



ЕРЕВАНСКИЙ ПРЕСС-КЛУБ

1997: ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ ИЗ ЖИЗНИ СМИ

**Годовой отчет Комиссии по защите свободы слова
при Ереванском пресс-клубе**

1997: ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ ИЗ ЖИЗНИ СМИ
Годовой отчет Комиссии по защите свободы слова
при Ереванском пресс-клубе

ЯНВАРЬ 1997

Директор издательства “Периодика” (ныне типография “Тигран Мец”) Вреж Маркосян в письме к редакторам газет известил о том, что с 1 января стоимость типографических услуг возрастет на 20%. Каких-либо причин, объясняющих подобное решение, в письме не указывалось. Один из пунктов предложенного газетам варианта договора предусматривал повышение услуг еще на 20%, однако редактора отказались подписывать договор при наличии подобного пункта.

Услугами этой типографии продолжает пользоваться более 90% печатных СМИ Армении.

ФЕВРАЛЬ 1997

После номера за 15 февраля перестала выходить ежедневная газета “Аравот”. Главный редактор Арам Абрамян опроверг слухи о том, что газету “закрыли” по политическим мотивам. В газете “Молорак” от 18 февраля А.Абрамян отметил: “Выпуск газеты приостановлен прежде всего по моей инициативе. Основная причина в том, что наше общество сегодня в газетах не нуждается. Видимо, правильнее будет сказать, что люди не желают читать те газеты, которые сегодня выходят. Если кого-то подобный вывод обижает, то пусть объяснит, почему тираж основных ежедневных газет составляет 2-3 тысячи, т.е. столько, сколько составлял в советское время тираж заводских “многотиражек”...”

Заместитель редактора “Аравота” Гамлет Гаспарян, возглавлявший газету в отсутствие Арама Абрамяна и готовившийся вступить в должность редактора, отметил, что ему не известно ничего, кроме того, что сказал в интервью газете “Молорак” А.Абрамян: “Через две недели работы меня просто известили, что газета должна закрыться. И никто не дал мне по этому поводу никаких объяснений. Я уверен, что это не было связано с составом редакции или финансами, хотя газета и имела весьма сложные финансовые проблемы.”

В газете “Айк” от 20 марта А.Абрамян сообщил корреспонденту информагентства “Арменпресс”, что “...сейчас предпринимаются меры, чтобы через месяц на стол читателя поступил “Аравот” с новым дизайном и содержанием” (но уже без Гамлета Гаспаряна).

Сам Г.Гаспарян, комментируя по просьбе Комиссии возобновление выхода “Аравота”, сказал, что для него оно столь же непонятно, сколь и приостановление.

“Аравот” возобновил свой выход 3 июня тиражом 1,500 экземпляров.

В период бессрочного приостановления выпуска газеты в отношении ее сотрудников не были соблюдены требования Кодекса законов о труде (КЗОТ) РА.

20 февраля в Спандарянском районном суде Центральной общины Еревана продолжилось начатое 12 февраля слушание дела по иску председателя общинной избирательной комиссии Гориса Акопа Минасяна к еженедельнику "Иравунк". А.Минасян расценил опубликованную в "Иравунке" статью "В Горисе бушует уголовный террор" (#45, ноябрь 1996) как порочащую его честь и достоинство и потребовал опровержения фактов, которые, по его мнению, не соответствуют действительности.

Главный редактор "Иравунка" Айк Бабухянян подчеркнул в суде, что публикация никоим образом не затрагивает честь и достоинство А.Минасяна. Она полностью основана на анализе полученных редакцией писем из Гориса.

Стороны пришли к соглашению и приняли совместное заявление о том, что основой для публикации послужили приводимые в читательских письмах факты, подтвердить или опровергнуть которые может лишь дальнейшее расследование. Истец признал также, что редакция не преследовала цели оскорбить его честь и достоинство. Совместное заявление было опубликовано в очередном номере "Иравунка".

