст решения был напечатан и отправлен в “Аравот” только в последний, 15-й день. Это лишило ответчика возможности на опротестование.

АВГУСТ 1999

Управление по связям с общественностью НС РА сократило число журналистов, освещающих деятельность парламента, с 300 до 73. Для аккредитации печатных СМИ за основу были взяты два условия: издание должно выходить в свет не реже одного раза в неделю, и его тираж должен быть не меньше 2,500 экземпляров. В результате десятки журналистов были лишены возможности освещать работу законодательного органа страны.

16 августа, вернувшись после 15-дневного отпуска на работу, коллектив редакции “Еркир” приступил к подготовке очередного номера. Наутро после сдачи его в типографию “Тигран Мец” выяснилось, что номер от 17 августа не был напечатан. Директор типографии Вреж Маркосян объяснил это тем, что газета не оплатила “Тигран Мец” расходы на печатание 15 последних номеров. По словам Маркосяна, он пытался поставить главного редактора Шагик Марухян в известность, но не смог ее найти. “Еркир” выступила с заявлением, в котором объявила о расторжении договора с типографией, заключенного 13 апреля 1998. Основание: “Тигран Мец” нарушила нормальный ход работы газеты и отныне больше не может быть надежным партнером. Сейчас газета издается в типографии “Арташат”.

За нападение на сотрудников газеты “Авангард” в нетрезвом состоянии, в результате чего пострадала главный редактор Джульетта Мартиросян, против Григора Аветяна было возбуждено уголовное дело. В ходе судебного разбирательства Аветян пытался доказать суду, что не имел ничего против газеты и ее сотрудников, а действовал “на горячую голову”. Кстати, того же мнения придерживалась и сама Мартиросян. Вместе с тем главный редактор “Авангард” заявила в суде, что на газету Григора Аветяна, воспользовавшись его состоянием, натравили представители Союза юристов и политологов – организации, имевшей спор с редакцией по поводу помещений. Однако суд не принял это заявление Мартиросян во внимание и не занес его в протокол.

СЕНТЯБРЬ 1999

В интервью газете “Азг” директор типографии “Тигран Мец” Вреж Маркосян заявил, что с 1 октября печатание газет приостанавливается, т.к. на исходе запасы бумаги. А типография не может восполнить их из-за миллионных задолженностей редакций. Однако в течение октября и последующие месяцы газеты продолжали выходить, несмотря на то, что, по словам Маркосяна, лишь две из них – “Етер” и “Айастани Анрапетутюн” – предоставили свою бумагу. В середине октября он снова пригрозил, что газеты, не погасившие долги до конца месяца, не выйдут в свет.

Отказавшись с 1 октября от услуг “Тигран Мец” газета “Республика Армения” начала издаваться в типографии “Ной”. По заявлению Врежа Маркосяна, он намерен подать в суд на “Еркир” и “Республику Армения” с тем, чтобы добиться погашения их долгов (соответственно 3 млн. и 6 млн. драмов).

Заместитель главы Объединения “Самоопределение” Норайр Ханзадян обратился в суд с гражданским иском против газеты “Аравот”. Представляя интересы председателя Комиссии по защите прав человека при президенте РА Паруйра Айрикяна, Ханзадян требовал “согласно установленному порядку, опровергнуть информацию”, содержавшуюся в материале “Расслабьтесь и получите удовольствие”. Два судебных заседания не состоялись из-за отсутствия у Ханзадяна письменных полномочий от Айрикяна. “Аравот” обратилась к судье с заявлением, в котором говорилось, что газета не примет участия в судебном процессе до тех пор, пока “иск не будет представлен на должном уровне”, т.е. не будет заявления истца – Паруйра Айрикяна. 16 сентября газета получила постановление “открытого судебного заседания”. Заседания, о котором “Аравот” не была оповещена и, на котором, естественно, не была представлена. Суд все же удовлетворил иск и обязал газету опубликовать опровержение.

