
1 

  

 

 

 

 

YEREVAN PRESS CLUB 

  

 

 

 

 

МОНИТОРИНГ  

ОСВЕЩЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ 

ВЕЩАТЕЛЬНЫМИ СМИ АРМЕНИИ 

ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ВЫБОРОВ В  

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РА  

9 ДЕКАБРЯ 2018 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данный отчет подготовлен Ереванским пресс-клубом при поддержке Плана 

действий Совета Европы по Армении на 2015-2018, профинансированного 

Норвегией и Швецией как донорами Плана действий 



ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

2 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕРЕВАНСКИЙ ПРЕСС-КЛУБ 
 

www.ypc.am 

http://www.ypc.am/


ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

3 

 
СОДЕРЖАНИЕ 

 
 
ОТЧЕТ ПО МОНИТОРИНГУ ОСВЕЩЕНИЯ  

РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВЕЩАТЕЛЬНЫМИ  

СМИ АРМЕНИИ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ВЫБОРОВ 

В НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РА 9 ДЕКАБРЯ 2018     4 

 

ИТОГИ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ВЫБОРОВ В  

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РА 9 ДЕКАБРЯ 2018    4 

 

“ЦАЙГ” (ШИРАКСКАЯ ОБЛАСТЬ)       5 

 

“ФОРТУНА” (ЛОРИЙСКАЯ ОБЛАСТЬ)      6 

 

“ГЕГАМА” (ГЕГАРКУНИКСКАЯ ОБЛАСТЬ)      8 

 

“ЗАНГЕЗУР” (СЮНИКСКАЯ ОБЛАСТЬ)      8 

 

“КОТАЙК” (КОТАЙКСКАЯ ОБЛАСТЬ)      9 

 

“ЛУЙС” (АРМАВИРСКАЯ ОБЛАСТЬ)       9 

 

“АРАРАТ” (АРАРАТСКАЯ ОБЛАСТЬ)      10 

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ         11 

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МОНИТОРИНГЕ       14 

 

 

  



ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

4 

 

ОТЧЕТ 

ПО МОНИТОРИНГУ ОСВЕЩЕНИЯ  

РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВЕЩАТЕЛЬНЫМИ  

СМИ АРМЕНИИ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ВЫБОРОВ 

В НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РА 9 ДЕКАБРЯ 2018 

(26 НОЯБРЯ - 7 ДЕКАБРЯ 2018) 

 
 

МОНИТОРИНГ ОСВЕЩЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ТЕЛЕКОМПАНИЯМИ 
внеочередных выборов в Национальное Собрание Армении был осуществлен в 
период официальной предвыборной агитации (26 ноября - 7 декабря 2018). 
Объектом мониторинга стали передачи вечернего прайм-тайма (18.00-00.00) семи 
телекомпаний, вещающих в цифровом формате посредством Национальной 
вещательной сети: “Арарат”, “Гегама”, “Зангезур”, “Луйс”, “Котайк”, “Цайг”, “Фортуна”.  
 
Выбор был обусловлен тем, что данные телекомпании используют общественный 
ретрансляционный ресурс, оставаясь, в соответствии с Законом РА “О телевидении 
и радио”, единственными обладателями, условно говоря, “цифровой” лицензии на 
телевещание в своих марзах (областях). В связи с этим предполагается их особая 
ответственность за соблюдение принципа равных возможностей для участников 
выборов, заложенного в избирательное и вещательное законодательство РА. 
 
Таким образом, основной задачей мониторинга было определение степени 
сбалансированности освещения и предоставления равных возможностей как для 
партий/блоков в целом, так и для отдельных кандидатов, включенных в 
территориальные открытые (“рейтинговые”) списки своих партий/блоков. С этой 
целью группой мониторинга применялись количественные и качественные методы 
исследования (подробнее - см. раздел “Общая информация о мониторинге”). 
 
 

ИТОГИ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ВЫБОРОВ В  

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РА 9 ДЕКАБРЯ 2018 

 
ДЛЯ ВЫВОДОВ относительно результатов мониторинга важно иметь в виду итоги 
самих выборов в НС РА.  
 
Блок партий “Мой Шаг” выиграл, набрав 70.42% голосов избирателей.  
 
Барьер, необходимый для прохождения в парламент, преодолели также:  
 
Партия “Процветающая Армения” - 8.26%  
 
Партия “Просвещенная Армения” - 6.37%.  
 



ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

5 

Бывшая правящая Республиканская партия Армении (РПА) набрала 4.70% и не 
представлена в новом парламенте.  
 
Партия Армянская революционная федерация-“Дашнакцутюн” (АРФ-
“Дашнакцутюн”) оказалась пятой - 3.88%.  
 
Результаты остальных политических сил следующие:  
 
Блок партий “Мы” - 2%  
 
Общеармянская партия “Сасна црер” - 1.82%  
 
Партия “Оринац еркир” - 0.99%  
 
Социал-демократическая партия “Решение гражданина” - 0.68%  
 
Партия “Христианско-народное возрождение” - 0.51%  
 
Партия “Национальный прогресс” - 0.33%. 
 
ПОСРЕДСТВОМ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ДАННЫХ МОНИТОРИНГА была 
получена следующая картина освещения исследованными телеканалами 
избирательной кампании. 
 
 

“ЦАЙГ” (ШИРАКСКАЯ ОБЛАСТЬ) 
 
В ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА “ЦАЙГ” ежедневно выходили передачи “Выборные точки 
зрения” и “На самом деле”, в которых в качестве гостей принимали участие один или 
два кандидата в депутаты. При этом, даже когда участников было двое, формат 
передачи не предусматривал дебаты, и кандидаты, в основном, представляли себя 
и свои позиции по разным темам. Именно этим обусловлено преобладание 
обращений к участникам выборов в позитивном контексте. В то же время новостные 
выпуски телеканала крайне редко обращались к избирательной кампании. 
 
“Цайг” оказалась единственной из всех исследованных региональных компаний, 
которая проявила очевидную заботу о сбалансированном освещении и 
предоставлении равных возможностей для агитации. Эфирное время телеканала 
довольно равномерно распределилось между четырьмя политическими силами, 
проводившими наиболее активную кампанию в Ширакской области: блоком “Мой 
шаг”, АРФ-“Дашнакцутюн”, “Процветающая Армения” и РПА. Другие политические 
силы также получили возможность ознакомить аудиторию со своими 
предвыборными повестками. Исключение составили партии “Национальный 
прогресс”, получившая минимальное освещение, и “Решение гражданина”, не 
удостоившаяся освещения вообще. Однако это, скорее всего, объясняется 
пассивной кампанией и слабой представленностью этих новосозданных партий в 
регионе. 
 
Об относительной беспристрастности “Цайг” свидетельствует и тот факт, что 
кандидат в депутаты Назели Багдасарян, включенная в территориальный список 
блока “Мой шаг”, будучи дочерью директора и ведущим журналистом телекомпании, 
не получила очевидных преимуществ в освещении. Четверо из ее конкурентов по 
тому же территориальному списку получили больший объем эфирного времени. 



ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

6 

 
Вместе с тем, если оценивать освещение телеканалом “Цайг” отдельных 
кандидатов, представленных в территориальных списках и конкурировавших друг с 
другом в регионах (в том числе в рамках одного и того же списка) с не меньшей 
остротой, чем выдвинувшие их политические силы, говорить об обеспечении для них 
равных возможностей было бы большим преувеличением.   
 
Так, из 13 кандидатов, включенных в территориальный список РПА, освещения 
удостоились лишь трое, причем двое становились гостями названных выше 
телепередач дважды, получив таким образом существенное преимущество над 
конкурентами. Из 15 территориальных кандидатов от АРФ-“Дашнакцутюн” эфирное 
время было выделено пятерым, а из такого же числа кандидатов от блока “Мой шаг” 
- шестерым. Лишь трое из списка “Процветающей Армении”, состоявшего из 14 
человек, один из 5 у “Христианско-народного возрождения”, двое из 8 у блока “Мы”, 
трое из 13 у “Оринац еркир”, двое из 12 у “Сасна црер” были представлены в эфире 
“Цайг”.   
 
