Перейти к содержимому

ВОЙНА И МИР

Кто и как на Южном Кавказе относится к перспективе подписания мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном?

Вот уже много месяцев в странах Южного Кавказа с основной повестки не сходит один вопрос — возможности и вероятности скорейшего заключения мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией. Сделать это необходимо, ведь формально наши страны до сих пор находятся в состоянии войны.

Но тут неизбежно возникают сопутствующие вопросы. Почему сторонам до сих пор не удалось сделать этого — ведь с окончания войны минуло почти четыре года? Кто более, а кто менее заинтересован в подписании мира, какие силы, и почему?

Если взглянуть на каждую из стран региона по отдельности, то в целом картина как будто ясна. Невзирая на предыдущие опасения армянской стороны, окружающих государств и ведущих западных держав, официальный Баку сумел доказать отсутствие намерения нападать на Армению ради прокладки Зангезурского коридора по территории ее области Сюник. Подозрения такие разгонялись долго, но руководство Азербайджана проявило настойчивость в продвижении именно мирной повестки, благодаря чему активизировались переговоры сторон, и даже дошло до практического сотрудничества на земле — уже демаркирован 12-километровый участок азербайджано-армянской границы на стыке Газахского района и Тавушской области. Своими действиями Баку дает понять, что хотел бы подписать мирный договор с Ереваном до конца текущего года, и в последнее время регулярно слышны намеки на то, что было бы неплохо сделать это в ноябре в столице Азербайджана, которая в это время будет принимать очень представительный всемирный климатический саммит СОР29. Одним словом, создается впечатление, что Азербайджан нацелен на мир, заинтересован в нем, действует во имя него.

Несколько иначе, на взгляд многих региональных наблюдателей, обстоят дела с этим в Армении. Кажется явным, что действующее правительство Никола Пашиняна также исповедует идею мира, что собственно подтверждается согласием Еревана на активизацию переговорного процесса, на меры по демаркации границы. Да и риторика высшего руководства Армении свидетельствует о намерении нормализовать отношения с такими соседями, как Азербайджан и Турция.

По-другому смотрит на происходящее оппозиция, представляющая прошлые власти в лице экс-президентов Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Представители этих сил также регулярно отмечают, что выступают за подписание мирного соглашения с Азербайджаном, но не такой ценой, какую позволяют себе власти. Им кажется, что в процессе продвижения к миру команда Пашиняна идет на неоправданные уступки Азербайджану.

И, пожалуй, наиболее радикально проявила себя в последние месяцы Армянская Апостольская церковь (ААЦ). Она протестует против происходящего через архиепископа Тавуша Баграта Галстаняна, который начал в конце апреля и продолжает до сих пор шествия, демонстрации и митинги в разных местах Армении. Причем Галстанян публично заявлял, что получил благословение на такие действия от самого католикоса ААЦ.

Таким образом, ситуация в Армении выглядит так, что власти нацелены на достижение мира, а оппозиция и церковь напротив — действовали и действуют во имя войны.

Наконец, что касается третьего соседа, Грузии, пожалуй, мало кто станет спорить с тем, что всем политическим силам и народу в этой стране важен мир между Арменией и Азербайджаном. Дело в том, что официальный Тбилиси всегда, при всех режимах придерживался подчеркнуто дружественных отношений с обеими соседними странами, несмотря на тяжелую историю между ними. И это можно понять. Транспортные и экономические связи в нашем регионе диктуют Грузии такие правила поведения. Именно поэтому она, вероятно, больше всех других стран мира приветствовала бы подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Ведь объективно такой мир полностью соответствует политическим и экономическим интересам Грузии, поскольку способен раскрыть весь потенциал региона. Этого можно достичь, если восстановить все прежние коммуникации между тремя бывшими союзными республиками Кавказа, и начать выстраивать новые транспортно-экономические проекты в направлении тех же Турции и Центральной Азии. Мало того, такое развитие экономической ситуации после заключения армяно-азербайджанского мира приведет к тому, что Грузия политически станет менее зависима от того же северного соседа, страны-оккупанта России.

Своим мнением на сей счет поделились с Pressklub.az известные эксперты Южного Кавказа.

Как отмечает директор Бакинского Пресс-клуба Ариф Алиев, Азербайджану важен мир, прежде всего, с точки зрения экономических перспектив.

“У руководства есть желание превратить страну в некий региональный или даже межрегиональный промежуточный торговый центр. И для этого есть объективные основания. Хотя бы с точки зрения того, что доступ к богатым природным ресурсам Центральной Азии для Запада пролегает в нынешних условиях только через Азербайджан”, — говорит он.

С другой стороны, продолжает он, такой важный для мира торговый игрок как Китай сейчас может найти сухопутный выход для своих товаров на Запад тоже только через территорию Азербайджана. “Однако у Китая есть одна особенность, о которой я узнал из беседы с одним из чиновников Еврокомиссии в Брюсселе — Пекин никогда не вкладывается в те регионы, где наблюдается политическая нестабильность или есть неразрешенные конфликты. Вот почему Азербайджан очень сильно заинтересован в том, чтобы поскорее заключить мирный договор с Арменией”, — уверен А.Алиев.  

