Еженедельный Бюллетень ЕПК

2008


ДЕКАБРЬСКИЙ ОТЧЕТ ПО МОНИТОРИНГУ ВЕЩАТЕЛЬНЫХ СМИ

18 января Центр исследований “ТИМ” и Ереванский пресс-клуб обнародовали
промежуточный отчет (за 6-20 декабря 2007) по мониторингу вещательных СМИ в
преддверии президентских выборов-2008. Мониторинг осуществлялся в октябре-декабре
2007 Центром исследований “ТИМ” при поддержке Фонда содействия-Армения
Института открытого общества и при экспертном и ресурсном содействии Ереванского
пресс-клуба. (С промежуточными отчетами за ноябрь и октябрь можно ознакомиться
в выпусках Еженедельного бюллетеня ЕПК от 7-13
декабря 2007
и 16-22 ноября
2007
соответственно.)

Мониторинг охватил передачи, выходящие в прайм-тайме (18.00-24.00) 8 вещательных
СМИ: 4 общенациональные телекомпании – Первый канал Общественного телевидения
Армении, “АЛМ”, “Армения”, Второй Армянский телеканал; 3 столичные
телекомпании
– “Еркир-медиа”, “Кентрон”, “Шант”; 1 общенациональная
радиокомпания
– Общественное радио Армении.

В декабре 2007 формат мониторинга претерпел некоторые изменения. Во-первых,
исследование охватило период не 1-15 декабря 2007 (как было запланировано ранее),
а началось с 6 декабря – т.е. со дня, когда истекал срок официального выдвижения
кандидатов в президенты, и было продлено соответственно еще на пять дней – т.е.
до 20 декабря. Фактически, в декабре мониторинг проводился в дни, когда освещение
носило наиболее типичный характер, и не проводился с 1-5 декабря (период неопределенности
с выдвигаемыми кандидатами) и в предпраздничные дни (21-31), когда вещательные
каналы строят свои программы с учетом приближающегося Нового года.

Во-вторых, по сравнению с октябрем-ноябрем, изменился и список объектов мониторинга.
Объектом исследования в декабре стали все девять
кандидатов, выдвинувшихся в президенты, а также, как и в предыдущие месяцы мониторинга,
объектом исследования были лидеры партий, которые набрали более 1% на парламентских
выборах 2007 (за исключением тех, кто не может баллотироваться по закону). Кроме
того, в декабрьский список исследуемых политиков был включен президент РА Роберт
Кочарян – с тем, чтобы определить уровень внимания вещательных СМИ к действующему
президенту в сравнении с выдвинувшимися кандидатами. Из списка были исключены
те предполагавшиеся кандидаты, которые решили не баллотироваться.

Таким образом, с 6 по 20 декабря объектом мониторинга стали 17 политических
деятелей. При этом методология исследования оставалась прежней на протяжении
всех трех месяцев (см. ниже).

Центр исследований “ТИМ” и Ереванский пресс-клуб пришли к следующим
основным выводам.

ЗА 15 ДЕКАБРЬСКИХ ДНЕЙ распределение внимания к политикам, ставшим объектом
мониторинга, со стороны исследованных 7 теле- и 1 радиоканала, было примерно
столь же интенсивным, как и на предыдущих этапах. Как и в октябре-ноябре, в
декабре в числе лидеров по объему совокупного (на всех 8 исследуемых каналах)
эфирного времени продолжали оставаться три выдвинувшихся кандидата – премьер-министр
РА, председатель Республиканской партии Армении Серж Саркисян (42,731 сек.),
лидер Народной партии Тигран Карапетян (39,091 сек.) и первый президент РА Левон
Тер-Петросян (14,497 сек.). На третьем месте – между Карапетяном и Тер-Петросяном
– оказался действующий президент Армении Роберт Кочарян (19,683 сек.), получивший
освещение в подавляющем большинстве случаев как глава государства.

77.7% совокупного эфирного времени Сержа Саркисяна пришлось на освещение его
деятельности как должностного лица. В качестве такового он удостоился значительно
большего внимания, чем Роберт Кочарян (33,185 и 19,062 сек. соответственно).
В декабре в упоминаниях Саркисяна, как и в предыдущие месяцы мониторинга, продолжали
превалировать нейтральные (403 упоминания), но тем не менее премьер-министр
занял первую строчку в списке 17 политиков по количеству позитивных материалов
(79 при 12 негативных).

