Еженедельный Бюллетень ЕПК

2008


ЕПК ПРЕДСТАВИЛ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ОСВЕЩЕНИЯ ВЕЩАТЕЛЬНЫМИ СМИ ПЕРВЫХ 10 ДНЕЙ АГИТАЦИОННОЙ КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА РА

5 февраля в клубе “Урбат” Ереванский пресс-клуб представил результаты
мониторинга освещения вещательными СМИ Армении первых 10 дней (21-30 января
2008) официальной избирательной кампании по выборам президента РА. Напомним,
что предвыборный мониторинг 8 ведущих вещательных СМИ осуществлялся Ереванским
пресс-клубом и Центром исследований “ТИМ” при поддержке Фонда содействия-Армения
Института открытого общества в октябре-декабре 2007 (с отчетами за декабрь,
ноябрь и октябрь можно ознакомиться в выпусках Еженедельного бюллетеня ЕПК от
18-24 января 2008, 7-13
декабря 2007
и 16-22 ноября
2007
соответственно).

Настоящее исследование осуществляется Ереванским пресс-клубом при поддержке
Института открытого общества и охватывает период непосредственно предвыборной
агитации – с 21 января по 17 февраля 2008. Перерыв с 21 декабря 2007 по 20 января
2008 был обусловлен новогодними и рождественскими праздниками, когда эфирная
политика большинства СМИ ориентирована на развлекательные программы, и мониторинг,
соответственно, не дает типичной картины освещения политической борьбы. А выбор
даты возобновления исследования связан с началом предвыборной агитации, когда
законодательство РА предъявляет к вещателям особые требования по предоставлению
всем кандидатам равных условий освещения их кампаний.

Мониторинг охватывает все те же 8 вещательных СМИ: 4 общенациональные телекомпании
– Первый канал Общественного телевидения Армении, “АЛМ”, “Армения”, Второй Армянский
телеканал; 3 столичные телекомпании – “Еркир-медиа”, “Кентрон”, “Шант”;
1 общенациональная радиокомпания
– Общественное радио Армении. Однако список
политиков, которые являются объектом мониторинга,
ограничивается теперь девятью кандидатами в президенты РА. При этом если в материале
фигурирует представитель избирательного штаба/доверенное лицо кандидата, и в
материале этот статус специально отмечается, то упоминание/знак отношения и
эфирное время заносятся также на счет данного кандидата.

Несколько изменились и часы мониторинга эфира: с 21 января исследуются все
передачи 8 вещательных СМИ, выходящие с 17.00 до 24.00. Это продиктовано временем
показа предвыборных агитационных материалов кандидатов на телеканалах. В частности,
на Первом канале Общественного телевидения Армении, в соответствии с постановлением
ЦИК РА от 21 января 2008, предвыборная агитация кандидатов транслируется, начиная
с 17.15. В случае с Общественным радио Армении эфирное время, отведенное под
предвыборную агитацию кандидатов, исследуется с 13.30, поскольку, в соответствии
с уже упомянутым постановлением ЦИК, именно с этого времени на ОРА начинается
трансляция предвыборной агитации кандидатов. Что же касается редакционного освещения
ОРА, то оно исследовалось, как и на остальных каналах, с 17.00 до 24.00. При
этом передачи, начавшиеся, но не завершившиеся до 17.00, не исследуются. Передачи,
начавшиеся, но не завершившиеся до 24.00, исследуются полностью, до их завершения.

В остальном методология мониторинга, по сравнению с октябрем-декабрем 2007,
в январе существенных изменений не претерпела (см. ниже).

ДАННЫЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ включает период с 21 по 30 января 2008.
В эти дни распределение внимания вещателей к кандидатам в президенты РА оказалось
существенно более равномерным, чем на предыдущем этапе мониторинга (октябрь-декабрь
2007). Совокупное время, выделенное всеми 8 исследуемыми каналами кандидату,
поддерживаемому правящей коалицией, оказалось сопоставимым с объемом освещения
других кандидатов. Премьер-министр Серж Саркисян получил 29,442 сек., а удостоившийся
наименьшего внимания лидер партии “Национальное согласие” Арам Арутюнян – 12,720
сек. По частоте упоминаний тот огромный разрыв между исследуемыми политиками,
который был зафиксирован в октябре-декабре, в течение 10 дней с начала предвыборной
агитации также не наблюдался: Серж Саркисян появлялся в 425 материалах, а упоминавшийся
наименее часто Арман Меликян – в 133.

Более того, если из общего эфирного времени премьер-министра вычесть освещение
его деятельности как должностного лица, то по объему внимания, уделенного ему
всеми исследуемыми каналами, он уступит лидерство кандидату от партии “Дашнакцутюн”
Вагану Ованнесяну и будет иметь лишь незначительно лучший показатель, чем кандидат
от Народной партии Тигран Карапетян.

На Первом канале Общественного телевидения Армении, Общественном радио Армении
и Втором Армянском телеканале лидером по общему эфирному времени, выделенному
этими вещателями кандидатам в президенты, оказался Серж Саркисян, а еще на трех
каналах – “Армении”, “Шант” и “Еркир-медиа” – Ваган Ованнесян. На “Кентрон”
наибольшего внимания удостоился первый президент РА Левон Тер-Петросян (правда,
это внимание было чаще со знаком минус, о чем – см. ниже). А на “АЛМ” с традиционно
большим отрывом от остальных исследуемых политиков лидирует владелец этого телеканала
Тигран Карапетян: объем его освещения более чем в полтора раза превысил время,
выделенное “АЛМ” всем остальным кандидатам в президенты. Доминирование лидера
Народной партии на “АЛМ” сохранилось, несмотря на то, что он, в соответствии
с требованием Избирательного кодекса РА, с 21 января не вел авторские и дискуссионные
передачи. Вместе с тем статус кандидата позволил Тиграну Карапетяну значительно
чаще, чем прежде, появляться в эфире других каналов – впервые за время мониторинга
объем его освещения на остальных семи каналах превысил выделенное ему время
в эфире “АЛМ”.

НО, ФАКТИЧЕСКИ, главной проблемой освещения нынешней избирательной кампании
остается не столько распределение внимания вещательных каналов между политиками,
сколько наличие большого числа коннотационно окрашенных упоминаний и полярно
противоположный характер освещения двух кандидатов – Сержа Саркисяна и Левона
Тер-Петросяна. Из 99 знаковых упоминаний (на всех 8 каналах) премьер-министра
93 были позитивными и лишь 6 негативными, а у первого президента – 72 негативных
и ни одного позитивного.

Причем тенденциозностью отличились и оба исследуемых общественных канала. На
Первом канале ОТА баланс коннотационно окрашенных упоминаний Сержа Саркисяна
22-0 соответственно, а Левона Тер-Петросяна 0-11, на Общественном радио – соответственно
7-0 и 0-6. При этом значительное число позитивных упоминаний премьер-министра
пришлось на репортажи о его избирательной кампании.

Вообще же лидерами по позитивному освещению Саркисяна являются Первый канал
ОТА и “Кентрон” (баланс последнего 24-3). “Кентрон” больше всех отличился и
в негативном освещении Тер-Петросяна (0-29). Правда, 23 негативных упоминания
первого президента приходятся на передачу “О чем пишут газеты?”, представляющую
из себя обзор печатной прессы (надо сказать, весьма тенденциозный, поскольку,
как показывают многочисленные исследования, газетный рынок в Армении отличается
гораздо большим разнообразием и плюрализмом, чем теле- и радиоэфир, т.е. для
такого количества негативных упоминаний нужно было производить весьма целенаправленный
отбор). Остальные 6 негативных упоминаний Тер-Петросяна в эфире “Кентрон” звучали
из уст других политиков.

