
 
 

 

 

 

1996: РЕКОРД, КОТОРОГО НЕ ЖЕЛАЛИ 

 

Годовой отчет Комиссии по защите свободы слова  

при Ереванском пресс-клубе 



1996: РЕКОРД, КОТОРОГО НЕ ЖЕЛАЛИ 

Годовой отчет Комиссии по защите свободы слова  

при Ереванском пресс-клубе 

 
По мнению некоторых наблюдателей, 1996 год стал рекордным за всю историю 

независимой Армении в плане нарушений свободы слова и печати 
 

Ряд международных правозащитных организаций и авторитетных изданий, в числе 
которых Международная Хельсинкская федерация по правам человека (International 
Helsinki Federation for Human Rights), "Наблюдение за ситуацией с правами 
человека" (Human Rights Watch), "Дом свободы" (Freedom House), "Репортеры без 
границ" (Reporters sans Frontières), Бюро демократических институтов и по правам 
человека ОБСЕ (OSCE/ODIHR), "Международная амнистия" (Amnesty International), 
"Индекс цензуры" (Index оn Censorship), "Уор рипорт" (War Report), в своих статьях, 
заявлениях, годовых отчетах отвели немало места Армении.  
 
Следуя логике, можно предположить, что возросшее число нарушений и санкций со 
стороны властей в прошлом году обусловлено президентскими выборами.  
 
МАРТ 1996  
 
1 МАРТА в судебном порядке сроком на 3 месяца приостановлено издание 
независимой ежедневной газеты "Лрагир". Этот случай - единственный из 
приводимых, который явно не имеет никакого отношения к политической борьбе 
вокруг президентских выборов, и санкции против газеты с точки зрения 
формального соблюдения закона обоснованны.  
 
7 февраля "Лрагир" опубликовал статью "Великая Армения в малых границах: 
программа до 2000 года", автор которой Арго Кивирян излагал программу 
расширения современных границ Армении с целью восстановления границы 
исторической Великой Армении. Вслед за этой публикацией информационная 
программа Армянского телевидения "Лрабер" распространила заявление 
Министерства юстиции РА, в котором содержалось предупреждение газете впредь 
воздерживаться от подобных публикаций, в противном случае регистрационное 
свидетельство газеты будет аннулировано.  
 
Тем не менее, 22 февраля на страницах "Лрагир" была опубликована еще одна 
статья того же автора "Смотря правде в глаза", носившая в целом исторический 
характер, однако один из ее абзацев был расценен как содержащий антигрузинскую 
направленность. От соседнего государства была получена дипломатическая нота. 
Министерство юстиции РА обратилось в суд с исковым заявлением на газету. 1 
марта решением суда деятельность "Лрагир" была приостановлена сроком на 3 
месяца.  
 
22 июня "Лрагир" вновь появился в газетных киосках.  
 
Говоря об оправданности санкций против "Лрагир" нельзя не оспорить принятые 
против газеты меры. Здесь проблема упирается в законодательство, предельно 
облегчающее закрытие либо приостановление деятельности средства массовой 



информации. Учитывая отсутствие в Армении жестких гарантий свободы слова, 
облегченная процедура закрытия/приостановления делает возможным 
преследование прессы по политическим мотивам. Тем более актуальной становится 
система прогрессирующих штрафов как единственная форма наказания за 
нарушение средствами массовой информации законодательства, предложенная в 
инициированном ЕПК проекте Закона "О средствах массовой информации".  
 
АПРЕЛЬ 1996  
 
19 АПРЕЛЯ ЦИК РА подала исковое заявление против еженедельника "Айжм", 
органа Национально-демократического союза, в Спандарянский районный суд  
Еревана.  
 
Поводом послужила статья "Как была принята Конституция" (опубликованная в 
газете "Айжм", # 11, 1996), в которой ставились под сомнение результаты 
голосования на референдуме по принятию Конституции РА и парламентских 
выборов 5 июля 1995. 16 апреля, накануне выхода в свет очередного 13-го номера 
еженедельника, когда сотрудники, включая главного редактора, готовили номер к 
печати вне стен редакции, было получено письмо-опровержение на 
вышеупомянутую статью, подписанное председателем ЦИК Робертом Амирямом 
(который к тому времени уже выехал в США) от 12 апреля (последний день 
пребывания Амиряна в Ереване).  
 
