Еженедельный Бюллетень ЕПК

2008


ВЛАСТИ АРМЕНИИ НЕ СОГЛАСНЫ С ОЦЕНКОЙ СИТУАЦИИ В СМИ НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ

18 декабря 2007 на веб-сайте Армянской службы Радио “Свободная Европа”/Радио
“Свобода” было опубликовано интервью Генерального секретаря Совета
Европы Терри Дэвиса нью-йоркскому корреспонденту Радио “Свободная Европа”/Радио
“Свобода”. В беседе Терри Дэвис раскрыл некоторые детали своей встречи
с премьер-министром РА Сержем Саркисяном, состоявшейся во время визита армянской
делегации в Брюссель и Страсбург 9-11 декабря. На встрече обсуждались предстоящие
президентские выборы в Армении, в частности деятельность СМИ, в том числе позитивное
освещение Сержа Саркисяна и негативное – его оппонентов. “Безусловно, я
согласен, что любого действующего премьер-министра (…) освещают больше, чем
людей, не являющихся премьер-министрами. Это надо учитывать. Как я объяснил
премьер-министру Армении, важно не количество упоминаний о нем или его оппонентах,
важен убедительный анализ, показавший, что комментарии благоприятны для премьер-министра
и неблагоприятны для его оппонентов. И это неправильно, это пристрастно, это
нехорошо для демократии”, – отметил Терри Дэвис. Подводя итог своим впечатлениям
о встрече с премьер-министром Армении, Генсек СЕ вынес следующую оценку: “Думаю,
что нынешняя ситуация в СМИ Армении во многом не соответствует стандартам Совета
Европы. Свидетельство тому получено не в Совете Европы, а на месте – людьми,
проживающими в Ереване. Там есть очень хорошая неправительственная организация
– Ереванский пресс-клуб; они провели анализ, и в беседе с премьер-министром
я сослался на их анализ.”

20 декабря было опубликовано заявление содокладчика Мониторингового Комитета
Парламентской Ассамблеи Совета Европы Жоржа Коломбье по итогам визита в Армению
3-5 декабря 2007. Говоря о роли медиа, Жорж Коломбье отметил, что, согласно
армянскому законодательству и заверениям, полученным от властей Армении, равное
освещение кандидатов в президенты должно обеспечиваться в течение официальной
избирательной кампании, которая начнется только с 21 января 2008. Однако в настоящее
время, согласно медиа-мониторингу, осуществляемому Ереванским пресс-клубом,
зафиксировано чрезмерное освещение деятельности премьер-министра, который сочетает
эту функцию со статусом кандидата в президенты, и очень негативное освещение
другого кандидата – Левона Тер-Петросяна. “Я настаивал, что более сбалансированный
доступ к общественному телевидению должен быть гарантирован всем девяти кандидатам
в президенты как минимум с 7 декабря 2007, когда их регистрационные документы
в ЦИК были уже поданы”, – подчеркивалось в заявлении содокладчика Мониторингового
Комитета ПАСЕ.

В свою очередь, 19 декабря премьер-министр РА Серж Саркисян высказался относительно
ситуации в СМИ во время встречи в Ереване со Специальным представителем Европейского
Союза на Южном Кавказе Питером Семнеби. “Когда кто-либо из европейских
официальных лиц выражает мнение относительно пристрастного освещения со стороны
СМИ, надо иметь в виду, что это мнение основывается на представленных ему необъективных
материалах. Если эту структуру или ее представителя интересует реальная ситуация,
они же могут на договорной основе нанять какую-либо специализированную организацию,
которая осуществила бы полный мониторинг, включая и электронные, и печатные
СМИ. В таком случае ни у кого не возникло бы возражений относительно объективности”,
– сказал Серж Саркисян, отметив, что “сегодня необходимо провести переговоры
с одной из авторитетных международных организаций с тем, чтобы с высоким профессиональным
качеством был осуществлен полноценный мониторинг по освещению СМИ выборов” (цитируется
по информации от 19 декабря 2007, размещенной на веб-сайте правительства РА).

26 декабря Ереванский пресс-клуб и Центр исследований “ТИМ” распространили
следующее заявление.

“Во время встречи со Специальным представителем Европейского Союза на
Южном Кавказе Питером Семнеби премьер-министр Армении Серж Саркисян оценил как
необъективную информацию о положении в армянских СМИ накануне президентских
выборов 2008, на которую опираются “некоторые европейские официальные лица”,
а также предложил, чтобы со стороны “специализированной организации” был осуществлен
“полный мониторинг”, включающий как вещательные, так и печатные СМИ.