МАРТ 1997

4 марта не вышла ежедневная газета "**Лрагир**". По словам председателя редакционного совета Ованнеса Африкяна, у издания нет финансовых проблем, "потребности редакции удовлетворяются поступающими от продажи газеты средствами". Просто до 1 марта, согласно предварительному требованию издательства "Периодика", газеты должны были погасить 20% своей задолженности. "Лрагир" выплатил типографии даже больше, чем был должен - но бумагой. Недоразумение произошло в результате ошибочных расчетов. Очередной номер "Лрагира" вышел на следующий день, 5 марта.

Однако 15 марта выход газеты вновь был остановлен и так и не возобновился. Как объяснил председатель редсовета, из-за определенных финансовых и технических сложностей, которые издание пытается преодолеть.

После закрытия "Лрагира" газеты "Айк", "Айкакан жаманак" и "Азг" поместили на своих страницах материалы "Лрагира".

При закрытии газеты в отношении лишившихся работы журналистов не были соблюдены нормы КЗОТ.

7 марта двое неизвестных проникли в редакцию еженедельника "**Ереванян орег**" и потребовали от главного редактора Микаела Айрапетяна прекратить подготовку очередного номера. Получив отказ, один из неизвестных запер дверь в комнату секретарши, а другой начал жестоко избивать М.Айрапетяна. После чего он вытер окровавленные руки бумагами с редакторского стола, бросил их на пол, и оба преступника скрылись.

На следующий день Микаел Айрапетян заявил на пресс-конференции, что случившееся с ним имеет политическую подоплеку.

9 марта состояние Айрапетяна ухудшилось, и его поместили в больницу. Лечащий врач заявил, что он нуждается в двухнедельном лечении. По факту избиения было

возбуждено уголовное дело, однако по сей день преступники не обнаружены.

Профессиональные журналистские объединения выступили с заявлением в защиту М.Айрапетяна. А министр национальной безопасности и внутренних дел РА отказался принять представителей Ассоциации СМИ Армении.

Комиссия выражает свою озабоченность тем, что за последние 6 лет более десятка журналистов подверглось физическому насилию, однако правоохранительными органами до сих пор не раскрыто ни одно из этих дел.

АПРЕЛЬ 1997

24 апреля по финансовым причинам закрылся еженедельник **“Ереванян орег”**. И в этом случае в отношении журналистов не были соблюдены требования КЗОТ.

МАЙ 1997

Национальное Собрание РА в первом чтении приняло поправки к **Закону “О свободе совести и религиозных организациях”**, которые серьезно ограничивали свободу прессы и фактически вводили цензуру на публикации по религиозной тематике.

В частности пункт “з” статьи 7 гласил: “Освещение религиозно-богословских вопросов в СМИ, не принадлежащих религиозным организациям, может осуществляться только с ведома уполномоченного правительством РА органа государственного управления.”

Вторым параграфом второй части ст.17 Закона устанавливалось, что “освещение богословия Армянской Апостольской церкви в СМИ или во время массовых мероприятий может осуществляться только с одобрения Армянской Апостольской церкви”.

Закон был принят во втором чтении с учетом предложений президента РА. В окончательном его варианте был снят пункт “з” ст.7, а соответствующий параграф ст.17 получил следующую редакцию: “...освещение официального богословия...”

Редакция гюмрийского еженедельника **“Анцударц”** (основан в 1997), единственного независимого издания в городе, согласно решению 4/109 Госарбитража РА, должна освободить занимаемую площадь, а согласно решению Московского районного суда Гюмри - передать редакционное имущество газете “Кумайри”, которая пользуется опекой городских властей и, имея около 10 сотрудников, занимает 20 комнат.

