Еженедельный Бюллетень ЕПК

2009


ГОСДЕПАРТАМЕНТ США О СВОБОДЕ СЛОВА И ПРЕССЫ АРМЕНИИ В 2008

25 февраля Государственный Департамент США обнародовал доклад о соблюдении
прав человека в различных странах мира в 2008 году, подготовленный Бюро по вопросам
демократии, прав человека и труда.

Обращаясь к ситуации со свободой слова и прессы в Армении, Госдепартамент США,
в частности, отметил, что “Конституция гарантирует свободу слова и прессы, однако
в целом на практике власти не уважают эти права” и “на протяжении года продолжались
случаи насилия, запугивания и самоцензуры прессы”. В докладе говорится также
о “предвзятости провластных и антиоппозиционных СМИ” в период избирательной
кампании по выборам президента РА; цензуре и ограничениях свободы слова и прессы
во время действия чрезвычайного положения 1-21 марта 2008; недостатке политического
многообразия в СМИ, в частности на телеканалах; принятых поправках в Закон РА
“О телевидении и радио”, приостановивших на два года проведение конкурсов
по лицензированию теле-, радиовещания и “сузивших перспективы для большего
плюрализма в СМИ”.

По мнению авторов доклада, печатная пресса, за исключением периода действия
чрезвычайного положения, “в целом свободно отражала различные точки зрения,
но по-прежнему находилась под влиянием интересов экономических, политических
групп или лиц”. “Власти продолжали проводить внеплановые налоговые проверки
независимых и оппозиционных СМИ, которые местными обозревателями расценивались
как попытки давления на прессу”, – подчеркивается в докладе. “Большинство вещательных
компаний принадлежит провластным политикам или близким к властям бизнесменам,
и это вынуждает журналистов, работающих в этих компаниях, прибегать к самоцензуре.
Ведущие вещательные СМИ в основном отражают провластную позицию и избегают редакционных
комментариев или критики действий властей. Это в особенности проявилось во время
президентской избирательной кампании и последовавших за ней акций протеста и
чрезвычайного положения”, – говорится в докладе. В частности, отметил Госдеп,
в период избирательной кампании “вещательные СМИ проявили пристрастность
в пользу официального кандидата, премьер-министра Сержа Саркисяна, ставшего
в итоге победителем”.

Ни ЦИК РА, ни Национальная Комиссия по телевидению и радио “не выполнили своих
законодательных обязательств по обеспечению равного и объективного освещения
кандидатов”, подчеркнули авторы доклада и напомнили постановление Конституционного
суда РА от 8 марта 2008, в котором говорилось, что “эффективный контроль
за предвыборной агитацией выпал из поля зрения ЦИК”, а НКТР “проявила формальный
подход в вопросе выполнения требований закона. В результате чего в освещении
СМИ имели место не только пристрастный подход, но и – в отдельных случаях –
нарушения правовых и нравственных норм”. “Тем не менее, – отмечает Госдеп, –
суд решил не прибегать к санкциям или мерам, поскольку у кандидатов была возможность
представить свои позиции избирателям – с помощью иных средств предвыборной агитации.”

В докладе описывается ситуация в период чрезвычайного положения 1-21 марта
– действовала цензура и было резко ограничено право на свободу слова и СМИ:
“закрыты все оппозиционные СМИ, все веб-сайты, критически настроенные к властям,
и приостановлено на несколько дней вещание” Армянской службы Радио “Свободная
Европа”/Радио “Свобода”. Вместе с тем для других печатных и вещательных СМИ
указ о чрезвычайном положении не стал препятствием от резкой критики и необоснованных
обвинений в адрес политической оппозиции и ее лидеров, подчеркивается в докладе
и приводится высказывание Защитника прав человека РА Армена Арутюняна о том,
“что наиболее яркий пример подобного неприемлемого освещения демонстрировал
Первый канал Общественного телевидения Армении”. Хотя чрезвычайное положение
было введено лишь в Ереване, поступало множество сообщений об ограничениях деятельности
СМИ в регионах страны, отмечается в докладе.

Госдепартамент США приводит также инциденты с представителями СМИ, произошедшие
в 2008: попытка поджога офиса гюмрийского Клуба журналистов “Аспарез”
19 января и поджог машины, принадлежащей президенту Клуба, 21 марта; задержание
2 марта во время митинга в Гюмри председателя Совета “Аспарез” Левона
Барсегяна; случаи воспрепятствования деятельности журналистов в день выборов
19 февраля, в поствыборный период и после отмены чрезвычайного положения. В
докладе перечисляются атаки на журналистов со стороны лиц, так и оставшихся
невыявленными: 11 августа – на корреспондента газеты “Айкакан жаманак”
Лусинэ Барсегян; 18 августа – на исполняющего обязанности руководителя Армянской
службы Радио “Свободная Европа”/Радио “Свобода” Грача Мелкумяна;
17 ноября – на руководителя НПО “Журналисты-расследователи” Эдика
Багдасаряна.

В докладе упоминается давление на гюмрийскую телекомпанию “ГАЛА”, “одновременно
оказанное со стороны налоговых инспекторов, регулирующих вещательную сферу органов
и муниципальных властей”. В частности, приводится судебное решение от 19 марта
по спору между Налоговой инспекцией Гюмри и учредителем “ГАЛА” о наложении
штрафа на последнего.

Не обошел вниманием Госдеп и постановление Европейского суда по правам человека
от 17 июня, признавшего отказы предоставить учредителю телекомпании “А1+” лицензию
на вещание нарушением статьи 10 Европейской Конвенции о правах человека, т.е.
права заявителя на свободное распространение информации и идей. Авторы доклада
напомнили, что телекомпания “А1+” продолжает оставаться без лицензии на вещание.
Принятые 10 сентября парламентом поправки в Закон РА “О телевидении и радио”
приостановили до июля 2010 проведение конкурсов по лицензированию теле-, радиовещания.
Независимые СМИ, медиа-эксперты и НПО, отмечается в докладе, расценили это как
попытку воспрепятствовать телекомпании “А1+” в получении лицензии.
В докладе цитируется письмо Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклоша
Харашти, призвавшего армянские власти отменить мораторий на лицензирование,
означающий, что Армения не сможет выполнить постановление Европейского суда
по делу “А1+”.

В докладе Госдепа отмечается также продолжающееся заключение главного редактора
газеты “Жаманак-Ереван” Армана Бабаджаняна, осужденного в сентябре 2006 за фальсификацию
документов с целью уклониться от прохождения срочной воинской службы. Как и
в докладе за 2007, в данном докладе Госдепартамента США Арман Бабаджанян упоминается
также в разделе о политических заключенных.