После 2020 года на Южном Кавказе произошли кардинальные перемены. Усиливающийся с годами военно-политический дисбаланс между Азербайджаном и Арменией был реализован “на земле” в несколько этапов. В этом процессе, помимо самих сторон конфликта, в определенной степени проявили себя и другие региональные игроки, прежде всего, Россия и Турция. С одной стороны, Турция под лозунгом “одна нация, два государства” оказала безоговорочную поддержку Азербайджану в решении карабахского конфликта с приемлемым для Баку исходом. С другой стороны, Россия, формальный военно-политический союзник Армении, позиционировала себя как “нейтральная сторона”, хотя по мнению многих аналитиков, фактически, молчаливо или даже деятельно поддерживала Азербайджан. В результате, в Армении существенно пошатнулось доверие к Москве как союзнику.
Кроме того, Баку и Ереван стали больше говорить о возможности примирения без третьих сторон. Однако в этом понятном на первый взгляд подходе тоже есть парадокс. С одной стороны, ни одна третья сторона не может заставить два народа жить мирно, если они этого не хотят, или – согласно классику — “спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. С другой стороны, третьи страны могут помочь конфликтующим сторонам поставить будущий мир на более прочную основу, гарантируя его своей вовлеченностью.
Директор Бакинского пресс-клуба Ариф Алиев и армянский политолог, эксперт по безопасности Арег Кочинян побеседовали о парадоксах мирного процесса между Арменией и Азербайджаном в рамках совместной программы Ереванского и Бакинского пресс-клубов “Линия соприкосновения”.