7 апреля Армянская Национальная платформа Форума гражданского общества Восточного партнерства выступила с заявлением относительно вещания в Армении российских телеканалов “Россия 1” и “Первый канал”. В заявлении выражалась обеспокоенность “в связи с теми передачами и сюжетами ретранслируемых в Армении в соответствии с межгосударственными договорами российских телеканалов “Россия 1” и “Первый канал”, в которых откровенно пропагандируется ксенофобия и насаждается ненависть на национальной почве”. “Указанное явление стало наиболее очевидным в контексте политических событий последних месяцев вокруг Украины”, — отметила Армянская Национальная платформа, объединяющая 191 НПО страны.
Заявление вызвало широкий резонанс в армянском обществе, и мы обратились к координатору Армянской Национальной платформы Борису НАВАСАРДЯНУ с просьбой прокомментировать его.
— Не противоречит ли заявление с требованием рассмотреть вопрос вещания российских телеканалов в армянском эфире принципам свободы СМИ и права человека на получение информации, которые должны быть приоритетными для гражданского общества?
— Думаю, этот вопрос является следствием неверной интерпретации сути заявления Армянской Национальной платформы. Никто ведь не требует запрета российских телеканалов или прекращения их вещания в Армении в принципе. Речь идет о рассмотрении в законном порядке целесообразности их ретрансляции посредством Национальной вещательной сети, которая представляет из себя ограниченный частотный ресурс. Набор телеканалов, пользующихся этой сетью, определяется путем специальных процедур (выделением частот для общественной телерадиокомпании, заключением межгосударственных договоров и конкурсами по лицензированию вещания). Этот набор фактически является отражением государственной информационной политики. Следовательно, государство несет особую ответственность за то, чтобы через Национальную вещательную сеть не распространялась информация, противоречащая законам Республики Армения, регулирующим вещательную сферу. Предусмотрены и механизмы лишения лицензий тех вещателей, которые нарушают законы систематически. У нас есть прецеденты, когда телекомпании получали предупреждения от Национальной Комиссии по телевидению и радио, что можно сравнить с “желтой карточкой” в футболе. И я не понимаю, почему подобные меры могут применяться только к армянским компаниям. Перед законом все равны. Если тот или иной вещатель не готов строго следовать правовым ограничениям, ему не место в Национальной вещательной сети. Альтернативой для него может быть вещание посредством частных кабельных сетей. Кстати, российские телеканалы, в том числе “Россия 1” и “Первый канал”, широко представлены практически во всех подобных пакетах. И заявление Платформы никоим образом к кабельным сетям, как и к спутниковому вещанию не относится, соответственно не содержит и угроз для тех армянских телезрителей, кто не хочет лишаться доступа к программам этих двух вещателей.
— Однако требования закона распространяются и на тех, кто вещает посредством кабельных сетей, следовательно, и они могут подпасть под ограничения.
— Разумеется. Но Армянская Национальная платформа вопрос так не ставит. Лично я сторонник более либеральных подходов к соответствующим пакетам, поскольку возможности включения в них разнообразных каналов практически не ограничены. И в этих пакетах, в отличие от Национальной вещательной сети, никто не занимает место в ущерб другому. Тогда как, скажем, известная телекомпания “А1+” не получила лицензию на вещание, а место, которое потенциально могло бы принадлежать ей, почему-то занято теми, кто пренебрегает нашим национальным законодательством.
— Среди критиков заявления распространено мнение, что проявления ксенофобии и межнациональной розни в контексте украинских событий свойственно также передачам CNN, “Евроньюс”, но Армянская Национальная платформа почему-то сосредоточилась именно на российских каналах.
— Во-первых, из нероссийских зарубежных телекомпаний в Национальной вещательной сети присутствует только CNN. Возможно, и в ее эфире были прецеденты нарушения армянского законодательства, но они не могли носить систематического характера хотя бы потому, что там освещение украинских событий не носит столь массированного характера, как у “Россия 1” и “Первого канала”. Информационные и общественно-политические программы последних почти ни о чем, кроме украинских событий, не говорят. И чем дальше, тем больше в них отражается исключительно односторонние, радикальные подходы к проблеме. Кроме того, несопоставимы размеры армянской аудитории CNN и российских каналов, хотя бы в силу языкового фактора.