Как говорит политический аналитик Акоп Карапетян, на его взгляд, армянское общество действительно готово идти к миру, и переизбрание Никола Пашиняна и его команды в  2021 году является одним из доказательств этого.

“Однако после 2021 года много воды утекло, и люди видят, что после каждого последующего отступления Азербайджан предъявляет новые требования, а это усугубляет ощущение дефицита безопасности в армянском обществе. Я знаю людей — общественных деятелей, которые годами выступали с миролюбивых позиций, были сторонниками армяно-азербайджанского сотрудничества во времена, когда в армянском обществе доминировала идея о необходимости сохранения статус-кво. Сегодня у этих людей есть много вопросов касательно мирного процесса. С другой стороны, месседжи, приходящие время от времени из Баку, напоминают мне господствовавшие в армянской политической элите с середины 90-х годов настроения, о том, что после окончания успешной войны следует требовать от противника наибольших уступок для того, чтобы выжать из него максимум. Мы увидели, что эта позиция не принесла мира в регион, и я не знаю, почему сейчас должно быть по-другому”, — отмечает аналитик.

Поэтому да, говорит он, большая часть армянского общества и избранное им правительство действительно стремятся к миру.

“Что касается протестующей массы, то нельзя однозначно утверждать, что все эти люди мечтают жить в вечной вражде с Азербайджаном. Они имеют резкие разногласия с внутренней и внешней политикой Пашиняна и выражают свою позицию посредством протестов. Армения имеет богатый опыт уличных протестов. Лично я не помню года, чтобы в Ереване не было массовых демонстраций с той или иной повесткой, независимо от внешнеполитического климата. Так что, это неотъемлемая часть армянской общественной жизни.

Что касается лидеров именно нынешнего движения и их риторики, то я думаю, что у них есть свои сугубо внутриполитические расчеты, в том числе в плане очистки поля и позиционирования себя перед выборами 2026 года, и армяно-азербайджанский процесс здесь может быть всего лишь “информационным поводом”, — считает эксперт.

«Что касается позиции ААЦ, могу сказать, что да, она традиционно имела определенное участие в политических процессах, отражая настроения, условно говоря, консервативной и изоляционистской части общества. То, что теперь Церковь участвует в политических процессах в лице высокопоставленного священнослужителя, это, конечно, новость, но и здесь есть свои нюансы. Во-первых, да, архиепископ Баграт говорит, что имеет благословение Католикоса. У меня нет оснований сомневаться в словах преподобного, но фактом является то, что мы так и не услышали слова поддержки напрямую из уст Католикоса. Более того, буквально на днях высший церковный коллегиальный орган выступил с заявлением, пытаясь, между прочим, дистанцироваться от движения возглавляемого архиепископом Багратом. Это может означать либо то, что Церковь и Пашинян пришли-таки к согласию по каким-то вопросам, либо что в Церкви и среди поддерживающих ее политических сил укоренилось мнение, что протестное движение можно считать завершенным хотя бы на этом этапе и надо готовиться к следующему этапу внутриполитической борьбы.

Вдобавок к этому, некоторые внешние сигналы дают основание предполагать, что у Еревана и Баку есть хороший момент для продолжения прямых переговоров и, при наличии политической воли, достичь определенного результата”, — рассказал А.Карапетян.

Как заявил в свою очередь конфликтолог, доктор международных отношений, профессор Грузинского технического университета Амиран Хевцуриани, армяно-азербайджанский конфликт был душераздирающим на протяжении десятилетий и стоит отдельно упомянуть отношение грузинского государства, его политического спектра и грузинского общества к нему.

“Грузинское государство и грузинское общество всегда были едины в стремлении к мирному завершению этого конфликта и прилагали все усилия, чтобы внести хотя бы минимальные позитивы в этот труднейший процесс. Сегодня все политические партии и общество в Грузии в целом кровно заинтересованы в окончательном завершении этого конфликта, потому что это тот путь, который приведет нас всех вместе к долгожданному миру и развитию. Завершение армяно-азербайджанского конфликта может сыграть решающую роль в мирном решении территориальных проблем Грузии, поэтому этот исторический процесс важен для нас и в этом отношении», — говорит конфликтолог.

По его словам, скорейшее подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией настолько важно, поскольку отвечает будущим интересам не только этих двух стран, но и всего региона.

“Конечно, стоит отметить опасения по поводу Армении, где действующая оппозиция является тормозящим фактором в этом важнейшем процессе. Однако я уверен, что дискредитированная реваншистская оппозиция Армении, управляемая непосредственно из Кремля, не сможет предотвратить этот исторический процесс, и все их действия будут неэффективными. Но, все это не дает нам расслабиться, и всем трем южнокавказским государствам необходимо действовать скоординировано по всем направлениям, включая решение политических и экономических вопросов, чтобы максимально использовать возможности, создаваемые новой геополитической реальностью. А для этого, в первую очередь, необходимо интенсивное общение между странами и создание позитивной повестки дня”, — заключил А.Хевцуриани.

Рауф Оруджев