ИЮНЬ 1997

17 июня независимое информационное агентство **“Ноян Тапан”** распространило статью, в которой речь шла об очередном плане по урегулированию Карабахского конфликта, разработанном сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Статья была опубликована в газетах “Республика Армения”, “Азг”, “Аравот”, “Менк+”, “Новое время”. На следующий день ее автор Жанна Григорова, директор агентства Тигран Арутюнян и главный редактор Гаянэ Аракелян были приглашены в Министерство НБ и ВД, где их препроводили в разные кабинеты. Затем в кабинете

высокопоставленного чиновника состоялась полуторачасовая беседа с Т.Арутюняном. Предложение директора агентства, чтобы в разговоре участвовала и Ж.Григорова, было отвергнуто. Спустя пять часов Г.Аракелян и Т.Арутюнян получили возможность покинуть здание Министерства. Еще через два часа в агентство вернулась Ж.Григорова. По свидетельству сотрудников, она находилась в тяжелом психологическом и физическом состоянии, отказывалась отвечать на вопросы.

В знак протеста 19 июня агентство “Ноян Тапан” распространило заявление и провело однодневную забастовку. В заявлении, в частности, отмечалось, что, согласно ст.25 действующего Закона РА “О печати и других средствах массовой информации”, журналист не обязан указывать источники информации, за исключением случаев, когда это требуется для судебного процесса. Тем не менее в Министерстве НБ и ВД у трех сотрудников агентства упорно пытались выяснить источник информации, использованной в материале.

ИЮЛЬ 1997

11 июля не вышел в свет очередной номер ежедневной газеты “**Айкакан жаманак**”. По версии руководства издательства “Периодика”, причиной его отказа печатать газету явились долги. В то время как у многих газет на этот период долги были еще большими, чем у “Айкакан жаманак”.

Скорее всего, невыход газеты имел под собой политическую подоплеку: спонсором “Айкакан жаманак” является лидер оппозиционного крыла АОД Эдуард Егорян. 11 июля начал работу 9-й съезд АОД, а Егорян считался основным соперником Ванно Сирадегяна в борьбе за пост председателя партии.

На следующий день газета была напечатана. 15 июля “Айкакан жаманак” известил читателей, что временно прекращает выход в свет. По мнению наблюдателей, причиной стало поражение на съезде сторонников Егоряна, а также финансовые проблемы.

7 ноября “Айкакан жаманак” возобновил выпуск - уже в качестве еженедельника.

В отношении сотрудников редакции не были соблюдены требования КЗОТ.

АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ 1997

В номере газеты “**Молорак**” от 1 августа под рубрикой “Визит” была опубликована заметка “Фонд в Австралии”, распространенная информационным центром “Ереван”. В заметке, в частности, отмечалось: “Манушак Петросян были вручены 10 тысяч долларов на строительство дороги Горис-Степанакерт. Еще две тысячи долларов подарили армии Арцаха родители покойного младшего офицера специальных сил австралийской армии Мирана Аветисяна.” Какого-либо резонанса на эту публикацию не последовало.

В номере “Молорак” от 19 августа журналист Никол Пашинян в статье “Сбор пожертвований во вред становлению государственности”, опираясь на обнародованные данные, произвел арифметические подсчеты с целью выяснить: “...какие средства были потрачены на получение указанной суммы.” В результате

автор приходит к выводу, что затраты на поездку представителей Общеармянского Фонда "Айастан" в Австралию оказались неоправданными.

2 сентября на пресс-конференции исполнительный директор Фонда Манушак Петросян назвала опубликованные в "Молораке" факты "непроверенными, вымышленными и заведомо ложными". Представляя в Спандарянский суд свой иск "О защите чести, достоинства и делового авторитета, компенсации за материальный и моральный ущерб", М.Петросян добавила, что около 2 млн. 380 тысяч долларов пожертвований находятся под угрозой из-за вышеназванной публикации в "Молораке". Исходя из этого, она потребовала обязать газету напечатать опровержение, а также удержать с нее сумму в размере 10% от ожидаемых пожертвований армянской общины Австралии (238 тысяч долларов) - в качестве компенсации за нанесенный Фонду моральный ущерб. На вопрос журналистов о том, насколько реальна компенсация, учитывая, что все имущество "Молорака" стоит в сотни раз меньше, директор Фонда ответила, что это не ее проблема. Интересно, что на пресс-конференцию не были приглашены журналисты "Молорака."

