[image: image1.png]



1996: РЕКОРД, КОТОРОГО НЕ ЖЕЛАЛИ
Годовой отчет Комиссии по защите свободы слова 
при Ереванском пресс-клубе 

1996: РЕКОРД, КОТОРОГО НЕ ЖЕЛАЛИ
Годовой отчет Комиссии по защите свободы слова 
при Ереванском пресс-клубе
По мнению некоторых наблюдателей, 1996 год стал рекордным за всю историю независимой Армении в плане нарушений свободы слова и печати

Ряд международных правозащитных организаций и авторитетных изданий, в числе которых Международная Хельсинкская федерация по правам человека (International Helsinki Federation for Human Rights), "Наблюдение за ситуацией с правами человека" (Human Rights Watch), "Дом свободы" (Freedom House), "Репортеры без границ" (Reporters sans Fronti(res), Бюро демократических институтов и по правам человека ОБСЕ (OSCE/ODIHR), "Международная амнистия" (Amnesty International), "Индекс цензуры" (Index оn Censorship), "Уор рипорт" (War Report), в своих статьях, заявлениях, годовых отчетах отвели немало места Армении. 

Следуя логике, можно предположить, что возросшее число нарушений и санкций со стороны властей в прошлом году обусловлено президентскими выборами. 

МАРТ 1996 

1 МАРТА в судебном порядке сроком на 3 месяца приостановлено издание независимой ежедневной газеты "Лрагир". Этот случай - единственный из приводимых, который явно не имеет никакого отношения к политической борьбе вокруг президентских выборов, и санкции против газеты с точки зрения формального соблюдения закона обоснованны. 

7 февраля "Лрагир" опубликовал статью "Великая Армения в малых границах: программа до 2000 года", автор которой Арго Кивирян излагал программу расширения современных границ Армении с целью восстановления границы исторической Великой Армении. Вслед за этой публикацией информационная программа Армянского телевидения "Лрабер" распространила заявление Министерства юстиции РА, в котором содержалось предупреждение газете впредь воздерживаться от подобных публикаций, в противном случае регистрационное свидетельство газеты будет аннулировано. 

Тем не менее, 22 февраля на страницах "Лрагир" была опубликована еще одна статья того же автора "Смотря правде в глаза", носившая в целом исторический характер, однако один из ее абзацев был расценен как содержащий антигрузинскую направленность. От соседнего государства была получена дипломатическая нота. Министерство юстиции РА обратилось в суд с исковым заявлением на газету. 1 марта решением суда деятельность "Лрагир" была приостановлена сроком на 3 месяца. 

22 июня "Лрагир" вновь появился в газетных киосках. 

Говоря об оправданности санкций против "Лрагир" нельзя не оспорить принятые против газеты меры. Здесь проблема упирается в законодательство, предельно облегчающее закрытие либо приостановление деятельности средства массовой информации. Учитывая отсутствие в Армении жестких гарантий свободы слова, облегченная процедура закрытия/приостановления делает возможным преследование прессы по политическим мотивам. Тем более актуальной становится система прогрессирующих штрафов как единственная форма наказания за нарушение средствами массовой информации законодательства, предложенная в инициированном ЕПК проекте Закона "О средствах массовой информации". 

АПРЕЛЬ 1996 

19 АПРЕЛЯ ЦИК РА подала исковое заявление против еженедельника "Айжм", органа Национально-демократического союза, в Спандарянский районный суд 

Еревана. 

Поводом послужила статья "Как была принята Конституция" (опубликованная в газете "Айжм", # 11, 1996), в которой ставились под сомнение результаты голосования на референдуме по принятию Конституции РА и парламентских выборов 5 июля 1995. 16 апреля, накануне выхода в свет очередного 13-го номера еженедельника, когда сотрудники, включая главного редактора, готовили номер к печати вне стен редакции, было получено письмо-опровержение на вышеупомянутую статью, подписанное председателем ЦИК Робертом Амирямом (который к тому времени уже выехал в США) от 12 апреля (последний день пребывания Амиряна в Ереване). 