В целом, все основные тенденции исследуемого периода – более ровное, чем в
октябре-декабре, распределение внимания ко всем кандидатам, поляризованное отношение
к Сержу Саркисяну и Левону Тер-Петросяну и относительная беспристрастность к
остальным семи кандидатам – характеризуют деятельность семи исследуемых вещательных
СМИ (хотя все обозначенные тенденции присущи и телеканалу “АЛМ”, он сохраняет,
как отмечалось выше, свою традиционную специфику). Это дает основание напомнить
предположение, высказанное на предыдущем этапе мониторинга, о согласованной
стратегии освещения нынешней избирательной кампании. Данное предположение не
распространяется только на один исследуемый канал – “Еркир-медиа”, где Серж
Саркисян не имеет позитивного баланса знаковых упоминаний (2-2), а наиболее
часто в позитивном ключе освещается кандидат от “Дашнакцутюн” Ваган Ованнесян
(7 позитивных и ни одного негативного упоминания). Правда, другие названные
общие тенденции – более равномерное распределение внимания между кандидатами
и подчеркнуто негативный баланс освещения Левона Тер-Петросяна – характерны
и для этого канала.

Разумеется, нельзя не отметить, что в количественном плане поляризованность
освещения двух кандидатов (Сержа Саркисяна и Левона Тер-Петросяна) в январе
проявилась не столь очевидно, как в октябре-декабре. Если доля негативных упоминаний
Тер-Петросяна на предыдущем этапе мониторинга достигала беспрецедентного, как
отмечалось в отчетах, уровня – 50% от общего количества упоминаний, то за обозреваемые
10 дней января этот показатель равен 26%. При этом надо иметь в виду, что освещение
Тер-Петросяна в негативном контексте складывалось во многом из публичной критики
его со стороны других кандидатов. В частности, исследуемые каналы значительное
внимание уделили негативным высказываниям о первом президенте кандидата от партии
“Национальное единение” Арташеса Гегамяна.

НАИБОЛЕЕ СБАЛАНСИРОВАННЫМ (по двум критериям – распределение эфирного времени,
а также наличие и соотношение коннотационно окрашенных упоминаний) было освещение
данного этапа избирательной кампании на Общественном радио. Здесь, а также на
Втором Армянском телеканале 7 кандидатов из 9 освещались исключительно в нейтральном
контексте. Пример этих СМИ доказывает, что вне предполагаемой согласованной
(или направляемой) политики, затрагивающей в данном случае Сержа Саркисяна и
Левона Тер-Петросяна, армянские вещатели вполне способны освещать избирательные
кампании в соответствии с международными стандартами.

Помимо двух названных каналов, сравнительно сбалансированное освещение зафиксировано
на телеканалах “Армения” и “Шант”. Правда, последний, уделив за обозреваемые
10 дней сопоставимое внимание восьми кандидатам (от 3,287 до 1,539 сек.), обделил
таковым только Тиграна Карапетяна (7 сек.)

В отличие от предшествующего этапа мониторинга, ранжировать исследуемые СМИ
по показателям активности освещения политических процессов было бы неуместно
в силу достаточной “плотности” этих показателей. Разве что в некоторой степени
вперед вырвались Общественное радио (35,694 сек.) и телеканал “Кентрон” (30,039
сек.) против 24,335 сек. от общего эфирного времени, выделенного всем кандидатам
на “Еркир-медиа”, который оказался по этому показателю на третьем месте.