22 сентября Спандарянский районный суд вынес решение, согласно которому требование Общеармянского Фонда "Айастан" удовлетворялось частично: автору статьи и редакционному совету вменялось в обязанность опубликовать на том же месте и того же объема опровержение, а с "Молорака" предусматривалось удержать не 10, а 1% ожидаемой суммы, что также составило внушительную цифру - 23 тысячи 800 долларов США. Еще 476 долларов "Молорак" должен был выплатить в бюджет в качестве госпошлины.

Комиссия отмечает, что подобные санкции против газеты напоминают сведение счетов. В судебном постановлении не уточнено, какой именно текст опровержения должен опубликовать "Молорак" и исходя из чего газета штрафуется именно на эту сумму. Отметим также, что возможность подобного инцидента прогнозировалась с момента, когда в июне Национальное Собрание приняло дополнение к статье 7 Гражданского кодекса РА.

В дальнейшем судебный исполнитель несколько раз пытался инвентаризировать и оценить имущество редакции, однако безрезультатно, поскольку выяснилось, что редакция пользуется имуществом на арендной основе.

ОКТАБРЬ 1997

Корреспондент еженедельника "Айжм" устно обратился в Управление статистики, госрегистра и анализа РА с целью получить ряд данных относительно жизненного уровня населения. В Управлении ему заявили, что ответят только на вопросы, представленные в письменной форме. Что редакция и сделала. Однако начальник Управления-министр Эдуард Агаджанов сказал корреспонденту, что "сотрудники его учреждения получают зарплату всего 12 тысяч драмов" и не обязаны бесплатно отвечать на вопросы. В другом кабинете корреспонденту предложили заплатить 50 тысяч драмов, затем сократили количество вопросов и снизили цену до 10 тысяч драмов. Когда редакция согласилась на эту сумму - при условии, что сделка будет оформлена официально - сотрудник Управления отказался ответить на представленные вопросы.

После очередного выхода 16 октября в эфир на **Первом канале Национального телевидения Армении** передачи “Дорогие мои, живые и мертвые”, ее автору и режиссеру Цветане Паскалевой сообщили, что выход программы замораживается на неопределенное время. Очевидно, что закрытие программы имеет политическую подоплеку. В частности последняя передача была посвящена военному прошлому одного из первых лиц АРФ (“Дашнакцутюн”) Ваану Ованесяну (находится под арестом с 30 июля 1995 и с 12 декабря 1997 осужден на четыре года) и его последнему слову в зале суда.

НОЯБРЬ 1997

В опубликованной в еженедельнике “**Айжм**” (#37, 15-21 октября 1997) заметке “Говорил же, что будет плохо” сообщалось о том, что в одном из ереванских магазинов было продано 3 бутылки дорогостоящего французского коньяка “Луи-13” (стоимость одной бутылки 2,500 долларов США). “По некоторым сведениям”, отмечалось в заметке, в числе покупателей был и представитель охраны президента РА.

Через день после публикации в редакцию позвонил начальник Управления охраны президента РА Ромик Казарян и заявил главному редактору Вигену Саркисяну, что не позволит сделать из себя бармена, объект насмешек и готовится обратиться в прокуратуру, которая проведет следствие и передаст дело в суд, где он потребует от газеты возмещения морального ущерба в размере 7,500 долларов, т.е. стоимости 3 бутылок коньяка.

