Перейти к содержимому

ПРОТИВОРЕЧИЕ? ТОЛЬКО НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Меняют ли что-то для Армении и Азербайджана последние заявления Раиси и Хаменеи?

После недавней трагической кончины президента Ирана Эбрахима Раиси над будущим ирано-азербайджанских отношений замаячили вопросы. 22 мая во время встречи с премьер-министром Армении Николом Пашиняном верховный лидер Ирана Али Хаменеи подчеркнул важность укрепления связей с Арменией. Эта встреча, состоявшаяся вскоре после похорон Раиси, подчеркнула приверженность Тегерана своим отношениям с Ереваном, отмечает Turan. Хаменеи заявил: “Покойный президент также уделял приоритетное внимание отношениям с Арменией. Мы продолжим нашу политику, учитывая эти деликатные моменты”.

Всего за несколько часов до крушения вертолета 19 мая, унесшего жизнь Раиси, он вместе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым присутствовал на церемонии открытия водных переходов на их общей границе. Раиси выразил надежду на взаимное развитие, сказав: “Враги не хотят видеть развития Азербайджана или Ирана. Мы считаем, что развитие Азербайджана — это также и наше развитие”. Алиев поддержал это мнение, заявив, что региональное развитие должно определяться местным населением, свободным от внешнего вмешательства.

Чувствуется определенный диссонанс между заявлениями рахбара Хаменеи и покойного президента Раиси, не так ли? Недаром одна из самых популярных версий гибели президента ИРИ, циркулирующих в экспертных кругах региона, состоит в том, что это могло стать результатом политической борьбы в самых верхах Ирана. Как будто часть элит видела именно Раиси преемником престарелого Хаменеи, но последнему эта идея не очень нравилась. И, не исключено, что эти расхождения касались также и будущего отношений Тегерана с Баку и Ереваном. 

Кстати, сразу после гибели Раиси президент Алиев заявил, что на их встрече было достигнуто согласие по многим вопросам двусторонних отношений, и выразил надежду, что выжившие участники встречи доведут всю информацию об этом до руководства Ирана.

Каким может видиться будущее ирано-азербайджанских отношений в свете этих событий и заявлений? И как эти моменты могут повлиять на процессы между Баку и Ереваном? 

На эти вопросы Pressklub.az ответили известные региональные эксперты.

На первый взгляд кажется, что в этих утверждениях действительно есть противоречие, но это только на первый взгляд, говорит иранистка Анна Геворгян

Если принять во внимание два обстоятельства, то думаю, это противоречие исчезнет. 

Во-первых, заявление духовного лидера Ирана о том, что президент Раиси был чувствителен к армяно-иранской границе, является дипломатическим жестом, поскольку эта чувствительность обусловлена ​​не личностью президента, а была и остаётся обусловленной долгосрочными региональными интересами Ирана. 

Во-вторых, заявления Эбрахима Раиси относительно ирано-азербайджанских отношений не противоречат «чувствительности» в армяно-иранских отношениях. Региональная политика Ирана была и, я думаю, будет основываться на сбалансированных отношениях с Арменией и Азербайджаном. Эта политика подчеркивает принцип территориальной целостности всех стран и углубление экономических отношений с этими странами”, — отметила специалист.

Политический обозреватель Мурад Сададдинов говорит, что сейчас появится много конспирологических теорий. 

“Обычно такого рода конспирология всегда возникает вокруг событий, касающихся внезапной гибели лидеров государств, когда можно выдвигать разного рода версии, в том числе о том, что событие произошло, например, не ввиду технической неисправности вертолета или же плохих погодных условий, а потому что это преднамеренная, реализованная какими-то силами задача по ликвидации потенциальных преемников главы иранского режима. Я не сторонник подобных идей, поэтому ничего не могу сказать по данному поводу. Я все-таки думаю, что причина гибели президента Ирана связана со стечением обстоятельств, когда несколько факторов накладываются друг на друга, — отметил эксперт.

Что касается заявлений Хаменеи при встрече с премьер-министром Армении, то это, на его взгляд, протокольные высказывания. Я думаю, руководители Ирана всегда высказываются о важности укрепления отношений с Арменией, и Тегеран всегда вел исключительную политику в отношении Еревана, видя в этом баланс противостояния с Азербайджаном и Турцией. И мне кажется, этот курс будет сохраняться. 

Что касается Азербайджана, сегодня он становится важным фактором для Ирана, и Тегеран может быть даже вынужден сотрудничать с Баку, потому что для непосредственного выхода на одного из основных своих союзников – Россию, Азербайджан является важным и может быть единственным транзитным государством, которое способно обеспечить коммуникацию между ними.

Второе – Иран понимает, что идет процесс усиления объединения тюркских государств, и чтобы не остаться в стороне, вынужден восстанавливать некогда испорченные по его вине отношения с Азербайджаном. Поэтому мы будем слышать со стороны Ирана различного рода дифирамбы в адрес Азербайджана. Сегодня Азербайджан достаточно сильный и важный игрок в регионе, и я думаю, что отношения с Ираном будут нарастать. 

Мне не кажется, что будущие руководители Ирана примут какие-то совершенно противоположные решения по сравнению с той политикой, которую проводил в отношении Азербайджана Раиси. Я думаю, линия, которую реализовывал погибший президент, продолжится в направлении улучшения. Никаких рисков для этого на данный момент я не вижу, и предполагаю, что после выборов новый президент озвучит прежние заявления Раиси – и в отношении Азербайджана, и в отношении Армении, — заключил Сададдинов. 

Рауф Оруджев