Объективно областные телеканалы не могли предоставить эфир всем 
территориальным кандидатам, однако были основания ожидать, что региональные 
вещатели проявят максимальное стремление к обеспечению равных 
информационных возможностей. “Цайг”, судя по результатам мониторинга, отдавал 
предпочтение наиболее известным политикам региона. Вместе с тем ситуация, когда 
двое из территориальных кандидатов от “Процветающей Армении” по два раза 
участвуют в передачах телеканала и получают более чем по полчаса эфирного 
времени, тогда как 11 кандидатов из списка той же партии за 12 дней кампании ни 
разу не были даже упомянуты, не свидетельствует о полноценной 
сбалансированности освещения. Эти двое - бывший мэр Гюмри Вардан Гукасян и 
председатель одной из постоянных парламентских комиссий Вардеван Григорян - 
существенно превзошли однопартийцев по числу полученных голосов избирателей, 
и нельзя исключать, что этому способствовало их преимущество в телеэфире.  
 
 

“ФОРТУНА” (ЛОРИЙСКАЯ ОБЛАСТЬ) 
 
ТЕЛЕКАНАЛ “ФОРТУНА”, в отличие от “Цайг”, уделил большое внимание освещению 
избирательной кампании в новостном формате, в частности, посредством 
информационной программы “Планета”. В ее выпусках широко освещались 
предвыборные мероприятия политических сил и отдельных кандидатов, в том числе 
использовались материалы других СМИ. Политические силы, участвовавшие в 
выборах, освещались, в основном, в позитивном контексте. Вместе с тем нельзя 
сказать, что принципы сбалансированности и равных возможностей соблюдались.  
 
Больше всего внимания уделялось правящей политической силе - блоку “Мой шаг”, 
вследствие чего объем освещения последнего превзошел, а частота освещения 
составила почти половину соответствующих совокупных показателей всех его 
конкурентов вместе взятых. Избирательная кампания территориального кандидата 
от блока “Мой шаг”, заместителя главы Лорийской областной администрации (вице-
марзпета) Арама Хачатряна освещалась почти ежедневно - обращение к нему 
зафиксировано в 8 материалах программы “Планета”. 
 
В “Приложении” к “Планете” в качестве гостей принимали участие кандидаты, 
включенные в территориальные списки политических сил. Подобные передачи в 
очередной раз отразили нечеткость законодательства Республики Армения 



ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

7 

относительно разграничения агитационных материалов (политической рекламы) и 
редакционного освещения предвыборной кампании. С одной стороны, они шли в 
эфир с пометкой “предвыборная агитация”, что предполагало определенную оплату 
со стороны партий/блоков, но с другой - являлись частью сетки редакционного 
вещания и их ведущими были сотрудники телекомпании. 
 
Основная часть гостей представляла блок “Мой шаг”. Следующими по частоте 
освещения в этой передаче были “рейтинговые” кандидаты от партий 
“Просвещенная Армения” и АРФ-“Дашнакцутюн”. Именно эти две партии за счет 
участия в “Приложении”, наряду с правящей политической силой, удостоились того 
объема освещения (более чем по 50 минут, тогда как у “Моего шага” - более трех с 
половиной часов), который позволял избирателю более-менее ознакомиться с их 
избирательными программами. Объем освещения остальных политических сил не 
достиг за 12 дней предвыборной агитации и 30 минут, что вряд ли могло 
способствовать формированию представлений об их повестке. 
 
Отмеченную тенденцию еще более углубил выбор гостей передачи “Искренний 
разговор”. Ими в подавляющем большинстве случаев были представители блока 
“Мой шаг” и лишь один раз кандидат от “Просвещенной Армении”. Причем как в 
“Искреннем разговоре”, так и в “Приложении” продолжительность пребывания в 
эфире разных гостей существенно колебалось - от 10 до 30 и даже более минут. 
 
Очевидный дисбаланс в освещении зафиксирован не только между политическими 
силами, но и отдельными кандидатами в территориальных списках. В частности, 
бывший глава Лорийской областной администрации (марзпет) Артур Налбандян 
наиболее часто из всех кандидатов (11 раз) появлялся в период предвыборной 
агитации в эфире “Фортуны”. Он был единственным из территориального списка 
РПА, кто удостоился освещения со стороны телеканала, но при этом ни в одном 
случае не идентифицировался с РПА. Последнее обстоятельство позволяет 
говорить о манипулятивном характере агитационной кампании некоторых 
кандидатов, рассчитывающих в условиях выборов по пропорциональной системе не 
на политический капитал сил, которые они представляли, а на персональные рычаги 
влияния в соответствующих регионах. 
 
Из 11 кандидатов, включенных в территориальный список АРФ-“Дашнакцутюн”, 
“Фортуна” осветила только одного. Тогда как из 15 кандидатов блока “Мой шаг” 
освещение получили семеро. Причем, помимо упомянутого выше Арама Хачатряна, 
более одного раза в эфире появлялись еще четверо.  
 
