Перейти к содержимому

ПУТЬ К СТАБИЛИЗАЦИИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ?

Открытие связей с Азербайджаном и Турцией может привести к значительным изменениям для Армении на Южном Кавказе. Из-за долгой блокады, которая привела к созданию обходных маршрутов для нефтегазовых и железнодорожных путей, у Армении появилась возможность стать коммуникационным узлом в регионе. Это мнение было высказано армянским и азербайджанским экспертами в ходе онлайн-дискуссии в эфире CivilNet, организованной во взаимодействии с Ереванским и Бакинским пресс-клубами.

Борис Навасардян, почетный президент Ереванского пресс-клуба, и Сабит Багиров из Баку, председатель Фонда содействия предпринимательству и рыночной экономике, обсудили причины, по которым Армения и Азербайджан еще не начали открывать транспортные связи, и почему проект “Перекресток мира” становится важнее, чем даже подписание мирного соглашения.

Эксперты в целом сошлись во мнении, что в интересах Армении и Азербайджана возродить все транспортные и экономические связи в регионе, которые были заброшены и утратили свою функциональность после распада СССР.

Причины пробуксовки

После второй карабахской войны в декабре 2020 года Ереван и Баку начали переговоры по разблокировке транспортных путей, что считалось важной частью мирного соглашения. Но достичь значительного прогресса в этом вопросе так и не удалось.

Основная проблема заключалась в попытках восстановления ж/д и автомобильные дороги через южную часть Армении, которые должны были соединить “материковый” Азербайджан с его Нахичеванской автономией. Азербайджан настаивал на том, что эти дороги должны иметь статус, аналогичный Лачинскому коридору, тогда как Армения категорически отвергала это.

“Тема экстерриториальности значительно препятствовала тому, чтобы Ереван и Баку приступили к открытию коммуникаций. Она в значительной степени заложена в трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 года, которое предполагает, что контроль над дорогой должны осуществлять пограничные войска ФСБ России. Это именно тот момент, который неприемлем для армянской стороны сегодня. Тем более, что вообще о выполнении других пунктов этого заявления уже говорить бессмысленно”, — отметил Борис Навасардян.

Между тем, после того как Азербайджан установил контроль над Нагорным Карабахом, интерес азербайджанских властей к транзиту через Армению заметно снизился. Баку достиг соглашения с Ираном о строительстве железной дороги по северной части этой страны, чтобы соединить Азербайджан с нахичеванским эксклавом.

Примерно в это же время Армения предложила свой проект разблокировки транспортных коммуникаций под названием “Перекресток мира”, предлагающий возрождение всех транспортных и экономических связей в регионе с севера на юг, с запада на восток.

“Ключевой смысл этого проекта – развитие коммуникаций между Арменией, Турцией, Азербайджаном и Исламской Республикой Иран путем восстановления, строительства и эксплуатации автомобильных, железнодорожных путей, трубопроводов, кабелей, линий электропередачи”, — заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян во время презентации проекта “Перекресток мира” на международном форуме “Шелковый путь” в Тбилиси 26 октября.

При этом Пашинян особо отметил принципиальную позицию армянской стороны о недопустимости какой-либо экстерриториальности: “Вся инфраструктура, включая автомобильные, железнодорожные, воздушные пути, трубопроводы, кабели, линии электропередач, действуют под суверенитетом и юрисдикцией тех стран, через которые они проходя”.

Проблески надежды

Армянский проект “Перекресток мира”, как отмечает Сабит Багиров, послужил основанием для некоторых надежд на то, что Армения готова демонстрировать серьезный подход к созданию транспортного хаба на территории Южного Кавказа. “Думаю, это очень важно и будет работать на пользу не только экономическому развитию, но и культурному обмену в регионе между людьми”, — отметил эксперт.

Хотя Сабит Багиров не знаком с официальной позицией Баку касательно армянского проекта, но судя по реакции в местной прессе, считает, что в Азербайджане есть заинтересованность в его реализации. “Это проект предполагает открытие с армянской стороны трех КПП на границе с Азербайджаном и два с Турцией, что очень серьезно. Это будет способствовать увеличению грузопотока и экономическому развитию обеих стран”, — подчеркнул Багиров.

В вопросе стабилизации ситуации в регионе и снижения уровня конфликтности разблокировка коммуникаций, по мнению Бориса Навасардяна, на практике важнее даже подписания самого мирного соглашения, ибо это приводит к повышению взаимозависимости и появлению общих интересов. Хотя, разумеется, она не отменяет необходимость политического документа, закрепляющего нормализацию межгосударственных отношений.    

“Это может стать стимулом для того, чтобы ни у одной из сторон в дальнейшем не возник соблазн решать какие-то вопросы посредством применения силы. Совместное использование транспортных коммуникаций само по себе открывает перспективы для далеко идущих программ стратегического развития экономики региона в целом”, — считает Борис Навасардян. Он придает особое значение усилиям, направленным на привлечение зарубежных инвестиций для реализации этих коммуникационных проектов, способствующих повышению значимости Южного Кавказа для системы международной торговли.

“Думаю интерес будет высокий у очень многих стран. В конце концов, несмотря на геополитические противоречия, даже Россия может увидеть здесь свой интерес независимо от статуса своих пограничных войск, который сегодня является едва ли не главным препятствием для всеобщего консенсуса”, — заключил эксперт.

(Полную версию передачи можно посмотреть по следующей ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=U3lWk0HaRkU&t=1s)