Перейти к содержимому

ПЛАН ОСКАНЯНА – ИДЕЯ ЗАПОЗДАЛАЯ ИЛИ ВОПЛОТИМАЯ?

Свои соображения излагают известные экперты региона

Карабахские армяне, переехавшие в 2023 году в Армению, изменили ранее озвучивавшуюся концепцию возвращения в места прежнего проживания.

До недавнего времени руководители общественных организаций карабахских армян выставляли неприемлемые для Баку требования о готовности вернуться в регион под международные гарантии безопасности, при условии вывода оттуда азербайджанских сил и получения статуса независимости. С 22 февраля появилась новая концепция, опубликованная со слов главы “Комитета по защите фундаментальных прав народа Нагорного Карабаха”, бывшего министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна.

В  интервью армянской службе Радио Свобода он заявил, что покинувшие дома люди вернутся, если там будет “совместная администрация на уровне Нагорный Карабах-ОБСЕ или Нагорный Карабах-ООН, которая может носить переходный, временный характер”, передает Turan.

Осканян предлагает переговоры между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, в результате чего стороны придут к решению проблемы судеб армян.

“Я не говорю о статусе автономии или другом статусе. Это пусть решит сам народ в будущем. Власти Армении обязаны внести это в свою повестку, поскольку именно из-за их ошибок эти люди оказались в нынешней ситуации. Нагорный Карабах потерян в результате их ошибок. Они обязаны продвигать требование о возвращении армян в Нагорный Карабах. Если бы власти Армении ранее, как я и говорил, внесли бы вопрос об автономном статусе Нагорного Карабаха, как это было в советское время, сегодня ситуация была бы иной”, – заявил Осканян.

Таким образом, экс-министр выдвигает новый план: вначале возвращение армян в Карабах под гарантии безопасности от международных сил. Потом будут переговоры о статусе армян в Азербайджане, причем условия про обязательную независимость карабахских армян от Азербайджана уже нет.

“Даже Азербайджан говорит о возвращении армян в Нагорный Карабах, хотя его восприятие несколько иное. Право на возвращение есть, и через дипломатическую работу можно будет получить гарантии и условия для того, чтобы армяне при возвращении чувствовали себя в безопасности. Если власти Армении возьмут на себя эту работу, то вероятность реализации идеи была бы на уровне 60-70%. Без такой поддержки эта вероятность ниже 50%”, – отметил экс-министр.

Официальный Баку неоднократно заявлял свое неизменное видение возможности возвращения армян в Карабах: при условии получения ими азербайджанского гражданства с исключением особых прав, и с параллельным возвращением азербайджанцев в места исторического проживания в современной Армении.

Напомним, что по оценкам армянской стороны, в 2020-2023 годах Карабах покинуло 120 тысяч армян.

Насколько же реалистичен план, предлагаемый экс-министром Осканяном? Воплотимо ли технически всё то, что он описал? С другой стороны, насколько возможна реализация такого проекта возвращения карабахских армян в нынешних условиях и при той риторике, которую озвучивают представители официального Баку, если говорить, например, об идее Осканяна о “совместной администрации на уровне Нагорный Карабах-ОБСЕ или Нагорный Карабах-ООН, которая может носить переходный, временный характер”? 

Своим мнением по этим вопросам поделились с Pressklub.az аналитики из южно-кавказских стран. Они оценивают план Осканяна с разных точек зрения, но в итоге приходят к общему заключению. 

Армянский медиа-эксперт Акоб Карапетян прежде всего отмечает, что организации, называемые “общественными”, сами карабахские армяне считали и считают своими законно избранными представителями. 

“Считают ли они также упомянутый Комитет своим законным представителем, мне неизвестно. Думаю, это важный момент для понимания истинного значения заявлений той или иной организации или персоны.

Что касается изменения заявленных армянами НК приоритетов, то я думаю, что логика здесь простая. В то время, когда армяне Нагорного Карабаха жили в своих домах, для них первостепенным был вопрос безопасности и защиты своих прав. После сентября 2023 года, когда они принудительно покинули свои дома, логично, что первостепенным стал вопрос безопасного возвращения. Особенно, когда они почти каждый день видят в соцсетях и СМИ кадры о том, как в Степанакерте или в других городах и селах сносят не только архитектурные памятники, но и статуи, посвященные деятелям армянской культуры, и видят как массово деарменизируются средневековые церкви. Чтобы использованная мной формулировка “принудительно покинули” не выглядела пропагандистским клише, хочу лишь отметить, что согласно общеизвестным нормам международного права, необходимыми условиями безопасной жизни народа, помимо физической безопасности, являются гарантии сохранения собственной языковой и культурной самобытности, а также обеспечение других демократических свобод (свобода слова, свобода выбора и т.д.). В данном случае мы имеем ситуацию, когда, по практически единодушной оценке международных организаций, Баку не обеспечивает демократические права и свободы своих граждан”, — считает Карапетян. 