И в случае “Фортуны” зафиксирована определенная корреляция между вниманием 
со стороны вещателя и результатом на выборах. Так, наибольшее число голосов 
лорийских избирателей из кандидатов партии “Просвещенная Армения” получили 
брат лидера этой партии (Эдмона Марукяна) Крист Марукян, удостоенный 
наибольшего объема эфирного времени, и Тарон Симонян, чаще других 
освещавшийся в передачах телеканала. 
 
Территориальные кандидаты семи из 11 политических сил вообще не появлялись в 
эфире “Фортуны”, что является дополнительным подтверждением 
несбалансированного освещения этим телеканалом избирательной кампании. 
Вместе с тем надо иметь в виду, что некоторые территориальные кандидаты от 
Лорийской области делали ставку в медийной агитации на свое влияние и связи с 
другими региональными телекомпаниями, не входящими в национальную цифровую 
сеть и вещающими в аналоговом формате или посредством кабельных сетей. В 



ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

8 

несколько меньшей степени это обстоятельство играло роль также в Ширакской, 
Армавирской и Котайкской областях. 
 
 

“ГЕГАМА” (ГЕГАРКУНИКСКАЯ ОБЛАСТЬ) 
 
ОСВЕЩЕНИЕ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ “ГЕГАМА” избирательной кампании партий/блоков, а 
также территориальных кандидатов, участвовавших в парламентских выборах, 
осуществлялось, главным образом, посредством передач “Вектор”, “День Гегама”, 
“Панорама”, “Лицом к лицу” и блоков предвыборной агитации (последние не 
являлись объектом данного мониторинга). 
 
Из политических сил наибольшее освещение получил блок “Мой шаг”, ненамного 
отстала “Просвещенная Армения”, почти в два раз меньше эфирного времени было 
отведено “Процветающей Армении” и “Сасна црер”. Существенно отстали АРФ-
“Дашнакцутюн”, блок “Мы” и “Решение гражданина”, причем последние две 
политические силы удостоились эфирного времени за счет объемных передач с 
участием двух территориальных кандидатов - соответственно, Ованнес Геворкян и 
Ирины Ованесян. Три партии - “Христианское народное возрождение”, “Оринац 
еркир”, “Национальный прогресс” не освещались вообще, а РПА удостоилась лишь 
одного упоминания. 
 
Наиболее равномерно распределилось внимание телеканала к представителями 
партий “Просвещенная Армения”, включенных в ее территориальный список 
кандидатов (6 из 10 удостоились освещения), и “Сасна црер” (5 из 12). Из 9 
территориальных кандидатов от правящего блока “Мой шаг” освещались лишь трое, 
причем обращение к одному из них, главному редактору общенациональной газеты 
“Жоговурд” Такуи Товмасян, содержалось в четырех материалах телеканала, тогда 
как к двум другим, включая главу Гегаркуникской областной администрации 
(марзпету) Гнелу Саносяну - по одному разу. 
 
Больший объем эфирного времени, чем Такуи Товмасян, получил только 
включенный в территориальный список “Процветающей Армении” депутат 
Национального Собрания РА Грант Мадатян. Он оказался в числе всего двух (из 12 
в списке) кандидатов от этой партии, удостоившихся освещения со стороны 
телеканала “Гегама”, причем появлялся в двух продолжительных по времени 
передачах, но ни разу не идентифицировался с “Процветающей Арменией”. И в его 
случае можно говорить о том, что, участвуя в выборах по пропорциональной 
системе, Мадатян делал ставку не на капитал политической силы, которую 
представлял, а на собственные рычаги влияния в своем регионе. Об особом 
положении этого кандидата свидетельствует и тот факт, что в обоих материалах он 
получил позитивное освещение, чего в эфире “Гегама” не удостоился ни один другой 
кандидат. 
 
