ЗАКЛЮЧЕНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА ПО ЭТИКЕ СМИ 
ОБ ОСВЕЩЕНИИ СМИ АРМЕНИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2007

Наблюдательный Совет, избранный 10 марта 2007 на совещании руководителей СМИ и журналистских объединений, присоединившихся к инициативе ЕПК по саморегулированию СМИ, обсудив деятельность армянских СМИ во время парламентских выборов 2007, пришел к следующим выводам:

1. В период парламентских выборов 2007 в деятельности СМИ были зафиксированы как позитивные, так и негативные тенденции. Позитивным было то, что при освещении этой агитационной кампании СМИ реже допускали оскорбительные высказывания в адрес кандидатов и партий и наклеивание политических ярлыков. Негативным стало отсутствие у СМИ регламентированного подхода к предоставлению эфирного времени/газетной площади участникам выборов, т.е. в большинстве СМИ один кандидат или партия получали без должных на то оснований в несколько раз большее освещение, чем другие. Сказанное в первую очередь относится к вещательным СМИ, которые не разработали и не руководствовались гласными демократическими правилами приглашения представителей разных партий для участия в передачах.

2. 10 марта 2007 18 СМИ (позже к ним присоединилось еще два СМИ) подписали единый Кодекс поведения и приложение к нему - Декларацию принципов освещения выборов и референдумов. СМИ, подписавшие Кодекс поведения, старались выполнять требования этой Декларации, равно как и законодательство об освещении выборов.

3. Вместе с тем ни одно СМИ Армении не разработало собственную открытую политику по освещению выборов. Сказанное прежде всего относится к телекомпаниям, которые так и не сформировали нормы по подготовке материалов о предвыборных мероприятиях, официальных встречах в предвыборный период, деятельности должностных лиц-кандидатов в депутаты НС, по доступу к эфиру владельцев, руководителей СМИ и журналистов, претендующих на места в парламенте. При этом есть основания предполагать, что многие вещательные СМИ руководствовались скрытыми установками, обусловившими в ряде случаев предвзятое освещение и неравные возможности для кандидатов и партий. По сути, лишь Общественная телерадиокомпания Армении имела график предоставления платного и бесплатного эфирного времени, утвержденный ЦИК РА в соответствии с требованиями Избирательного кодекса РА.

4. Ни одна телекомпания не ввела ограничений на производство и трансляцию развлекательных телешоу с участием политических деятелей. То есть некоторые политические деятели, участвуя в развлекательных передачах, получали во время кампании дополнительную возможность заручиться симпатиями избирателей и таким образом - преимущество над конкурентами.

5. По причинам, указанным в двух предыдущих пунктах, нарушался принцип равенства возможностей для всех кандидатов и партий, создавались ситуации, позволяющие с серьезными основаниями говорить об использовании административного ресурса.

6. В конце июня 2007 по инициативе Наблюдательного Совета был проведен опрос среди участвовавших в выборах 23 партий/блока с целью выяснить их мнения и оценки относительно освещения избирательной кампании в армянских СМИ. 

Согласно полученным данным, лишь одна партия оценила работу СМИ на "отлично", 5 - на "хорошо", 11 - на "посредственно", 6 - на "неудовлетворительно". Опрошенным было также предложено назвать 3 СМИ, наиболее успешно осуществивших функцию объективного информирования избирателей об участниках выборов. Здесь список возглавили ежедневная газета "Аравот" (12 голосов) и Армянская служба Радио "Свободная Европа"/Радио "Свобода" (10 голосов). Третье место поделили Первый канал Общественного телевидения Армении, Общественное радио Армении и телекомпания "Еркир-медиа" (по 6 голосов). Опрошенные должны были назвать и 3 СМИ, наиболее предвзято, по их мнению, освещавших избирательную кампанию. Больше всех негативных оценок удостоилась телекомпания "АЛМ" (9 партий), за ней следует ежедневная газета "Айкакан жаманак" (6), на третьем месте газета "Голос Армении" и Первый канал ОТА (по 5). Из СМИ, вовлеченных в инициативу по саморегулированию, по три негативные оценки получили Второй Армянский телеканал и газета "Аравот". В ходе опроса представители 5 партий привели по одному примеру нарушений со стороны СМИ журналистской этики в материалах, посвященных выборам. Два из них касались СМИ, вовлеченных в инициативу по саморегулированию, - веб-сайта Lragir.am и ежедневной газеты "Азг". Однако в обоих случаях Наблюдательный Совет, изучив жалобы, не выявил нарушений Кодекса поведения и Декларации. 

7. Исходя из того, что всего через несколько месяцев в Армении ожидаются президентские выборы, Наблюдательный Совет - в качестве шага на пути к формированию эффективной системы саморегулирования - призывает все СМИ разработать собственные гласные правила и в процессе освещения выборов руководствоваться принципами объективности и беспристрастности.
Принято 12 сентября 2007 
на заседании Наблюдательного Совета по этике СМИ