НЕВЫСОКИМ ОСТАЕТСЯ показатель участия кандидатов в президенты (и официальных
представителей их избирательных штабов) в дискуссионных передачах исследуемых
СМИ. Несмотря на официальное начало предвыборной агитации, на 8 каналах за 10
дней кандидаты либо их представители участвовали в подобных передачах 36 раз
(нужно отметить, что группой мониторинга не учитывались интервью кандидатов
в эфире Общественного радио, поскольку они транслировались до 17.00 – т.е. во
время, когда редакционное освещение не исследовалось). Причина здесь, вероятно,
не столько в нежелании теле- и радиокомпаний приглашать кандидатов, сколько
в неготовности некоторых политиков к публичному диалогу. И реже всех (по 2 раза)
в передачах формата “гость в студии” принимали участие Серж Саркисян и Левон
Тер-Петросян (причем оба раза на уровне своих представителей), которые предпочитают
монологовую форму общения с электоратом. А наибольшую открытость на данном этапе
исследования продемонстрировали Тигран Карапетян (6 передач, в том числе 2 на
телеканале “АЛМ”), Ваган Ованнесян, Вазген Манукян и Арман Меликян (по 5). Следом
за ними идут Артур Багдасарян и Арам Арутюнян (по 4), Арташес Гегамян (3). Как
и на предыдущем этапе мониторинга, вещательные СМИ мало интересовались мнением
тех армянских неправительственных организаций, которые наблюдают за разными
аспектами избирательного процесса. Во всяком случае их представители не были
гостями исследованных дискуссионных передач. Не исключено, что и это было элементом
согласованной (или направляемой) политики.

ЧТО КАСАЕТСЯ собственно предвыборных агитационных материалов (политической
рекламы), мониторинг не дает основание говорить о каких-либо препятствиях для
них на исследуемых каналах. Все кандидаты пользуются полагающимся им бесплатным
эфиром на Первом канале Общественного телевидения. Платным же эфиром (на всех
исследуемых каналах) пока, по положению на 30 января, воспользовались шесть
кандидатов (кроме Тиграна Карапетяна, Армана Меликяна и Арама Арутюняна). Вазген
Манукян и Арташес Гегамян размещали свою рекламу только на обоих общественных
каналах. Четверо кандидатов оплачивали эфир не только общественных, но и частных
каналов. Лидером по объемам агитационных материалов является Ваган Ованнесян
(16,294 платных и бесплатных сек.), воспользовавшийся всеми семью телеканалами,
но не проявивший интереса к Общественному радио. За ним следуют Левон Тер-Петросян
(10,256 сек.), присутствовавший в рекламном эфире на всех восьми исследуемых
каналах, и Артур Багдасарян (8,632 сек.), который не воспользовался рекламным
эфиром только “Шант”. Лишь на четвертом месте по этому показателю оказался Серж
Саркисян (8,155 сек.), не размещавший пока свою рекламу на телеканалах “Кентрон”,
“Еркир-медиа”.

Наиболее привлекательным для кандидатов из исследуемых СМИ оказался платный
эфир Первого канала Общественного телевидения, за которым следуют “Армения”,
“Шант”, “АЛМ”, “Еркир-медиа”, Второй Армянский телеканал, “Кентрон”. Наименее
привлекательным – эфир Общественного радио.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МОНИТОРИНГЕ

Задачи мониторинга – выявление и определение посредством анализа
количественных данных:

– уровня внимания вещательных СМИ Армении к президентским выборам;

– насколько адекватно в период предвыборной агитации вещательные СМИ Армении
информировали электорат о политических деятелях, обеспечивали их доступ к эфиру
для выражения своих взглядов и мнений.

Для выполнения этих задач применяются методологии качественного и количественного
мониторинга. Качественный мониторинг включает изучение законодательства и других
официальных документов, имеющих отношение к избирательному процессу в Армении,
беседы с руководителями СМИ, журналистами, политиками и представителями общественности,
а также анализ их публичных заявлений, высказываний относительно деятельности
СМИ в предвыборный период. Количественный мониторинг включает подсчеты и измерения
непосредственно передач СМИ.

Методология проведения мониторинга:

Все материалы исследуемого эфира подразделяются на два типа:
1. Редакционное освещение;
2. Предвыборная агитация (политическая реклама), выделенная кандидату в президенты.

1. Основной единицей исследования является теле-, радиоматериал.