 

“ЗАНГЕЗУР” (СЮНИКСКАЯ ОБЛАСТЬ) 
 
ТЕЛЕКАНАЛ “ЗАНГЕЗУР” освещал избирательную кампанию, с одной стороны, 
крайне пассивно, а с другой, со скрытой недоброжелательностью по отношению к 
новым властям. В новостных выпусках практически не было сюжетов, посвященных 
предвыборным мероприятиям политических сил и кандидатов, участвующих в 
кампании, за исключением краткой информации о том, что первой подобное 
мероприятие в области провела партия “Просвещенная Армения”. Не было 



ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

9 

упоминаний даже об агитационных акциях в регионе с участием исполняющего 
обязанности премьер-министра Никола Пашиняна. Обращения к политическим 
силам зафиксированы, главным образом, в специальном разделе новостей “Обзор 
печати”, в котором преобладали ссылки на публикации общенациональных СМИ с 
критикой нового правительства Армении. 
 
В последний день избирательной кампании 7 декабря 2018 в эфир вышел 
двухминутный репортаж с опросом граждан относительно их ожиданий от выборов. 
С учетом убедительного преимущества блока “Мой шаг” - по официальным итогам 
голосования и огромной популярности Никола Пашиняна в обществе трудно 
допустить, что никто из опрашиваемых не назвал его имени. Отсутствие подобного 
упоминания позволяет сделать предположение о тенденциозной подаче со стороны 
телекомпании.  
 
Всего же в эфире телеканала “Зангезур” упоминались четыре политические силы из 
11. Содержательного освещения удостоился лишь блок “Мой шаг”, но, как 
отмечалось выше, чаще в негативном контексте. 
 
В блоках платной предвыборной агитации телеканала “Зангезур”, которые не 
являлись объектом настоящего мониторинга как не имеющие отношения к 
редакционному освещению выборов со стороны исследуемого СМИ, 
демонстрировались ролики исключительно двух партий - РПА и “Процветающей 
Армении”. Это обстоятельство достойно упоминания как лишнее свидетельство 
крайне ограниченной роли телеканала в обеспечении информированного выбора 
избирателей Сюникской области. 
 
 

“КОТАЙК” (КОТАЙКСКАЯ ОБЛАСТЬ) 
 
НА ТЕЛЕКАНАЛЕ “КОТАЙК” наибольший объем эфирного времени получила партия 
“Процветающая Армения”, лидер которой крупный бизнесмен Гагик Царукян 
сохраняет значительное влияние в регионе. Вместе с тем, по частоте обращений 
впереди оказался правящий блок “Мой шаг”. При этом во всех исследованных 
материалах, полностью посвященных “Процветающей Армении”, она 
представлялась в исключительно позитивном контексте, а обращения к блоку “Мой 
шаг” имели как позитивный, так и негативный, но в подавляющем большинстве 
случаев нейтральный характер. 
 
Остальные политические силы освещались менее интенсивно и, главным образом, в 
репортажах об их предвыборных мероприятиях, а также в общих материалах, 
посвященных избирательной кампании. Соответственно, их освещение имело сугубо 
информационный характер и нейтральный контекст. 
 
Из кандидатов, включенных в территориальные списки партий и блоков, 
участвовавших в выборах, освещения удостоился только один - представитель 
“Процветающей Армении” Эдуард Бабаян, глава службы безопасности Гагика 
Царукяна. В обоих случаях контекст был позитивный. 
 
 

“ЛУЙС” (АРМАВИРСКАЯ ОБЛАСТЬ) 
 
“ЛУЙС” - ЕДИНСТВЕННАЯ из исследованных региональных телекомпаний, 
объявившая, что не будет размещать во время избирательной кампании 



ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

10 

политическую рекламу. По опыту предыдущих лет подобное объявление 
свидетельствует о планах освещать выборы в пассивном режиме. В выпусках 
новостей телеканала не было ни одного сюжета, где упоминались бы политические 
силы и кандидаты, участвующие в выборах. 
 
Тематика выборов нашла отражение в передаче “Обзор прессы”, выходившей в 
эфир трижды в день. Как и в случае с телекомпанией “Зангезур”, в ней преобладали 
ссылки на публикации общенациональных СМИ, содержащих критику нового 
правительства, исполняющего обязанности премьер-министра Никола Пашиняна и 
блока “Мой шаг”. За этими двумя примерами просматривается тенденция: подобную 
редакционную политику осуществляют вещатели, владельцы которых оппозиционно 
настроены по отношению к новой власти, но не решаются проявлять свою 
оппозиционность посредством собственного контента или не обладают (не желают 
выделять) ресурсом для производства такового.  
 