По его словам, согласно различным универсальным рейтингам, Азербайджан находится на последних позициях в вопросах демократии, в то время как “Нагорно-Карабахская Республика в десятилетия своего де-факто существования показала гораздо лучшие результаты в тех же областях”. Говоря о перспективах проживания армян в Нагорном Карабахе под юрисдикцией Азербайджана, Карапетян, в первую очередь, обращает внимание на это обстоятельство:

“Даже если оставить в стороне вопрос негативного отношения в целом к армянам в Азербайджане, люди задаются вопросом: как Баку может обеспечивать наши права и свободы, если в этой стране не обеспечены права всех?” 

Подытоживая свой ответ на вопрос, насколько возможна реализация проекта возвращения карабахских армян, эксперт говорит: “в нынешних условиях и при нынешней риторике официального Баку, я отвечу прямо, что мне это не  представляется возможным”.

Азербайджанский политолог и общественный деятель Зардушт Ализаде напоминает, что есть весьма прагматичная русская поговорка: дорога ложка к обеду. 

“Если во время обеда у вас нет ложки, то вы не сможете отобедать. А вот после обеда вам ложка ни к чему. Данная поговорка пришла мне на память после ознакомления с “планом Осканяна”. 

Ализаде отмечает, что последние 30 лет своей жизни он посвятил поискам мирного решения карабахской проблемы и знаком со всеми вариантами урегулирования конфликта.

“История доказала, что ни один вариант, к сожалению, кроме военного, не сработал.  Какие-то варианты отвергла армянская сторона, какие-то забраковала азербайджанская. Обе стороны доказали свою верность одной единственной идее, армяне — идее приоритета самоопределения, азербайджанцы — идее территориальной целостности”, — констатирует Ализаде. Эксперт считает, что наблюдаемые в демократических полиэтничных странах примеры соединения двух принципов международного права отвергались прежде всего армянской стороной как неприемлемая уступка побежденной стороне. 

“То, что предлагает г-н Осканян, было бы оценено как разумная уступка и готовность к компромиссу и считалось бы привлекательным для Азербайджана до войны сентября 2020-го. Да, в этом предложении содержится непрямое, но все-таки признание права Азербайджана на свою территориальную целостность, которая, тем не менее, будет оспариваться в будущем, и обусловленное двойной администрацией право на самоопределение, которое также подлежит обсуждению.

По сравнению с твердым железобетонным отказом Армении периода бытности г-на Осканяна министром иностранных дел Армении вообще признавать право Азербайджана на Карабах, данный вариант кажется неким смелым и новаторским подходом к поиску мирного решения конфликта.

Увы, тогда мысль руководства Армении до высот такого понятного сейчас компромиссного варианте не поднималась, а крутилась вокруг постулата победоносной армянской армии и убежденности в неспособности Азербайджана решиться на нестандартный шаг без дозволения верной союзницы Армении. 

По мнению эксперта, сейчас обстановка кардинально изменилась, и азербайджанское общество этот продиктованный заботой об армянах Карабаха план Осканяна принять не сможет ввиду его нереалистичности.

“Другое дело, если автор идеи ее осовременит, добавит пункт также о праве азербайджанцев-беженцев 1988 года вернуться в свои дома в Армении, уберет пункт об ущемляющем суверенитет Азербайджана абсурдном правящем дуэте “власти НКР+ООН или ОБСЕ”, включит в текст пункт о конституционных механизмах защиты прав человека для всех жителей Карабаха и Зангезура, добавит, к примеру, идею открытия в Ханкенди и Сюнике консульств Армении и Азербайджана соответственно, тогда, глядишь, и появился бы интерес начать диалог вокруг этой сильно запоздавшей, но, в принципе, сохраняющей свою способность к реанимации идеи компромиссной трансформации бывшего конфликта”, — говорит Ализаде.

Грузинский конфликтолог, доктор международных отношений, профессор Грузинского технического университета Амиран Хевцуриани полагает, что решение вопроса о возвращении карабахских армян на родину на данном этапе невозможно, а со временем станет еще более нереальным, по сути, мы имеем дело с деарменизацией Карабаха: “Это моя оценка основана на сочетании политических, исторических и социальных факторов, определяющих проблему. Кстати, достаточно открытое заявление по этому вопросу я сделал в интервью армянскому телевидению еще до эвакуации региона, где обратился к армянской стороне с предложением проявлять меньше эмоций при принятии столь судьбоносного решения. Я прямо заявил, что столь спонтанный уход армян из региона политически и исторически неоправдан. Уйти они могли всегда, а вернуться было бы труднее всего. Так и случилось”. 

Азербайджанская сторона сделает все, чтобы не допустить возвращения армян, полагает конфликтолог. 

“Только глупцы могут думать, что эти места останутся без людей. Спустя годы там поселятся азербайджанцы (у Азербайджана для этого достаточно человеческих ресурсов), и армянские следы окончательно исчезнут.

Что касается позиции Осканяна – полный абсурд. Баку никогда на это не согласится. Он победил, он вернул территории, и никакие посредники ему там не нужны”, — заключает Хевцуриани. 

Автор: Рауф Оруджев