Поскольку за день до упомянутой встречи в интервью радиостанции “Свобода” критические
замечания в адрес армянских СМИ со ссылкой на Ереванский пресс-клуб высказал
Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис, мы вправе предполагать, что
премьер-министр РА под “необъективной информацией” имел в виду отчеты Центра
исследований “ТИМ” и Ереванского пресс-клуба о мониторинге 8 вещательных каналов
в октябре-ноябре 2007. Во всяком случае именно такую интерпретацию словам главы
правительства дал ряд СМИ.

Оценки, подобные высказанным премьер-министром, звучали из уст ряда других
высокопоставленных представителей власти, при этом непонятно, на чем основываются
их заявления. Если проводились соответствующие исследования, то общественности
было бы полезно узнать, каковы их результаты и какая методология в них использовалась.
Если же обвинения нас в “необъективности” не подкреплены конкретными фактами,
то мы призываем воздерживаться от подобных категоричных заявлений.

Мы со всей ответственностью заявляем, что сомнения в нашей объективности не
имеют под собой никаких оснований. “ТИМ” занимается медиа-исследованиями с 1996,
а Ереванский пресс-клуб с того же времени осуществляет мониторинг освещения
всех общенациональных выборов либо участвовал в подобном исследовании в партнерстве
с другими местными и зарубежными организациями. Технология мониторинга постоянно
совершенствовалась и в настоящее время предельно выверена. Она опирается как
на методы, выработанные ведущими международными организациями, на собственный
многолетний опыт, так и на глубокое знание предмета, основанное на постоянном
изучении нами армянских СМИ. Что еще нужно, чтобы считаться “специализированной
организацией”?

ЕПК и “ТИМ” никогда не давали оснований быть заподозренными в политической
ангажированности. Будучи независимыми неправительственными организациями, призванными
содействовать свободе слова, мы неоднократно критиковали официальные структуры
РА, но во всех случаях эта критика являлась свидетельством принципиальной позиции,
приверженности демократическим ценностям, а не пристрастности. Ни действиями,
ни публичными заявлениями наши организации ни разу не выражали поддержку тому
или иному кандидату или политической силе. К сожалению, в современной Армении
ответственная, профессиональная позиция не воспринимается как достоинство.

В этой связи мы в свою очередь предлагаем европейским структурам в рамках наблюдения
за выборами президента РА провести экспертизу технологии и результатов мониторинга
“ТИМ” и Ереванского пресс-клуба. Наша работа всегда была прозрачна и ее принципы
неизменно досконально разъяснялись общественности: все отчеты представляются
на пресс-конференциях и сопровождаются подробным описанием методологии проводимого
исследования. В осуществляемый нами мониторинг может включиться любой независимый
эксперт, предложенный международными организациями, которые наблюдают за выборами,
и убедиться в объективности наших данных и анализа.

Мы поддерживаем также идею параллельного мониторинга СМИ со стороны специализированной
международной организации, уполномоченной структурами, приглашенными наблюдать
за выборами. Подобные исследования проводились на всех выборах в РА, начиная
с 1995, и их данные никогда не противоречили нашим. Если что-то и могло создать
определенные технические сложности для мониторинга СМИ на сей раз, то это было
довольно запоздавшее – всего за месяц до начала официальной предвыборной агитации
– приглашение Национальным Собранием РА международных наблюдательских миссий.
Если наши власти по-настоящему заинтересованы в проведении мониторинга, об этом
имело бы смысл позаботиться заранее, не дожидаясь критики со стороны высокопоставленных
международных чиновников. Подключение к этой важной работе компетентных зарубежных
партнеров позволит исключить все сомнения относительно необъективности того
или иного исследования.

Чем шире будет охват мониторингом средств массовой информации, тем более полная
картина будет получена. В этом смысле предложение премьер-министра РА о распространении
мониторинга на печатные СМИ вполне обоснованно. “ТИМ” и ЕПК ограничили на данном
этапе число исследуемых СМИ восемью вещательными в силу нескольких причин: во-первых,
из-за ограниченности ресурсов и исходя из целесообразности выбрать те СМИ, которые
уделяют наибольшее внимание политическим процессам в стране и имеют при этом
наиболее широкую аудиторию; во-вторых, необходимости гарантировать высокое качество
исследования, которое предполагает наличие достаточного числа подготовленных
мониторов; в-третьих – и это самое главное – ввиду того очевидного обстоятельства,
что вещательные СМИ, используя общественный ресурс, частоту, несут определенные
обязательства перед обществом за объективность освещения. Этот подход заложен
в основу международных документов и национального законодательства РА.

Соответствующие принципы Совета Европы отражены в Рекомендации R (99)15 Комитета
министров государствам-членам Совета Европы относительно мер по освещению избирательной
кампании средствами массовой информации. “(…) Осознавая необходимость принимать
во внимание существенные различия, которые имеются между печатными средствами
массовой информации, телевидением и радио (…)”, Комитет Министров рекомендует:
“(…) Регулирующие освещение СМИ выборов структуры не должны ущемлять ни редакционной
независимости газет или журналов, ни их право на выражение любого политического
предпочтения (…).” Вместе с тем: “(…) Отдавая должное уважение редакционной
независимости радио- и телевещателей, регулирующие структуры должны способствовать
выполнению обязательства освещать избирательные кампании справедливым, сбалансированным
и беспристрастным образом во всех программах радио- и телевещателей. Такое обязательство
должно распространяться в равной степени как на общественные, так и на частные
радиотелекомпании в их соответствующих зонах вещания.”