Поскольку в медийном освещении избирательной кампании в целом большое место 
занимала взаимная острая критика блока “Мой шаг” и Республиканской партии 
Армении, эта особенность нашла отражение и в передаче телеканала “Луйс” “Обзор 
прессы”. Наибольшее освещение получили именно эти две политические силы, 
причем чаще в негативном контексте. Но с учетом отмеченного выше 
оппозиционного подхода к отбору цитируемых публикаций баланс коннотационных 
обращений к правящему блоку оказался более неблагоприятным.  
 
Остальные политические силы удостоились существенно меньшего внимания или не 
освещались вовсе (“Решение гражданина”, “Национальный прогресс” и блок “Мы”). 
 
Поскольку “Обзор прессы” стал единственной передачей “Луйс”, обращавшейся к 
теме выборов, а в цитируемых публикациях общенациональных СМИ кандидаты, 
выдвинутые по территориальным спискам Армавирской области, не упоминались, 
они оказались обойденными вниманием и в эфире этого телеканала. 
 
 

“АРАРАТ” (АРАРАТСКАЯ ОБЛАСТЬ) 
 
НА ТЕЛЕКАНАЛЕ “АРАРАТ” только две политические силы - блок “Мой шаг” 
(наиболее часто) и Республиканская партия Армении (наибольший объем эфирного 
времени) - удостоились более-менее интенсивного освещения. Существенно 
меньшее внимание было уделено партиям АРФ-“Дашнакцутюн” и “Просвещенная 
Армения”. Остальные политические силы в лучшем случае просто упоминались.  
 
За 12 дней предвыборной агитации в эфире “Арарат” транслировались только два 
информационных выпуска, но и в них тема избирательной кампании затрагивалась 
лишь один раз - в репортаже о встрече с гражданами одного из кандидатов в 
депутаты. 
 
Вместе с тем регулярно выходили интервью и передачи с биографическими 
данными кандидатов, выдвинутых политическими силами по территориальным 
спискам. Причем только в последний день предвыборной агитации эти передачи 
выходили с пометкой “политическая реклама”, что еще раз свидетельствует о 
нечетком регулировании - как в армянском законодательстве, так и в 
правоприменительной практике - понятий “предвыборная агитация” и “политическая 
реклама”, а также их разграничения с редакционным освещением избирательных 
процессов. 



ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

11 

 
Крайне неравномерно распределилось внимание телеканала к территориальным 
кандидатам. Подавляющее преимущество над конкурентами - как из своего блока 
“Мой шаг”, так и из других политических сил - получил глава администрации 
Араратской области Гарик Саргсян, удостоившийся освещения в 18 материалах 
телеканала. Причем во всех случаях обращения к нему имели позитивный контекст. 
Лишь еще один его однопартиец из включенных в территориальный список 
правящего блока удостоился освещения и только один раз. Трудно допустить, что 
такое внимание к руководителю региона не отразилось на числе полученных им 
голосов избирателей - одном из самых высоких по стране. Из представителей 
“Просвещенной Армении” освещение получил только один кандидат, но появлялся 
он в эфире “Арарата” 7 раз. Также только один кандидат от “Процветающей 
Армении” удостоился освещения в одном, но относительно объемном материале. 
Еще один материал был посвящен территориальному кандидату от АРФ-
“Дашнакцутюн”. Таким образом, из 99 кандидатов, выдвинутых в Араратской области 
по территориальным спискам, внимания областного телеканала удостоились только 
пятеро, представлявшие 4 политические силы.  
 
 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 
 
НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ОСВЕЩЕНИЯ. Внеочередные парламентские выборы 
в Армении прошли в новой политической обстановке, способствующей более 
высокой степени независимости и качественной работе СМИ. Вопреки порочной 
традиции прежних лет, в ходе нынешней кампании органы, регулирующие 
избирательные процессы, не практиковали давление на вещателей. Вместе с тем, в 
отличие от большинства общенациональных вещателей, новая реальность не 
отразилась на деятельности региональных телекомпаний.  
 
Это стало следствием того факта, что многие проблемы в сфере СМИ, особенно 
связанные с региональными вещателями, остались нерешенными. Не изменилась 
законодательная база, не обеспечена прозрачность собственности, телекомпании не 
избавились от пристрастий, обусловленных интересами и политическими 
ориентациями своих владельцев, равно как не исчезла привычка использовать 
административный ресурс некоторыми представителями местных властей в 
регионах Армении. В результате, отдельные политические силы получили огромное 
преимущество над другими в эфире конкретных региональных вещателей.  
 
