Еженедельный Бюллетень ЕПК

2007


“ХЬЮМАН РАЙТС УОТЧ”: СВОБОДА СМИ В АРМЕНИИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОД УГРОЗОЙ

11 января международная правозащитная организация “Хьюман Райтс Уотч” (Human
Rights Watch) обнародовала ежегодный доклад о ситуации с правами человека в
2006 в более чем 75 странах мира.

В разделе доклада, посвященном Армении, говорится также о положении СМИ страны.
По мнению “Хьюман Райтс Уотч”, “власти Армении предпринимали недостаточно усилий
в случаях серьезных нарушений прав человека”, а “свобода СМИ в 2006 по-прежнему
находилась под угрозой”: “Все больше журналистов сталкивалось с преследованиями
и атаками, вещательным СМИ не хватало плюрализма, и они оставались преимущественно
провластными.“

Президент РА, отмечается в докладе, назначает всех членов органов, регулирующих
деятельность вещательных СМИ, в том числе Совета Общественной телерадиокомпании,
ответственного за политику и содержание Первого канала Общественного телевидения
Армении. Находясь под контролем властей, Первый канал ОТА “не обладает достаточной
независимостью для обеспечения объективного и многообразного новостного освещения”.

В докладе приводится также история с выдворением телекомпании “А1+” из здания,
принадлежащего Национальной Академии наук. Лишенная в 2002 эфира, “А1+” с тех
пор безуспешно участвовала в 12 конкурсах по лицензированию вещания, включая
радиоконкурс в марте 2006, напоминает “Хьюман Райтс Уотч”. Проиграв в 2005 судебную
тяжбу с Национальной Академией наук, в 2006 телекомпания переселилась в предоставленное
ей правительством помещение, в котором на тот момент не было электричества и
телефонной связи, вследствие чего “А1+”, ее еженедельная газета “Айб-Фэ”
и веб-сайт на несколько недель были вынуждены прервать работу.

Как примеры запугивания журналистов “Хьюман Райтс Уотч” отмечает инциденты,
происшедшие 23 февраля и в ночь с 15 на 16 мая с исполнительным директором телекомпании
“Лори” Нарине Аветисян. В первом случае ей угрожал владелец местной линии маршрутных
такси, во втором – принадлежащая ей машина была забросана камнями, причем виновные
так и не были найдены. “Хьюман Райтс Уотч” упоминает также инцидент 12 июля
со свободным журналистом Гагиком Шамшяном, подвергшимся преследованию со стороны
родственников и подчиненных руководителя общины Нубарашен Еревана Мгера Ованнисяна,
и возбужденное 3 августа на основании заявлений нескольких граждан уголовное
дело против него по обвинению в оскорблении, мошенничестве и вымогательстве.
Еще один из приведенных в докладе случаев – совершенное 6 сентября нападение
на редактора газеты “Иравунк” Ованеса Галаджяна, связанное, по мнению последнего,
с его статьями, в которых критиковались власти.

Вынесенный 8 сентября приговор главному редактору газеты “Жаманак-Ереван“ Арману
Бабаджаняну (4 года лишения свободы за фальсификацию документов с целью уклонения
от воинской службы) в докладе “Хьюман Райтс Уотч” оценивается как суровый, “возможно,
в отместку за постоянную критику журналистом политики властей”.