Законодательство РА, хоть и не в полной мере, отражает положения упомянутой
выше и ряда других рекомендаций Комитета министров СЕ, однако также налагает
на вещательные СМИ гораздо большую ответственность, чем на печатные. Прежде
всего это касается общественного вещателя, в передачах которого, согласно Закону
РА “О телевидении и радио”, “запрещается преобладание политической позиции”.
Причем этот запрет распространен на всю деятельность Общественной телерадиокомпании,
а не только на период, предшествующий выборам. Особенность вещательных СМИ и
важность контроля за соблюдением ими законов и условий предоставления лицензий
подчеркнуты созданием специального регулирующего органа – Национальной Комиссии
по телевидению и радио. Тогда как лицензирование и специальное регулирование
деятельности печатных СМИ нашим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, если мониторинг печатной периодики – а желательно также Интернет-изданий
– будет осуществляться, необходимо четко разграничивать его результаты от показателей
вещательных СМИ. Работа телевидения и радио в период выборов, уровень их объективности
непосредственно характеризуют, насколько государство выполняет свои политические
обязательства перед международными партнерами. Именно это обстоятельство, надо
полагать, лежало в основе мнения Специального представителя Европейского Союза
на Южном Кавказе Питера Семнеби об ответственности властей за предвыборную тональность
СМИ, вызвавшего очередной недовольный комментарий официального Еревана.

В связи с вышеизложенным мы призываем власти РА не искать причины критики со
стороны международных организаций в осуществляемом нами мониторинге, который
оказался всего лишь зеркалом, отражающем крайне неблагоприятную ситуацию в СМИ,
а предпринять меры для ее исправления. Нас в не меньшей степени, чем руководство
страны, огорчают заявления, негативно сказывающиеся на международном имидже
Армении. Однако мы убеждены: лучший способ избежать “выноса сора из избы” –
это держать свой дом в чистоте”, – говорилось в заявлении Центра исследований
“ТИМ” и ЕПК.

В выпуске газеты “Айкакан жаманак” от 22 декабря 2007 была опубликована
информация о том, что, по мнению председателя ЦИК РА Гарегина Азаряна, отчет
Миссии по оценке потребностей Бюро демократических институтов и прав человека
ОБСЕ (ОБСЕ/БДИПЧ), подготовленный по итогам визита в Армению 4-5 декабря и опубликованный
13 декабря 2007, пристрастен. Далее газета отметила, что “в отчете представлена
царящая в армянском телеэфире атмосфера, в которой телекомпании занимаются восхвалением
одного кандидата в президенты – Сержа Саркисяна”, тогда как одного из оппозиционных
кандидатов – Левона Тер-Петросяна те же телекомпании постоянно критикуют. Согласно
“Айкакан жаманак”, на вопрос о том, известны ли председателю ЦИК результаты
мониторинга СМИ, осуществляемого Ереванским пресс-клубом, Гарегин Азарян ответил
отрицательно, в то же время отметив, что и не имеет желания ознакомиться с ними.

24 декабря президент ЕПК Борис Навасардян направил письмо председателю ЦИК
РА Гарегину Азаряну. “Вы не опровергли информацию газеты “Айкакан
жаманак”, поэтому у нас есть основания считать, что Вы на самом деле расцениваете
упомянутый отчет ОБСЕ/БДИПЧ как пристрастный”, – говорилось, в частности,
в письме. Отметив, что утверждение наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ о пристрастности
телекомпаний подтверждается также результатами мониторинга, осуществляемого
Центром исследований “ТИМ” и Ереванским пресс-клубом на протяжении
двух с половиной месяцев, и что председатель ЦИК не выразил желания ознакомиться
с результатами этого мониторинга, Борис Навасардян высказал предположение, что
ЦИК сама проводила мониторинг и располагает фактами, доказывающими пристрастность
отчета ОБСЕ/БДИПЧ. В связи с этим автор письма попросил разъяснить: осуществлялся
ли ЦИК или – по просьбе последней – какой-либо другой организацией мониторинг
телеэфира, зафиксировавший иные результаты; если подобный мониторинг проводился,
то по какой методике, сколько телекомпаний и какой объем эфира были исследованы.
Помимо этого, в письме содержалась просьба предоставить результаты мониторинга,
если таковой осуществлялся.

На момент выпуска данного номера Еженедельного бюллетеня ЕПК ответа из ЦИК
получено не было.