“РЕЙТИНГОВЫЕ” КАНДИДАТЫ: АКЦЕНТ НА ЛИЧНОСТИ. В частности, главной 
проблемой, выявленной еще в ходе парламентских выборов 2017 и проявившейся 
также в 2018, стало наличие в избирательном законодательстве территориальных 
(так называемых, “рейтинговых”) списков. Несмотря на переход парламентских 
выборов на стопроцентно пропорциональную систему, это положение повысило 
важность конкуренции между индивидуальными кандидатами, представляющими 
политические силы в регионах страны. Так, фигуры, имеющие особые рычаги 
влияния - административные, финансовые и др. - в своих регионах и борющиеся за 
места в парламенте, могли обеспечить благоприятное отношение к ним со стороны 
местных СМИ. Национальное Собрание не приняло в октябре 2018 проект 
изменений в Избирательный кодекс, и весь процесс, включая деятельность СМИ, 
регулировался на последних парламентских выборах в соответствии со 
старым/действующим ИК. Отсутствие каких-либо регуляций, которые обеспечивали 
бы равные возможности для индивидуальных кандидатов, включенных в 
территориальные списки, и острая конкуренция между ними, особенно в регионах 



ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

12 

Армении, вылилась в несбалансированное освещение, которое могло дать 
определенные преимущества в привлечении голосов избирателей.  
 
Объективно региональные телеканалы не могли уделить должное внимание всем 
территориальным кандидатам, число которых в отдельных областях превышало 100 
человек. Вместе с тем следовало ожидать, что вещатели сумеют выработать 
определенную редакционную политику, минимизирующую дисбаланс в освещении, 
и, учитывая пропорциональный принцип парламентских выборов, сделают акцент не 
столько на личностях кандидатов, сколько на программах партий и блоков, которые 
они представляли. Между тем, группа мониторинга в большинстве случаев 
наблюдала обратную картину, когда кандидаты в большей степени агитировали за 
себя, а не за стоящие за ними политические силы. Эта распространенная проблема 
усугублялась многочисленными случаями, когда один и тот же кандидат появлялся в 
эфире до двух десятков раз, тогда как подавляющему большинству его конкурентов 
такой шанс вообще не предоставлялся. 
 
Более того, зафиксирован ряд прецедентов, когда при представлении кандидатов 
вещатели не идентифицировали их с конкретными партиями или блоками. Это 
обстоятельство позволяет в определенном смысле говорить о манипулятивном 
характере агитационной кампании некоторых кандидатов, рассчитывавших в 
условиях выборов по пропорциональной системе не на политический капитал сил, 
которые они представляли, а на персональные рычаги влияния в соответствующих 
регионах. 
 
НЕВЫПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЛИЦЕНЗИИ. Несмотря на то, что все исследованные 
телекомпании являются обладателями однотипных лицензий, предполагающих 
единые обязательства перед аудиторией и схожий профиль вещателей, между ними 
существуют значительные содержательные различия. У одних при освещении 
избирательной кампании преобладали программы в формате “гость в студии”, у 
других новостное освещение, третьи вообще проявили пассивный интерес к 
выборам. Это также свидетельствует о недостаточной последовательности 
национального регулятора, Комиссии по телевидению и радио РА, в обеспечении 
выполнения вещателями условий своих лицензий.  
 
ОТСУТСТВИЕ ДЕБАТОВ. В отличие от общенациональных вещателей, впервые в 
истории Армении проведших реальные дебаты с равными возможностями для всех 
11 политических сил, региональные телекомпании не попытались организовать 
подобные передачи на местном уровне. Только одна из них (“Цайг”) приблизилась к 
формату дебатов, приглашая в свою студию по два кандидата из разных 
территориальных списков. Однако гости, скорее, представляли свои взгляды, 
независимо друг от друга, чем дискутировали. 
 
НЕРАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ И РЕДАКЦИОННОГО 
ОСВЕЩЕНИЯ. Мониторинг региональных телеканалов в очередной раз подчеркнул 
нечеткость регулирования как в армянском законодательстве, так и в 
правоприменительной практике понятий “предвыборная агитация” и “политическая 
реклама”, а также их разграничения с редакционным освещением избирательных 
процессов. Помимо блоков предвыборной агитации, для которых телекомпании - в 
соответствии с требованием законодательства - заранее объявляли единые 
расценки для всех политических сил, по некоторым телеканалам транслировались и 
иные передачи (как правило, в формате интервью), гостями которых становились 
территориальные кандидаты. Они могли выходить в эфир как с пометками 
“предвыборная агитация” или “политическая реклама”, так и без них. Есть основания 
предполагать, что условия оплаты за них отличались от расценок за видеоролики и 



ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

13 

клипы, на которые объявлялись расценки. Они, как правило, являлись частью сетки 
редакционного вещания, а их ведущими были сотрудники телекомпаний. С одной 
стороны, отсутствие публично объявленных условий участия в таких передачах 
потенциально нарушало принцип равного доступа участников избирательного 
процесса, а с другой - аудитория могла быть введена в заблуждение относительно 
того, является ли это оплаченной политической агитацией или редакционным 
освещением. 
 
ОГРАНИЧЕННОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ. Освещение избирательной кампании 
разными региональными телеканалами продемонстрировало их противоречивую 
политическую ориентацию. Если исследованные вещатели в Сюникской и 
Армавирской областях проявили оппозиционность в отношении нового 
правительства, то большинству других телеканалов была свойственна откровенная 
лояльность к власти. И это в условиях, когда, согласно вещательному 
законодательству Армении, а также вследствие отсутствия альтернативного 
мультиплекс-оператора, в каждой области функционирует лишь один цифровой 
телеканал. Если к сказанному добавить, что в трех из 10 областей Армении не 
состоялся ни один цифровой вещатель, то станет очевидным, что население в 
регионах Армении делало свой политический выбор в существенно различных 
информационных средах. Иными словами, прошедшая парламентская кампания в 
очередной раз выявила многие проблемы, требующие принципиальных изменений 
политики в вещательной сфере. 
 
  



ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 

14 

 
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МОНИТОРИНГЕ 

 
 
МОНИТОРИНГ ОСВЕЩЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ВЕЩАТЕЛЬНЫМИ СМИ 
АРМЕНИИ внеочередных выборов в Национальное Собрание РА 9 декабря 2018 
осуществлялся Ереванским пресс-клубом при поддержке Плана действий Совета 
Европы по Армении на 2015-2018, профинансированного Норвегией и Швецией как 
донорами Плана действий. 
 
Мониторинг проводился с 26 ноября по 7 декабря 2018 (официальный период 
предвыборной агитации).  
 
Задачами мониторинга являлось выявление и определение посредством анализа 
полученных количественных и качественных данных: 
 
- уровня внимания региональных вещательных СМИ Армении к выборам в 
Национальное Собрание РА 2018;  
 
- насколько беспристрастно региональные вещательные СМИ предоставляли 
информацию, обеспечивали доступ к эфиру для выражения своих взглядов, мнений 
политическим партиям/блокам, а также кандидатам, включенным в территориальные 
списки, тем самым способствуя самостоятельному и осознанному выбору 
избирателей;  
 
- насколько СМИ выполнили положения законодательства, регулирующего 
освещение предвыборной агитации.  
 
Количественные измерения ограничивались чисто арифметическими подсчетами 
единиц и объемов телевизионного контента. Количественно-качественные 
измерения основывались на подсчетах единиц контента, подвергнутых 
определенному анализу мониторинговой группы. 
 
Фиксация данных в рамках мониторинга осуществлялась на двух уровнях: форма и 
характер обращений в телематериалах к партиям/блокам, участвующим в выборах в 
НС РА по общенациональным избирательным спискам, а также к кандидатам, 
включенным в территориальные списки; объем эфирного времени в 
телематериалах, выделенного партии/блоку, а также кандидатам, включенным в 
территориальные списки.   
 
Мониторинг охватил 7 региональных вещательных СМИ: “Арарат”, “Гегама”, 
“Зангезур”, “Луйс”, “Котайк”, “Цайг”, “Фортуна”.  
 
На указанных выше телеканалах исследовались передачи, выходящие в вечернем 
прайм-тайме (с 18.00 до 00.00). Мониторингу не подлежали блоки предвыборной 
агитации, коммерческой/социальной рекламы/объявлений, а также бегущая 
телестрока. 
 
Объектом мониторинга стали все телематериалы, в которых содержались 
обращения к партиям/блокам, участвующим в выборах в НС РА по 
общенациональным избирательным спискам, а также к кандидатам, включенным в 
территориальные списки.  

 