2. Мониторы фиксируют и подсчитывают упоминания
кандидатов в президенты в редакционном освещении исследуемых вещательных
СМИ. Подсчитывается также количество позитивных (+), негативных
(-) и нейтральных (0)
упоминаний кандидатов. Под знаковыми (позитивными,
негативными) упоминаниями понимаются те, которые содержатся в материалах, создающих
у аудитории однозначно позитивное или негативное общее впечатление о кандидате.
Там, где подобной однозначности нет, упоминание фиксируется как нейтральное.
Все сомнения монитора также трактуются в пользу фиксации упоминания как нейтрального.
Кроме того, если в материале информируется о том, что какое-то лицо/организация
публично заявило о своей поддержке/неподдержке политика, выдвинувшего свою кандидатуру
на президентских выборах, то упоминание данного политического деятеля фиксируется
как позитивное/негативное соответственно.

Если в материале фигурирует представитель избирательного штаба/доверенное лицо
кандидата, и в материале этот статус специально отмечается, то упоминание/знак
отношения заносятся также на счет данного кандидата.

В каждом одном теле-, радиоматериале фиксируется только одно упоминание и только
один знак отношения к каждому кандидату.

Упоминанием считается также любое появление кандидата в телевизионном кадре,
который не является частью материала, где данный кандидат упоминается. Если
появление в кадре является частью материала, где данный кандидат упоминается,
то как дополнительное упоминание оно не фиксируется.

Замер по этим категориям ведется в единицах.

3. Мониторы фиксируют и измеряют также объем материалов,
т.е. эфирное время (в секундах),
выделенное кандидатам в президенты для выражения своих взглядов, мнений, а также
суждений, рассказа о них со стороны других лиц в редакционном освещении исследуемых
вещательных СМИ. Если в материале фигурирует представитель избирательного штаба/доверенное
лицо кандидата, и в материале этот статус специально отмечается, то выделенное
ему эфирное время заносится также на счет данного кандидата. Помимо фиксации
общего эфирного времени, выделенного кандидату, исследуется также, в каком качестве
данный кандидат выступает. Таким образом, дифференцируется и заносится в соответствующую
графу эфирное время (в секундах), выделенное кандидату
на освещение его:
1. Должностной и профессиональной деятельности;
2. Деятельности, не связанной непосредственно с профессиональной или исполнением
должностных обязанностей.

4. Мониторы фиксируют и измеряют объем материалов,
т.е. эфирного времени (в секундах),
отведенных кандидату в президенты под предвыборную агитацию в исследуемых вещательных
СМИ (с 17.00 до 24.00, для Общественного радио – с
13.30 до 24.00
), обозначенных на теле- и радиоканалах как “предвыборная
агитация”. При этом отдельно замеряется объем платной и бесплатной политической
рекламы. Блок политической рекламы, начавшийся, но не завершившийся до 17.00,
мониторингу не подлежит. Блок политической рекламы, начавшийся, но не завершившийся
до 24.00, рассматривается полностью, до его завершения. Исключение составляют
только Первый канал ОТА и Общественное радио Армении, которые, согласно постановлению
ЦИК РА от 21 января 2008, в случае технической необходимости могут сдвигать
время начала политической рекламы на 30 минут. Следовательно, в подобных случаях
блок политической рекламы на Первом канале и Общественном радио подлежит мониторингу
соответственно с 16.45 и 13.00.

5. Отдельным списком мониторы фиксируют участников
дискуссионных программ
(жанра “интервью”, “гость в студии”, “ток-шоу”)
на исследуемых теле-, радиоканалах, указывая теле-, радиоканал, название программы,
имена и должности приглашенных участников. Если участником дискуссионной программы
является не сам кандидат, а его представитель избирательного штаба/доверенное
лицо, и в передаче этот статус специально отмечается, то в списке участников
дискуссионных программ эта передача заносится на счет данного кандидата.

НА ВСТРЕЧЕ С ЖУРНАЛИСТАМИ в клубе “Урбат” состоялась также презентация
трех новых изданий Ереванского пресс-клуба: “Карабахская проблема и армяно-турецкие
отношения в предвыборной риторике армянских политиков”, “СМИ и выборы”
и “Саморегулирование СМИ: первые шаги в Армении” (см. Еженедельный
бюллетень ЕПК от 3-10 января 2008).
Все три брошюры размещены на сайте ЕПК: www.ypc.am