В декабре по-прежнему в армянском эфире превалировали негативно окрашенные
материалы о первом президенте РА Левоне Тер-Петросяне. Иными словами, и в последний
месяц 2007 продолжилось зафиксированное в ноябре беспрецедентное явление, когда
доля нейтрального редакционного освещения одного из отечественных политиков
уступила в количественном отношении негативному: 103 негативных упоминания Левона
Тер-Петросяна при 100 – нейтральных и 4 – позитивных. При этом процент негативных
в общем числе упоминаний в декабре несколько снизился – 49.8% против 58.7% –
в ноябре.

Лидер Народной партии Тигран Карапетян, занимавший в октябре-ноябре первую
строчку по совокупным показателям эфирного времени на исследуемых каналах, на
сей раз оказался вторым. Однако и в декабре этот объем освещения был обеспечен
исключительно за счет одного из телеканалов – “АЛМ”, собственником которого
является Тигран Карапетян: чуть более 98% выделенного ему совокупного эфирного
времени, равно как и все 18 позитивных упоминаний лидера Народной партии пришлись
на долю “АЛМ”.

Исследуемые вещательные СМИ не обошли в декабре своим вниманием и остальных
шестерых кандидатов, выдвинувшихся в президенты РА. В целом их освещение носило
нейтральный характер, и в теле-, радиоматериалах, прежде всего, представлялись
их позиции, мнения как кандидатов, руководителей партий. Непосредственно за
упомянутой выше четверкой политиков по показателю совокупного эфирного времени
расположились пять кандидатов в президенты – лидеры выдвинувших их партий: соответственно
Арташес Гегамян (от “Национального единения”), Ваган Ованнесян (от АРФ “Дашнакцутюн”),
Артур Багдасарян (от “Оринац еркир”), Вазген Манукян (от Национально-демократического
союза) и Арам Арутюнян (от “Национального согласия”). Девятый кандидат – выдвинувшийся
по собственной инициативе Арман Меликян получил меньшее совокупное освещение.
Расположившийся в таблице между ним и остальными кандидатами Гагик Царукян,
лидер партии “Процветающая Армения”, входящей в правящую коалицию, большую часть
своего совокупного эфирного времени получил за счет телеканала “Кентрон”. Хотя
тут необходимо отметить, что в декабре Гагик Царукян оказался только на четвертом
месте по эфирному времени, выделенному ему “Кентрон”, тогда как в предыдущие
месяцы исследования на этом телеканале он был самым “освещаемым” из всех политиков,
ставших объектом мониторинга.

“АЛМ”, КАК И В ПРЕДЫДУЩИЕ МЕСЯЦЫ, вновь оказался самым “политизированным” (в
смысле уделяемого политикам внимания) из исследованных вещательных каналов именно
за счет своего владельца. Тигран Карапетян получил на этом канале 70.1% от всего
эфирного времени, выделенного 17 политикам, ставшим объектами декабрьского мониторинга.
По сравнению с “АЛМ”, более чем в два с половиной раза меньшее редакционное
освещение исследуемые политические деятели получили на Втором Армянском телеканале,
за которым следуют Общественное радио Армении, телеканалы “Кентрон”, “Еркир-медиа”
и Первый канал Общественного телевидения Армении.

Наименьшее внимание исследуемым политикам из 8 каналов, ставших предметом мониторинга,
уделили “Армения” и “Шант”. По объему эфирного времени в лидирующую четверку
на этих телеканалах вошли Серж Саркисян, Роберт Кочарян, председатель партии
“Национальное единение” Арташес Гегамян и Левон Тер-Петросян. Премьер-министр
и действующий президент РА заняли верхние строчки еще на трех телеканалах –
Первом канале ОТА, Втором Армянском телеканале и “Кентрон”. Следом за Сержем
Саркисяном и Робертом Кочаряном на этих же телеканалах идет Левон Тер-Петросян,
а на Общественном радио первый президент РА опередил действующего главу государства.
Но освещение Тер-Петросяна на Общественном радио носило, главным образом, негативный
характер (28 негативных упоминаний из 44 или 63.6%). По числу негативных упоминаний
первого президента Общественное радио разделило “лидерство” с “Кентрон”, правда,
на последнем процентный показатель негатива несколько более “скромный” (52.8%
от общего количества упоминаний). На два этих канала приходится более половины
негативных упоминаний Тер-Петросяна, зафиксированных в рамках данного исследования.

