Еженедельный Бюллетень ЕПК

2008


ГОСДЕП США О СВОБОДЕ СЛОВА И ПРЕССЫ В АРМЕНИИ В 2007

11 марта Государственный Департамент США обнародовал доклад о соблюдении прав
человека в различных странах мира в 2007 году, подготовленный Бюро по вопросам
демократии, прав человека и труда.

Обращаясь к ситуации со свободой слова и прессы в Армении, Госдепартамент США,
в частности, отмечает, что “Конституция гарантирует свободу слова и прессы,
однако в целом на практике власти не уважают эти права” и “были случаи насилия,
запугивания и самоцензуры прессы”.

Далее в докладе перечисляются инциденты с представителями СМИ, происшедшие
в 2007: возбуждение уголовных дел против главных редакторов газет ”Чоррорд ишханутюн”
Шогер Матевосян и ”Айкакан жаманак” Никола Пашиняна, участвовавших в шествии
в Ереване 23 октября, нанесение телесных повреждений корреспонденту ”Чоррорд
ишханутюн” Гоар Везирян при разгоне полицией этого шествия; нападение налогового
инспектора на оператора телекомпании “ГАЛА” Григора Шагояна в Гюмри 6 ноября;
взрыв в редакции ”Чоррорд ишханутюн” 13 декабря; применение полицией силы против
свободного журналиста Гагика Шамшяна и слезоточивого газа – против корреспондента
”Айастани Анрапетутюн” Цовинар Назарян во время демонстрации 9 мая; нападение
15 сентября на редактора газеты “Искакан иравунк” Ованеса Галаджяна; поджоги
машин учредителя газеты “Футбол plus” Сурена Багдасаряна (30 января) и председателя
редакционной коллегии газеты “Мое право” и новостного портала Panorama.am Ара
Сагателяна (8 февраля).

В докладе описываются также судебные дела против СМИ и журналистов: иск Налоговой
инспекции Гюмри против учредителя гюмрийской телекомпании “ГАЛА” – ООО “ЧАП”;
условное осуждение свободного журналиста Гагика Шамшяна; продолжающееся заключение
главного редактора оппозиционной газеты “Жаманак-Ереван” Армана Бабаджаняна,
осужденного в сентябре 2006 за фальсификацию документов с целью уклониться от
прохождения срочной воинской службы. Несмотря на признание им своей вины, мера
наказания расценивается строже, чем обычно назначаемая в подобных случаях, говорится
в докладе, и некоторые наблюдатели считают, что Арман Бабаджанян стал жертвой
селективного правоприменения. 12 января Апелляционный суд сократил меру наказания
на полгода, в течение 2007 два прошения Армана Бабаджаняна о досрочном освобождении
были отклонены. В другом разделе доклада Госдеп США относит Армана Бабаджаняна
к категории политических заключенных.

Частные печатные СМИ, отмечается в докладе, свободно отражали различные точки
зрения, однако ни одна из газет не была полностью независима от интересов экономических,
политических групп или лиц. Из-за низких тиражей большая часть населения Армении
черпает информацию из вещательных СМИ. Новостное освещение частных телеканалов
столицы и других городов страны в целом находится на хорошем техническом уровне,
однако, по мнению авторов доклада, качество содержания теле- и радионовостей
варьируется. Большинство вещательных компаний принадлежит провластным политикам
или близким к властям бизнесменам, и это вынуждает журналистов прибегать к самоцензуре.
Ведущие вещательные СМИ в целом придерживаются провластных позиций. Все армянские
телеканалы и радиостанции избегают редакционных комментариев или критики действий
властей.

В докладе Госдепа США напоминается о том, что оставшийся без лицензии на вещание
“А1+” – “один из последних политически независимых телеканалов”, по-прежнему
не имеет возможности выходить в эфир. По предположению наблюдателей, решение
о непредоставлении лицензии “А1+” было политически мотивированным, и все 12
попыток “А1+” получить лицензию на вещание, начиная с 2003, оказались безуспешными.

В докладе характеризуется деятельность СМИ в период выборов. По мнению Госдепа,
в течение 40 дней перед парламентскими выборами 12 мая вещательные СМИ больше,
чем в предыдущие годы, освещали оппозиционных политиков, некоторые из них имели
возможность представить свои платформы и позиции. Общественное телевидение выполнило
законодательное требование о предоставлении баллотирующимся партиям бесплатного
эфирного времени и транслировало предвыборную агитацию без редакционных ограничений:
“Тем не менее, опираясь на данные своего медиа-мониторинга, ОБСЕ отметила, что
в увеличившемся освещении телевизионных СМИ отсутствовали критические комментарии.”

Что касается президентских выборов, то, как говорится в докладе, проведенный
в их преддверии – Центром исследований “ТИМ” и Ереванским пресс-клубом при поддержке
Фонда содействия-Армения Института открытого общества – мониторинг вещательных
СМИ выявил крайнюю пристрастность в освещении двух кандидатов в президенты –
премьер-министра Сержа Саркисяна и первого президента РА Левона Тер-Петросяна:
“Премьер-министр, должностная деятельность которого широко освещалась, упоминался
в основном в позитивном и иногда в нейтральном контексте, тогда как Тер-Петросян
получил преимущественно негативное и – в редких случаях – нейтральное освещение.”