Еженедельный Бюллетень ЕПК

2009


“ХЬЮМАН РАЙТС УОТЧ”: АРМЕНИЯ ПЕРЕЖИЛА ОДИН ИЗ СЕРЬЕЗНЕЙШИХ КРИЗИСОВ ЗА ПЕРИОД СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

14 января международная правозащитная организация “Хьюман Райтс Уотч”
(Human Rights Watch) обнародовала ежегодный доклад о ситуации с правами человека
в 2008 в более чем 90 странах мира.

В разделе доклада, посвященном Армении, отмечается, что в период после выборов
президента в феврале 2008 в сфере гражданских и политических прав страна пережила
один из серьезнейших кризисов за время своей независимости. В частности, с введением
1 марта 2008 чрезвычайного положения был ограничен ряд основных свобод, в том
числе свобода выражения и доступа к информации. Что касается ситуации со свободой
слова, то, как подчеркивается в докладе, “полиция преследовала журналистов,
освещающих февральские демонстрации”. “Хьюман Райтс Уотч” приводит
случаи препятствования работе журналистов со стороны правоохранительных органов
в поствыборный период в Ереване и Гюмри: инциденты со свободным журналистом
Гагиком Шамшяном 29 февраля и 1 марта, с корреспондентом Армянской службы Радио
“Свободная Европа”/Радио “Свобода” Рузанной Степанян 1 марта
и другие. В докладе отмечается, что во время действия чрезвычайного положения
в публикациях СМИ по государственным и внутриполитическим вопросам разрешалось
использовать исключительно официальную информацию государственных органов. Национальная
служба безопасности РА, говорится в докладе, препятствовала выходу в свет по
меньшей мере семи оппозиционных и независимых газет и блокировала веб-сайты
– даже после того, как 13 марта в Указ о чрезвычайном положении были внесены
изменения.

В докладе “Хьюман Райтс Уотч” упоминаются два судебных решения: постановление
Европейского суда по правам человека от 17 июня по иску учредителя телекомпании
“А1+” ООО “Мелтекс” против Республики Армения и постановление
Кассационного суда РА от 31 октября по делу гюмрийской телекомпании “ГАЛА”.
Отказы предоставить “А1+” лицензию на вещание были признаны Европейским
судом нарушением статьи 10 Европейской Конвенции о защите прав человека , т.е.
права заявителя на свободное распространение информации и идей. Что касается
“ГАЛА”, то высшая судебная инстанция Армении отменила решение суда общей юрисдикции
Ширакской области по спору между мэрией Гюмри и учредителем “ГАЛА”
– ООО “ЧАП”, разрешив таким образом телекомпании продолжать эксплуатацию
городской телевышки.

В докладе говорится также о попытке поджога офиса гюмрийского Клуба журналистов
“Аспарез” 19 января и поджоге автомобиля президента “Аспарез”
21 марта; о нанесении побоев корреспонденту газеты “Айкакан жаманак”
Лусинэ Барсегян 11 августа и исполняющему обязанности руководителя Ереванского
Офиса Армянской службы Радио “Свободная Европа”/Радио “Свобода”
Грачу Мелкумяну 18 августа; об отказе комиссии по условно-досрочному освобождению
досрочно освободить из заключения главного редактора газеты “Жаманак-Ереван”
Армана Бабаджаняна.