Согласно действующему Закону РА о печати, письма-опровержения должны быть 
опубликованы в течение 3-х дней или же в следующем номере (если газета 
неежедневная). Поскольку публикация поступившего от ЦИК опровержения в # 13 
технически не представлялась возможной, было решено опубликовать его в 
следующем - 14-м - номере.  
 
19 апреля ЦИК подал исковое заявление, подписанное Амиряном (?), против 
еженедельника в Спандарянский районный суд.  
 
Слушание было назначено на 23 апреля. По просьбе ответчика, с тем, чтобы судья 
имел возможность ознакомиться с делом, а еженедельник - опубликовать 
опровержение в ближайшем номере - 24 апреля, дело было отложено до пятницы, 
26 апреля. 24 апреля "Айжм" опубликовал опровержение, а 26 апреля 
возобновилось слушание дела, которое длилось от силы час. ЦИК был 
удовлетворен опубликованным опровержением и не стал настаивать на другом 
своем требовании - привлечении газеты к ответственности за публикацию, по 
мнению истца, "искаженной и неточной информации", которая была предоставлена 
Национально-демократическим союзом. С учетом того, что никто из НДС не был 
приглашен на заседание, а "Айжм" выходил к тому времени в течение всего лишь 
нескольких месяцев, суд закрыл дело.  
 
22 АПРЕЛЯ Министерство юстиции РА приняло решение о смене учредителя и 
издателя ежедневной газеты "Азг". Было удовлетворено заявление 
представительства Партии Рамкавар Азатакан Армении, и последнее получило 
учредительские права вместо совета учредителей, который состоял из 5 частных 
лиц, являющихся членами Партии Рамкавар Азатакан. Причем представительство 
ПРА было зарегистрировано как общественная организация всего лишь за неделю 
до этого - 15 апреля 1996. В данном случае. Минюст пошел на очевидное 



нарушение закона, поскольку, согласно зарегистрированному им же уставу газеты 
"Азг", смена одного или нескольких ее учредителей могла производиться по 
решению 2/3 голосов совета учредителей. Между тем лишь двое из пяти 
учредителей выступили за передачу учредительских прав представительству ПРА в 
Армении. Многие факты говорят о том, что неправовое решение Минюста было 
принято под диктовку влиятельных политических кругов, протежировавших новому 
руководству ПРА, которое находится в конфликте с прежним, а также с 
республиканским правлением ПРА Армении и большинством учредителей "Азга".  
 
Выполняя распоряжение Министерства юстиции, издательство "Периодика" 
отказалось печатать газету, издаваемую прежним учредителем. А с 27 апреля 
начала печататься и распространяться через киоски "Армпечати" газета под 
названием "Азг", издаваемая представительством ПРА, которая имела то же лого и 
тот же формат, но к которой редактор и сотрудники прежнего "Азга" не имели 
никакого отношения. Журналисты же "Азг" начали распространять свое издание в 
виде листовки, размноженной на ксероксе в 99 экземплярах.  
 
3 мая Спандарянский районный суд г. Еревана начал рассмотрение иска 
учредителей газеты "Азг" против Министерства юстиции и 8 мая вынес решение, 
восстановившее статус-кво. Газета возобновила выход.  
 
Журналисты, придерживающиеся самых разных политических убеждений, оказали 
мощную поддержку главному редактору и сотрудникам "Азг", пожалуй, впервые 
проявив действенную профессиональную солидарность.  
 
Как в случае с "Айжм", так и в случае с "Азг" суд оказался на стороне 
справедливости.  
 
ИЮНЬ 1996  
 
УТРОМ 25 ИЮНЯ было совершено нападение на редактора радиопрограммы 
"Ереван" государственного радио Вардана ВАРДАНЯНА. Наиболее 
распространенная версия на этот счет - журналисту мстили за его передачи о 
проблеме качества выпекаемого хлеба.  
 
Государственное радио по договоренности с Министерством сельского хозяйства и 
продовольствия осуществляло контроль за соблюдением норм по качеству хлеба и 
регулярно сообщало в эфире о нарушениях этих норм и недовесе. В передачах 
упоминались 23 хлебозавода, но лишь руководство хлебозавода # 3 решило дать 
отпор "ложной", по их утверждению, информации. Именно с этим противостоянием и 
связывают избиение Варданяна.  
 
