Еженедельный Бюллетень ЕПК

2006


ДОКЛАД ГОСДЕПА США ЗА 2005

8 марта Государственный Департамент США обнародовал доклад о соблюдении прав
человека в различных странах мира в 2005 году, подготовленный Бюро по вопросам
демократии, прав человека и труда.

Обращаясь к ситуации со свободой слова и прессы в Армении, Госдепартамент США,
в частности, отмечает, что, “хотя законодательство страны гарантирует свободу
слова и прессы, власти налагали на свободу слова определенные ограничения”
и “были случаи насилия, запугивания и самоцензуры прессы”.

По мнению авторов доклада, частные печатные СМИ активно отражали различные
точки зрения, однако ни одна из газет не была полностью независима от интересов
экономических, политических групп или лиц.

Из-за низких тиражей большая часть населения Армении черпает информацию из
вещательных СМИ, которые, как и печатные медиа, в основном являются частными.
Новостное освещение частных телеканалов столицы и других городов страны в целом
независимое и находится на хорошем техническом уровне. Вместе с тем, подчеркивается
в докладе, качество содержания теле- и радионовостей варьируется в результате
самоцензуры журналистов и в зависимости от того, под чьим патронажем находится
компания. Основные вещательные СМИ “в целом придерживаются провластных
позиций”. Вещательные медиа больше подвергаются экономическому, нежели
прямому политическому давлению, в том числе со стороны коррумпированных чиновников,
а доходы от рекламы влияют на содержание программ.

Высокопоставленные чиновники администрации президента страны, говорится в докладе,
продолжают “определять курс” Первого канала Общественного телевидения Армении.
Хотя его новостное освещение представляло, в основном, факты, “Первый канал
избегал редакционных комментариев или критики действий властей”.

Непредоставление в 2002 “А1+” – “одной из последних независимых
телекомпаний страны” – лицензии на вещание было, как “предполагают обозреватели,
политически мотивированным решением” из-за критики администрации президента
Кочаряна. Попытки телекомпании вновь выйти в эфир остаются безуспешными, отмечается
в докладе.

По оценке Госдепартамента США, зарубежные СМИ в целом свободно функционируют
на территории страны. Вместе с тем в течение трех дней, начиная со дня проведения
референдума по проекту поправок в Конституцию РА (27 ноября 2005), периодически
прерывалась слышимость программ Радио “Свободная Европа”/Радио “Свобода”.
Общественное радио Армении (Первая программа которой вещает на той же частоте,
что и Армянская служба Радио “Свобода”) объяснила эти прерывания техническими
проблемами, однако, говорится в докладе, по мнению некоторых обозревателей,
они были политически мотивированы.

Преследования журналистов по-прежнему остаются проблемой, подчеркивает Госдеп,
отмечая, что “по неподтвержденным сведениям, были случаи преследования и запугивания
журналистов за пределами столицы”.

В отличие от предыдущих лет, в 2005 не были зафиксированы случаи применения
силы к журналистам со стороны полиции. В одном из официальных документов Министерства
иностранных дел приводился один случай “возможного насилия над репортером”,
расследование по которому продолжается, “к концу года обстоятельства дела так
и остались невыясненными”. В докладе упоминается также вынесение слишком мягкого
наказания по делу о нападении на фотожурналиста в Цахкадзоре в августе 2004.

“Несмотря на отсутствие официальной цензуры, продолжают поступать сообщения
о запугивании журналистов, и некоторые представители печатных СМИ продолжают
практиковать самоцензуру во избежание проблем с властями и вследствие давления
со стороны официальных лиц”, – подчеркивается в докладе. В заключение Госдеп
США отмечает, что в течении года не было выдвинуто обвинений против журналистов
в клевете на официальных лиц.