Согласно действующему Закону РА о печати, письма-опровержения должны быть опубликованы в течение 3-х дней или же в следующем номере (если газета неежедневная). Поскольку публикация поступившего от ЦИК опровержения в # 13 технически не представлялась возможной, было решено опубликовать его в следующем - 14-м - номере. 

19 апреля ЦИК подал исковое заявление, подписанное Амиряном (?), против еженедельника в Спандарянский районный суд. 

Слушание было назначено на 23 апреля. По просьбе ответчика, с тем, чтобы судья имел возможность ознакомиться с делом, а еженедельник - опубликовать опровержение в ближайшем номере - 24 апреля, дело было отложено до пятницы, 26 апреля. 24 апреля "Айжм" опубликовал опровержение, а 26 апреля возобновилось слушание дела, которое длилось от силы час. ЦИК был удовлетворен опубликованным опровержением и не стал настаивать на другом своем требовании - привлечении газеты к ответственности за публикацию, по мнению истца, "искаженной и неточной информации", которая была предоставлена Национально-демократическим союзом. С учетом того, что никто из НДС не был приглашен на заседание, а "Айжм" выходил к тому времени в течение всего лишь нескольких месяцев, суд закрыл дело. 

22 АПРЕЛЯ Министерство юстиции РА приняло решение о смене учредителя и издателя ежедневной газеты "Азг". Было удовлетворено заявление представительства Партии Рамкавар Азатакан Армении, и последнее получило учредительские права вместо совета учредителей, который состоял из 5 частных лиц, являющихся членами Партии Рамкавар Азатакан. Причем представительство ПРА было зарегистрировано как общественная организация всего лишь за неделю до этого - 15 апреля 1996. В данном случае. Минюст пошел на очевидное нарушение закона, поскольку, согласно зарегистрированному им же уставу газеты "Азг", смена одного или нескольких ее учредителей могла производиться по решению 2/3 голосов совета учредителей. Между тем лишь двое из пяти учредителей выступили за передачу учредительских прав представительству ПРА в Армении. Многие факты говорят о том, что неправовое решение Минюста было принято под диктовку влиятельных политических кругов, протежировавших новому руководству ПРА, которое находится в конфликте с прежним, а также с республиканским правлением ПРА Армении и большинством учредителей "Азга". 

Выполняя распоряжение Министерства юстиции, издательство "Периодика" отказалось печатать газету, издаваемую прежним учредителем. А с 27 апреля начала печататься и распространяться через киоски "Армпечати" газета под названием "Азг", издаваемая представительством ПРА, которая имела то же лого и тот же формат, но к которой редактор и сотрудники прежнего "Азга" не имели никакого отношения. Журналисты же "Азг" начали распространять свое издание в виде листовки, размноженной на ксероксе в 99 экземплярах. 

3 мая Спандарянский районный суд г. Еревана начал рассмотрение иска учредителей газеты "Азг" против Министерства юстиции и 8 мая вынес решение, восстановившее статус-кво. Газета возобновила выход. 

Журналисты, придерживающиеся самых разных политических убеждений, оказали мощную поддержку главному редактору и сотрудникам "Азг", пожалуй, впервые проявив действенную профессиональную солидарность. 

Как в случае с "Айжм", так и в случае с "Азг" суд оказался на стороне справедливости. 

ИЮНЬ 1996 

УТРОМ 25 ИЮНЯ было совершено нападение на редактора радиопрограммы "Ереван" государственного радио Вардана ВАРДАНЯНА. Наиболее распространенная версия на этот счет - журналисту мстили за его передачи о проблеме качества выпекаемого хлеба. 

Государственное радио по договоренности с Министерством сельского хозяйства и продовольствия осуществляло контроль за соблюдением норм по качеству хлеба и регулярно сообщало в эфире о нарушениях этих норм и недовесе. В передачах упоминались 23 хлебозавода, но лишь руководство хлебозавода # 3 решило дать отпор "ложной", по их утверждению, информации. Именно с этим противостоянием и связывают избиение Варданяна. 