Руководители хлебозавода подали исковое заявление в Мясникянский районный 
суд на директора государственной радиокомпании Степана Закаряна, главного 
редактора общественно-политических программ Геворка Асатряна и на редактора 
программы "Ереван" Вардана Варданяна. 14-16 августа состоялись три заседания 
суда. Истцы настаивали на том, что нарушена статья 6-я Закона РА "О печати и 
других средствах массовой информации", предусматривающая ответственность за 
ложную и непроверенную информацию. Позиция судьи, по мнению наблюдателей, 
была далеко не беспристрастной, и заседания проходили в напряженной 
атмосфере. Суд не признал составленные в ходе рейдов радиожурналистов акты о 



недовесах и низком качестве хлеба документами, имеющими юридическую силу. 
Представители радиопрограммы были признаны виновными, и суд обязал их дать в 
эфире опровержение.  
 
При крайне негативной оценке деятельности судебных властей в этом эпизоде 
нельзя обойти вниманием и слова президента РА Левона Тер-Петросяна, который 
высказал на встрече с избирателями мнение, что оба директора (радио и 
хлебозавода) виноваты и должны быть уволены. Это высказывание надо понимать 
так: в инциденте столкнулись представители двух группировок из правящих кругов, и 
президенту сам этот факт очень не понравился. Интересным штрихом ко всей 
"хлебной истории" стало противостояние государственного радио с органом 
крупнейшей проправительственной партии газетой "Айк", вставшей на защиту 
директора хлебозавода...  
 
СЕНТЯБРЬ 1996  
 
25 СЕНТЯБРЯ приостановили выход в эфир две независимые радиопрограммы Ай 
FM 105.5 и Ласто 106.5. По сведениям из некоторых источников, силовые структуры 
вынудили их прекратить вещание, однако представители самих радиостанций, в 
частности руководитель Ай FM Анаит Тарханян, утверждают, что прекратили 
вещание добровольно из соображений безопасности. Станции вновь вышли в эфир 
соответственно 28 и 29 сентября.  
 
Примерно по той же причине в дни выборов прекратили свою деятельность две 
кабельные телевизионные станции "Майр Айреник" и "Диана Лаптерик".  
 
В эти же сентябрьские дни был приостановлен выход радиопрограммы "Айк" и 
телепрограммы "Алис-А". Официальных объяснений по этому поводу сотрудники 
не получили, но не сомневаются, что причиной послужили выраженные ими 
симпатии к кандидату от оппозиции.  
 
26 сентября была опечатана штаб-квартира НДС, где располагалась также редакция 
газеты "Айжм". В течение 2 месяцев лишенная помещения и техники газета 
продолжала выходить лишь благодаря усилиям ее редактора Вигена Саркисяна и 
сотрудников. Только 25 ноября штаб-квартира НДС была открыта, и "Айжм" 
возобновил нормальный рабочий ритм.  
 
Ночью 26 сентября десятью работниками правоохранительных органов был 
задержан обозреватель газеты "Голос Армении" Гагик МКРТЧЯН. Он был 
доставлен в Министерство внутренних дел, где его жестоко избивали. Затем 
Мкртчян был переправлен в Министерство национальной безопасности и через 10 
дней освобожден. По утверждениям самого Мкртчяна, в избиении участвовали 
высокопоставленные лица из силовых структур. Не вызывает сомнений, что 
причиной насилия над публицистом стали его острые публикации в "Голосе 
Армении", направленные против властей, а также его принадлежность к 
оппозиционной партии Дашнакцутюн.  
 
27-29 сентября были зафиксированы попытки давления со стороны властных 
структур на собственных корреспондентов зарубежных средств массовой 
информации в Армении. Личности этих корреспондентов и предпринятые против них 
меры воздействия хорошо известны в журналистской среде, но исходя из этических 



соображений - наши коллеги не желали широкой огласки происшедшего с ними - их 
имена здесь не приводятся.  
 
В числе арестованных во время событий 25 сентября был и журналист Арго 
КИВИРЯН, автор упомянутых выше статей в газете "Лрагир". 14 ноября 
находящийся в тюрьме Кивирян объявил голодовку. Однако вынужден был 
прекратить ее 5 декабря по настоянию врачей в связи с резко ухудшившимся 
состоянием здоровья. По данным на 20 января 1997, Кивирян все еще находится в 
тюрьме. Он обвиняется в участии в беспорядках 25 сентября и его дело передано в 
прокуратуру.  
 
 
 


