ЭФФЕКТИВНЫ ЛИ МИРОТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ?
Конфликт в Нагорном Карабахе пережил несколько попыток разрешения. Граждане Армении и Азербайджана неоднократно пробовали наладить общение через неофициальные каналы — посредством “Track 2 Diplomacy” (дипломатии “второго плана”), что было важно для взаимного восприятия взглядов и подходов обществ, затронутых конфликтом. Но возникает вопрос: насколько эффективны гражданские миротворческие проекты и инициативы, и что стоит ожидать от так называемой “народной дипломатии” в настоящее время?
Некоторый прилив оптимизма на этот счет вызвало совместное заявление Администрации президента Азербайджанской Республики и Аппарата премьер-министра Республики Армения, распространенное 7 декабря. Помимо практических шагов, являющихся проявлением доброй воли с обеих сторон, заявление содержало намерения “относительно реализации в ближайшем будущем дополнительных мер по установлению доверия, и призывают международное сообщество поддержать их усилия, которые будут содействовать” этому процессу. Эта часть документа особенно важна, поскольку открывает перспективы именно для гражданских инициатив, недооцененных на предыдущих стадиях конфликта.
Эффективность неофициальных каналов общения на уровне общественности, граждан, разделенных войной, эксперты связывают, как правило, с доминирующей политической атмосферой, складывающейся в процессе урегулирования конфликта. Иными словами, если стороны на официальном уровне действительно настроены на урегулирование, или хотя бы на “неусиление” вражды, КПД “Track 2 Diplomacy”, скорее всего, будет высоким.
В условиях, когда официальные переговоры могут застопориться из-за политической конъюнктуры или иных причин, “Track 2 Diplomacy” становится площадкой для обмена идеями, поиска общих точек зрения и разработки практических решений. Участники этого процесса могут включать ученых, журналистов, гражданских активистов, что создает возможность для комплексного подхода к различным аспектам конфликта.
Суть “Track 2 Diplomacy” заключается в том, чтобы смягчить напряжение, выстроить доверительные отношения и найти пути к мирному урегулированию, преодолевая противоречия между армянским и азербайджанским обществами. Помимо этого, данный подход способствует осознанию важности мирного урегулирования на уровне общества, что может оказать давление на официальные структуры, сформировать запрос на активизацию усилий официальных властей по достижению мира.
Такие периоды в армяно-азербайджанском конфликте были, но каждый раз коридор возможностей резко сужался вследствие очередной вспышки насилия в Нагорном Карабахе, на армяно-азербайджанской границе, либо других факторов, включая геополитический расклад в регионе.
Война 2020 года с ее многочисленными жертвами и последующими трагическими событиями, включая массовый вынужденный исход армян из Нагорного Карабаха, поставили перед миротворческими инициативами сложные задачи. После изменившей регион войны, которая обострила старые и новые проблемы, стало очень сложно наводить мосты общения между людьми с обеих сторон.
Одной из таких миротворческих инициатив стала группа “Перекресток”, созданная после 44-дневной войны, участниками которой стали более двух тысяч человек, в основном, армяне и азербайджанцы из своих стран и из-за рубежа. Группу, по словам модератора Юсифа Умбатова, открыли для налаживания диалога между двумя обществами и достижения мира. Сначала, как и ожидалось, было сложно, обсуждения даже самых безобидных социальных тем часто перерастало во взаимные претензии, отражавшие все аспекты карабахского конфликта.
Самых агрессивно настроенных участников группы, которые сеяли вражду и ненависть, администраторы и модераторы группы, в числе которых были как азербайджанцы, так и армяне, блокировали. “Самым неприменимым азербайджанским и армянским участникам азербайджанские и армянские модераторы предлагали уйти на другие платформы и там продолжать свои разборки”, — сказал Юсиф Умбатов в ходе дискуссии в эфире CivilNet с армянским политологом Эдгаром Варданяном на тему эффективности миротворческих проектов. Как и в случае предыдущей передачи этого цикла, дискуссия была организована во взаимодействии с Ереванским и Бакинским пресс-клубами.
Все же сохранение контактов на уровне обществ даже в самых невыгодных для этого условиях эксперты считают важным, ибо они все равно в итоге призваны способствовать достижению мира. И то, что спустя три года после войны, 7 декабря 2023 года, Армения и Азербайджан договорились об очередном обмене военнопленными, наблюдатели считают в том числе заслугой народной дипломатии. “Мы этого дня ждали очень долго. Сколько можно воевать?”, — подчеркнул Умбатов.
Важным шагом в снижении напряженности между Арменией и Азербайджаном стала пятая встреча комиссии по делимитации границы, прошедшая 30 ноября прямо на границе двух стран под председательством вице-премьеров Мгера Григоряна и Шахина Мустафаева. На встрече был утвержден регламент организации совместных рабочих встреч в рамках комиссии. И то, что Ереван и Баку одобрили порядок работы комиссии спустя всего две недели, 14 декабря, свидетельствует о серьезном настрое сторон сделать двустороннюю работу более регулярной и нацеленной на практический результат.
Дипломатические усилия посредников, особенно со стороны США, также играют важную роль в этом процессе. Недавние переговоры помощника госсекретаря США Джеймса О’Брайена с азербайджанским руководством 6 декабря были охарактеризованы как “позитивные и конструктивные”. После этого США пригласили стороны конфликта на новые переговоры в Вашингтоне на уровне глав МИД. Ереван согласился сразу, а Баку заявил о своем согласии немного позже.
Другим фактором, создающим условие для налаживания диалога между армянами и азербайджанцами, является степень усталости от войны. За 30 с лишним лет в постсоветской истории этих стран конфликт плотно вклинился в жизнь двух обществ – целое поколение, смутно представляющее реалии первой карабахской войны, но ставшее свидетелем или даже участником 44-дневной. Эти два трагических события, унесшие жизни тысяч военнослужащих (и не только) с обеих сторон, по мнению экспертов, участвовавших в передаче CivilNet, усилили усталость от конфликта в обоих обществах.
Проведенные в Армении и Азербайджане в разное время после 44-дневной войны социологические опросы, выявили интересную закономерность. Хотя большинство респондентов не признавали итоги 44-дневной карабахской войны, мало кто выступал за их силовой пересмотр. В Азербайджане же большинство респондентов поддерживали итоги второй карабахской войны, но не испытывали энтузиазма в отношении ее продолжения.
“Общества и Армении, и Азербайджана однозначно хотят мира. Все устали от войны, и данная усталость не может не сказаться на настроениях людей, принимающих важные политические решения в обеих странах”, — считает независимый эксперт из Еревана Эдгар Варданян, при этом заметив, что на налаживание диалога влияют и внешние факторы, в том числе в плане генерации дискурсов и нарративов.
Тем не менее, “Track 2 Diplomacy” не является панацеей и требует поддержки и признания со стороны властей для трансформации вырабатываемых на гражданском, экспертном уровне решений в документы, принимаемые в рамках официальных переговоров. Формат неофициальных контактов становится особенно востребованным, когда в элитах конфликтующих сторон осознают важность мирного разрешения проблемы. Сейчас, когда армяно-азербайджанский конфликт находится на этапе переговоров о заключении соглашения о нормализации отношений между двумя странами, и Юсиф Умбатов, и Эдгар Варданян сходятся во мнении, что стороны приблизились к моменту, когда формируются условия для интенсивных усилий для достижения мира.
(Полную версию передачи можно посмотреть по следующей ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=nWbZ4nUHG9U)