Руководители хлебозавода подали исковое заявление в Мясникянский районный суд на директора государственной радиокомпании Степана Закаряна, главного редактора общественно-политических программ Геворка Асатряна и на редактора программы "Ереван" Вардана Варданяна. 14-16 августа состоялись три заседания суда. Истцы настаивали на том, что нарушена статья 6-я Закона РА "О печати и других средствах массовой информации", предусматривающая ответственность за ложную и непроверенную информацию. Позиция судьи, по мнению наблюдателей, была далеко не беспристрастной, и заседания проходили в напряженной атмосфере. Суд не признал составленные в ходе рейдов радиожурналистов акты о недовесах и низком качестве хлеба документами, имеющими юридическую силу. Представители радиопрограммы были признаны виновными, и суд обязал их дать в эфире опровержение. 

При крайне негативной оценке деятельности судебных властей в этом эпизоде нельзя обойти вниманием и слова президента РА Левона Тер-Петросяна, который высказал на встрече с избирателями мнение, что оба директора (радио и хлебозавода) виноваты и должны быть уволены. Это высказывание надо понимать так: в инциденте столкнулись представители двух группировок из правящих кругов, и президенту сам этот факт очень не понравился. Интересным штрихом ко всей "хлебной истории" стало противостояние государственного радио с органом крупнейшей проправительственной партии газетой "Айк", вставшей на защиту директора хлебозавода... 

СЕНТЯБРЬ 1996 
25 СЕНТЯБРЯ приостановили выход в эфир две независимые радиопрограммы Ай FM 105.5 и Ласто 106.5. По сведениям из некоторых источников, силовые структуры вынудили их прекратить вещание, однако представители самих радиостанций, в частности руководитель Ай FM Анаит Тарханян, утверждают, что прекратили вещание добровольно из соображений безопасности. Станции вновь вышли в эфир соответственно 28 и 29 сентября. 

Примерно по той же причине в дни выборов прекратили свою деятельность две кабельные телевизионные станции "Майр Айреник" и "Диана Лаптерик". 

В эти же сентябрьские дни был приостановлен выход радиопрограммы "Айк" и телепрограммы "Алис-А". Официальных объяснений по этому поводу сотрудники не получили, но не сомневаются, что причиной послужили выраженные ими симпатии к кандидату от оппозиции. 

26 сентября была опечатана штаб-квартира НДС, где располагалась также редакция газеты "Айжм". В течение 2 месяцев лишенная помещения и техники газета продолжала выходить лишь благодаря усилиям ее редактора Вигена Саркисяна и сотрудников. Только 25 ноября штаб-квартира НДС была открыта, и "Айжм" возобновил нормальный рабочий ритм. 

Ночью 26 сентября десятью работниками правоохранительных органов был задержан обозреватель газеты "Голос Армении" Гагик МКРТЧЯН. Он был доставлен в Министерство внутренних дел, где его жестоко избивали. Затем Мкртчян был переправлен в Министерство национальной безопасности и через 10 дней освобожден. По утверждениям самого Мкртчяна, в избиении участвовали высокопоставленные лица из силовых структур. Не вызывает сомнений, что причиной насилия над публицистом стали его острые публикации в "Голосе Армении", направленные против властей, а также его принадлежность к оппозиционной партии Дашнакцутюн. 

27-29 сентября были зафиксированы попытки давления со стороны властных структур на собственных корреспондентов зарубежных средств массовой информации в Армении. Личности этих корреспондентов и предпринятые против них меры воздействия хорошо известны в журналистской среде, но исходя из этических соображений - наши коллеги не желали широкой огласки происшедшего с ними - их имена здесь не приводятся. 

В числе арестованных во время событий 25 сентября был и журналист Арго КИВИРЯН, автор упомянутых выше статей в газете "Лрагир". 14 ноября находящийся в тюрьме Кивирян объявил голодовку. Однако вынужден был прекратить ее 5 декабря по настоянию врачей в связи с резко ухудшившимся состоянием здоровья. По данным на 20 января 1997, Кивирян все еще находится в тюрьме. Он обвиняется в участии в беспорядках 25 сентября и его дело передано в прокуратуру. 