Спустя два дня редакцию посетил следователь отдела контроля над соблюдением закона в экономической, социальной и экологической сферах прокуратуры РА А.Бадалян. Он сообщил, что в ответ на заявление генерал-майора Р.Казаряна генеральный прокурор РА поручил проверить факт покупки коньяка сотрудниками Управления охраны президента. Следователь потребовал от главного редактора назвать источник информации. Последний отказался как назвать источник, так и подписать протокол “об отказе от дачи показаний”. На следующий день следователь вновь посетил редакцию и вновь потребовал подписать протокол. В.Саркисян согласился сделать это лишь в случае, если будет составлен протокол “об отказе сообщить источник информации”.

11 ноября прокуратура РА письменно известила редакцию, что газета “нарушила требования статьи 6 Закона “О печати и других средствах массовой информации” и напечатала ложную и непроверенную информацию”, поскольку в результате расследования выяснилось, что “дорогостоящие французские коньяки принадлежали директору магазина, который в рекламных целях выставил их в витрине, а затем унес домой”.

Во избежание дальнейшего развития инцидента редакция предпочла опубликовать ответ прокуратуры в ближайшем номере газеты.

ДЕКАБРЬ 1997

3 декабря состоялась пресс-конференция **руководителей СМИ и профессиональных объединений**, на которой было распространено совместное заявление СМИ Армении. В нем, в частности, журналисты предъявили властям

следующие требования:

- улучшить политику и деятельность государственного агентства по распространению периодики “Армпечать” и незамедлительно выплатить редакциям накопившиеся от подписки и реализации долги;
- предоставить налоговые льготы юридическим лицам, участвующим в производстве, распространении и реализации продукции СМИ;
- ввести льготные цены для СМИ на пользование транспортом и услугами связи;
- безвозмездно передать СМИ те помещения, где они размещаются.

В знак протеста редакции объявили однодневную забастовку. К этой беспрецедентной в армянской журналистике акции присоединились и подписались под заявлением 10 газет, 5 профессиональных объединений, одна радиостанция и одна радиопередача, 6 информационных агентств.

4 декабря не вышли очередные номера газет “Азг”, “Айастани Анрапетутюн”, “Айоц ашхар”, “Молорак”, “Голос Армении”. К акции не присоединились газеты “Айк”, “Аравот”, “Республика Армения”.

5 декабря премьер-министр Роберт Кочарян встретился с руководителями ряда средств массовой информации и журналистских объединений и обещал принять меры для оказания государственной поддержки прессе.

10 декабря, согласно предварительной договоренности, журналисты провели часовую забастовку (11:00-12:00) напротив резиденции президента РА в знак протеста против закрытия руководством Национального телевидения Армении авторской программы Цветаны Паскалевой “Дорогие мои, живые и мертвые”. К журналистам присоединились студенты отделения журналистики ЕГУ. Участники демонстрации вручили пресс-секретарю президента Левону Зурабяну заявление с требованием возобновить выход программы. Пресс-секретарь высказал мнение, что решение этого вопроса находится в компетенции руководства НТА.

В связи с пересмотром статуса **Национального радио Армении** внутри этой организации осуществляются структурные изменения. В частности, редакция общественно-политических программ трансформирована в две - общественных и политико-экономических программ. Приказом директора НРА Армена Амиряна от обязанностей главного редактора распавшейся редакции освобожден Геворг Асатрян и ему предложена другая, более низкая должность. Никакого профессионального и юридического обоснования (аттестации) и объяснения это служебное понижение не получило. За исключением слов Амиряна о том, что на должности главного редактора он видит другого человека.

Исходя из имеющихся данных и публикаций в прессе, Комиссия считает себя вправе предположить, что освобождение Г.Асатряна от занимаемой должности носит политический характер: по словам самого журналиста, руководство НРА неоднократно предъявляло ему претензии в том, что курируемые им передачи (по мнению многих коллег, объективные и беспристрастные) не обеспечивают должного уровня государственной пропаганды.