ОКТЯБРЬ 1999

Суд первой инстанции общин Центр и Норк-Мараш рассмотрел иск начальника Управления по охране культурных ценностей Министерства культуры, спорта и по делам молодежи РА Норы Даян против председателя Союза художников Армении Карена Агамяна и газет “Айастани Анрапетутюн” и “Аравот” – как двух соответчиков. Последние оказались в подобном статусе из-за опубликованных интервью с Агамяном, в которых председатель Союза критиковал неэффективную работу Управления. В частности, он сказал, что это ведомство “…нанесло большой ущерб армянской живописи”. Истец требовал от “Айастани Анрапетутюн” и “Аравот” опровержения “информации, порочащей деловую репутацию Управления”. Суд удовлетворил это требование и разослал газетам оповещения, к которым, кстати, не были приложены копии иска, список других представленных документов. Что касается опровержения, то “Аравот” напечатала новое интервью с Кареном Агамяном, где тот “сгладил” все острые углы.

Вечером 16 октября на территорию телекомпании “Еранкюни” г. Гавара проникли несколько вооруженных лиц во главе с мэром города Феликсом Карабахцяном и его братом Альбертом Карабахцяном. Угрожая сотрудникам станции оружием, они изъяли готовую к эфиру кассету с материалом о кандидате в префекты Рубене Хачикяне и скрылись. По факту возбуждено уголовное дело.

НОЯБРЬ 1999

16 ноября прервались передачи телекомпании “Цайг” г. Гюмри. Причина заключалась в том, что “Цайг” задолжал ГАОЗТ “Телетрансляционная сеть” 5 млн. 200 тыс. драмов. В результате переговоров между сторонами с 17 ноября вещание “Цайг” временно возобновилось: до тех пор, пока не будет решено, какой срок предоставляется телекомпании для полного погашения долгов. “Цайг”, в свою очередь, обратилась к кандидатам, баллотировавшимся в депутаты НС РА и местные органы власти, с просьбой выплатить суммы, которые они задолжали телекомпании за политическую рекламу во время выборов. В противном случае “Цайг” подаст на должников в суд.

В ночь с 19 на 20 ноября неизвестные лица проникли в редакцию газеты “Гегард” и одноименной радиопрограммы, расположенную на первом этаже здания мэрии г. Абовяна. Украдены радиоаппаратура, телефонные и факсимильные аппараты. В связи с нанесенным редакции значительным ущербом и приостановлением вследствие этого ее деятельности возбуждено уголовное дело.

ДЕКАБРЬ 1999

Поводом для иска новых владельцев гостиницы “Армения” против бывшего руководителя ее профсоюзной организации Вигена Казаряна послужило интервью последнего информационному агентству “Ноян Тапан”. Казарян обвинял владельцев отеля в нарушении закона при участии в тендере на приватизацию “Армении”. Суд первой инстанции общины Малатия-Себастия Еревана признал “Ноян Тапан” третьей стороной конфликта и отложил заседание до оповещения агентства о своем решении. На заседании 21 декабря с участием представителей “Ноян Тапан” суд удовлетворил требование истца и обязал Вигена Казаряна выступить с опровержением через “Ноян Тапан”.

Как сообщили сотрудники газеты “Айкакан жаманак”, 23 декабря в редакцию ворвалась группа людей во главе с исполнительным директором компании “Кастель-Котайк” Гагиком Царукяном и напала на них. Причиной для сведения счетов послужила информация “Не позорьте республику”, опубликованная в номере газеты от того же дня. В ней говорилось о том, что представители фирмы “Кастель” – владельца основного пакета акций “Кастель-Котайк” – обратились к Гагику Царукяну с просьбой не называть себя больше президентом компании. Согласно же информации в “Айкакан жаманак”, исполнительный директор “Кастель-Котайк” несколько раз представлялся именно в таком статусе. Вместе с тем, уголовное дело по факту нападения на редакцию заведено не было. По словам начальника Управления по связям с общественностью и информации МВД Артака Вардазаряна, представители газеты в правоохранительные органы не обращались и на все вопросы отвечали, что претензий не имеют.