Несколько отличная от других каналов картина на “Еркир-медиа”. Здесь наибольшее
редакционное освещение получил выдвинувшийся от АРФ “Дашнакцутюн” кандидат в
президенты Ваган Ованнесян, за которым следуют еще два кандидата – лидер партии
“Национальное согласие” Арам Арутюнян и лидер Национально-демократического союза
Вазген Манукян. На фоне в целом сбалансированного освещения политиков, ставших
объектом мониторинга, в материалах “Еркир-медиа” выделяются два политических
деятеля, имеющих практически равное количество упоминаний и высокую долю коннотационно
окрашенных: из 24 упоминаний Вагана Ованнесяна 10 позитивных, а из 26 упоминаний
Левона Тер-Петросяна – 12 негативных. При этом, в отличие от других исследованных
в декабре теле- и радиоканалов, освещение на “Еркир-медиа” деятельности и Сержа
Саркисяна, и Роберта Кочаряна носило сугубо нейтральный характер.

17 ПОЛИТИКОВ, ставших объектом мониторинга, в целом были редкими участниками
передач формата “гость в студии”. Очевидное исключение составил лишь Тигран
Карапетян, но все 9 дискуссионных программ, в которых он участвовал, вышли в
эфире его собственного канала – “АЛМ”. Из остальных 16 политиков только пятеро
(все – кандидаты в президенты) приняли в декабре участие в передачах этого формата.
Как уже отмечалось на предыдущих этапах мониторинга, недостаточная представленность
в армянском эфире ведущих политиков – как из провластного, так и из оппозиционного
лагеря – в ряде случаев обусловлена их закрытостью, нежеланием вступать в диалог
с журналистами, затрагивающими щекотливые для них темы. В свою очередь и сами
телеканалы не всегда проявляют активность в отношении предвыборной тематики:
в частности, гостями дискуссионных программ практически не становились представители
общественных организаций, стремящихся обеспечить демократичность избирательных
процедур.

В ДЕКАБРЕ рекламные материалы, прямо или косвенно работающие на имидж политиков,
были зафиксированы только на телеканале “Еркир-медиа”. В его эфире несколько
раз шло объявление о торжественном заседании в честь 117-летия партии “Дашнакцутюн”,
на котором с речью должен был выступить Ваган Ованнесян.

Отметим также, что, в отличие от октября-ноября, в декабрьском эфире исследуемых
каналов группой мониторинга не были зафиксированы материалы, выходившие как
редакционные, но имеющие некоторые признаки рекламы.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА:

Все материалы исследуемого эфира подразделялись на два типа:
1. Редакционное освещение;
2. Платные передачи и реклама/объявления (политическая, коммерческая, социальная).

1. Основной единицей исследования являлся теле-, радиоматериал.

2. Мониторы фиксировали и подсчитывали упоминания
политических деятелей в редакционном и платном освещении исследуемых вещательных
СМИ. Подсчитывалось также количество позитивных (+), негативных
(-) и нейтральных (0)
упоминаний политических деятелей. Под знаковыми
(позитивными, негативными) упоминаниями понимались те, которые содержались в
материалах, создающих у аудитории однозначно позитивное или негативное общее
впечатление о политике. Там, где подобной однозначности не было, упоминание
фиксировалось как нейтральное. В каждом теле-, радиоматериале фиксировалось
только одно упоминание и только один знак отношения к каждому политическому
деятелю. Упоминанием считалось также любое появление политика в телевизионном
кадре.

3. Мониторы фиксировали и измеряли также объем
материалов
, т.е. эфирное времясекундах),
выделенное политическим деятелям для выражения своих взглядов, мнений, а также
суждений, рассказа о них со стороны других лиц в редакционном и платном освещении
исследуемых вещательных СМИ. Помимо фиксации общего эфирного времени, выделенного
политику, исследовалось также, в каком качестве данный политик выступает. Таким
образом, дифференцировалось и заносилось в соответствующую главу эфирное время
секундах), выделенное политику на освещение его:
1. Должностной и профессиональной деятельности;
2. Деятельности, не связанной непосредственно с профессиональной или исполнением
должностных обязанностей.

4. Отдельным списком мониторы фиксировали участников
дискуссионных программ
(жанра “интервью”, “гость в студии”, “ток-шоу”)
на исследуемых теле-, радиоканалах, указывая теле-, радиоканал, название программы,
имена и должности приглашенных участников.

С 21 ЯНВАРЯ Ереванский пресс-клуб начал осуществлять мониторинг по освещению
вещательными СМИ Армении президентских выборов-2008. Мониторинг охватывает период
предвыборной агитации (с 21 января по 17 февраля 2008).