Еженедельный Бюллетень ЕПК

2009


НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО ЭТИКЕ СМИ ВЫНЕС ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО ДВУМ ЖАЛОБАМ

12 мая в Ереванском пресс-клубе состоялось заседание Наблюдательного Совета
по этике СМИ, на котором были вынесены заключения по двум жалобам. Одна из них
– от партии “Наследие” – касалась публикаций в ряде СМИ, другая –
от главных редакторов газет “168 жам” и “Аравот” – статьи
в газете “Азг”. Напомним, что Наблюдательный Совет по этике СМИ был
создан 10 марта 2007 руководителями СМИ Армении, поддержавшими инициативу Ереванского
пресс-клуба по саморегулированию (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 9-15
марта 2007
). Миссия Совета заключается в рассмотрении жалоб-заявлений о
нарушениях Кодекса поведения представителей СМИ и вынесении заключений по ним.
Недавно Кодекс поведения и приложение к нему – Декларацию принципов освещения
выборов и референдумов подписало также издательство “Си-Эс паблишинг хауз”,
выпускающее газету “TV-мол”, журналы “Ес? Yes!” и “Нанэ”.
Таким образом, на сегодняшний день к инициативе присоединились 38 СМИ, ее поддерживают
8 журналистских объединений.

Жалоба “Наследия” относилась, в частности, к публикациям в газетах
“168 жам”, “Чоррорд ишханутюн”, “Айкакан жаманак”,
“Жаманак”, “Грапарак”. В них, по мнению заявителя, содержались ложные
сведения, дезинформация либо выражения, оскорбительные для партии. Газетам “Чоррорд
ишханутюн”, “Айкакан жаманак”, “Жаманак” и “Грапарак”,
не являющимся членами инициативы по саморегулированию, Наблюдательный Совет
направил письма с предложением выступить посредником в конфликте. Поскольку
упомянутые газеты на предложение не откликнулись, заявление “Наследия”
рассматривалось лишь в части, которая затрагивала две публикации “168 жам”,
подписавшей Кодекс поведения.

Предметом жалобы стали статьи “Клиент всегда прав” и “Гражданин,
ты – фломастер?”, опубликованные в газете “168 жам” 19 марта
2009. Изучив первую публикацию, Наблюдательный Совет посчитал, что оскорбительный,
по мнению заявителя, заголовок “Клиент всегда прав” – “всего лишь
оценочное суждение, истинность которого или соответствие реальности недоказуемо”.
В качестве аргумента Наблюдательный Совет привел один из пунктов решения Европейского
суда по правам человека по делу “Лингенс против Австрии”.

Что касается второй публикации (“Гражданин, ты – фломастер?”), то,
как отметил Наблюдательный Совет, фраза, содержащая, по мнению “Наследия”,
ложные сведения, является предположением, на которое автор статьи имела право.
Во фразе, расцененной заявителем как дезинформация, содержится ссылка на анонимные
источники информации (что допускается пунктом 2.2 Кодекса поведения), на основании
чего автор выносит оценочное суждение. Оспариваемые “Наследием” прочие
выражения публикации являются выводом, не подлежащим доказательству.

Таким образом, Наблюдательный Совет заключил, что в приведенных выше публикациях
“168 жам” от 19 марта 2009 “нет нарушений Кодекса поведения и международно признанных
норм профессиональной этики”.

Вместе с тем, Наблюдательный Совет отметил, что разделяет озабоченность “Наследия”
волной негативной информации о партии, пришедшейся на период, когда решался
вопрос, будет ли “Наследие” участвовать в выборах в Совет старейшин Еревана
31 мая 2009. “Однако отсутствие точной информации всегда дает основания для
предположений, а последние не могут рассматриваться как нарушение Кодекса поведения”,
– говорилось в заключении Наблюдательного Совета.

Предметом жалобы главного редактора газеты “168 жам” Сатик Сейранян
и главного редактора газеты “Аравот” Арама Абрамяна стала статья “Кампания
АОД стартовала по команде “шефа”, опубликованная в газете “Азг”
11 марта 2009. По мнению заявителей, в публикации нашли место абсолютно ложные
измышления в адрес “Аравот” и “168 жам”. Публикация, отмечалось в заявлении
руководителей этих изданий, грубо нарушает ряд пунктов Кодекса поведения, подписанного
сторонами конфликта.

Рассмотрев публикацию в газете “Азг”, Наблюдательный Совет пришел к заключению
о том, что были нарушены пункты 1.1 и 1.3 Кодекса поведения. Пункт 1.1 требует
“проверять до публикации достоверность сведений, полученных от любого источника,
не утаивать и не искажать факты, не публиковать заведомо ложные сведения”.
Согласно пункту 1.3, необходимо “основываться на точных фактах при анализе
и комментариях”. Наблюдательный Совет посчитал, что “приписанная газетам
“168 жам” и “Аравот” партийная принадлежность (к Армянскому
общенациональному движению – прим. ред.) является
не оценочным суждением, а ничем не доказанной ложной информацией”. Автор публикации
обязан был проверить информацию. Таким образом, комментарии автора относительно
этих газет основываются на недостоверных сведениях.

Наблюдательный Совет призвал “Азг” и другие СМИ, присоединившиеся
к инициативе по саморегулированию, “не допускать, чтобы политическая борьба
между различными партийными группами превратилась в борьбу между СМИ, и воздерживаться
от дискредитирующих друг друга публикаций, руководствуясь “общими стандартами
профессиональной журналистики”, как отмечается в преамбуле к Кодексу поведения”.