Во-вторых, все, кто имеет претензии к CNN и “Евроньюс”, вольны высказывать свою озабоченность и предъявлять свои требования. Почему недовольство этими телеканалами должно сковывать нас в постановке вопроса о российских каналах? Важно понимать, что суть нашего заявления не в слепом следовании букве закона. Нас, как организации гражданского общества, волнует проблема информированности людей, нравственно-психологическая атмосфера в стране. И мы видим, что многие наши сограждане зачастую становятся жертвами дезинформации, подвергаются тотальной идеологической обработке, получают крайне субъективную интерпретацию событий. Если бы отечественные вещатели удовлетворяли информационные запросы общества по украинской тематике, обеспечивая его сбалансированной и достаточной информацией, вред от деятельности “России 1” и “Первого канала” был бы не столь очевидным и существенным. И Платформа оставила бы применение законодательства тем структурам, которые для этого предназначены. Но наши вещатели в последние месяцы просто уступили освещение мировых событий российским телеканалам. Несколько ток-шоу, посвященных актуальным темам международной жизни, ситуации не меняют. Они всего лишь отражают глубокий раскол в армянском обществе по украинской проблеме. Этот раскол происходит внутри семей, в компаниях друзей, коллег по работе: по одну сторону оказываются те, кто оказался в плену пропагандистской машины российских вещателей, по другую — те, кто способен критически переосмысливать получаемую информацию, пользуется разнообразными источниками. Вольно или невольно, рано или поздно это самым болезненным образом отразится и на национальной политике — как внешней, так и внутренней. Мириться с таким положением вещей недостойно гражданского общества.
— Есть также мнение, что заявление Армянской Национальной платформы ничего не изменит. В таком случае зачем нужны “холостые выстрелы”?
— Я уверен, что никакое действие не остается без последствий. Уже то, что проблема стала предметом широкой дискуссии в Армении, придает смысл и значимость заявлению Платформы. Люди даже не задумывались о многом из того, о чем говорилось выше. Надеюсь, теперь в нашем обществе гораздо больше понимания роли СМИ и принципов их правового регулирования. Кроме того, последняя конференция Армянской Национальной платформы 16 апреля показала, что ее члены не намерены ограничиться заявлением и планируют представить в Национальную Комиссию по телевидению и радио конкретные примеры нарушения законов РА упомянутыми российскими каналами — с соответствующими юридическими комментариями. Будем добиваться, чтобы по их поводу были приняты адекватные меры.
“АРМЯНСКИЙ СЛЕД” В “ШПИОНСКОМ ДЕЛЕ”
19 апреля в Баку был арестован известный азербайджанский журналист, обозреватель газеты “Зеркало” Рауф Миркадыров, на протяжении последних трех лет являвшийся собкором “Зеркала” в Турции. Согласно сообщению Генпрокуратуры Азербайджана, Миркадыров обвиняется в государственной измене (ст. 274 УК АР), в частности, в сотрудничестве со спецслужбами Армении. По словам адвоката журналиста Фуада Агаева, следствие утверждает, что Миркадыров передавал сведения Лауре Багдасарян, журналисту и директору армянского Исследовательского центра “Регион”.
Адвокат отметил, что следствие вменяет Рауфу Миркадырову передачу армянским спецслужбам информации о военном потенциале и дислокации вооруженных сил Азербайджана. Это якобы имело место во время трех международных конференций в Армении в 2008-2009.
Для Лауры Багдасарян упоминание ее имени в подобном контексте стало полнейшей неожиданностью. Вот как она отреагировала на это на своей страничке в Фейсбук: “Оказывается, это из-за меня задержали Рауфа Миркадырова в Азербайджане. Я — оказывается резидент армянских спецслужб, а Рауф Миркадыров передавал мне инфо о дислокации азербайджанских войск. Обвинение такого рода просто унизительны для самих же спецслужб и вооруженных сил Азербайджана. Потому что грош им цена, если такого рода информацией может владеть простой, но одаренный и нааааааамного корректный, чем многие другие авторы в АР, журналист из газеты “Зеркало” — Рауф Миркадыров.”
По словам Лауры Багдасарян, Миркадыров был одним из авторов совместного армяно-азербайджанского проекта “Региона” с бакинским Институтом мира и демократии, участником Интернет пресс-конференций “на нашем с ИМД сайте www.publicdialogues.info”. “И по логике получается, что могут начаться наезды и против моих партнеров в Азербайджане — представителей Института мира и демократии. Раз уж они сотрудничают с главным резидентом Армении — т.е. со мной”, — подчеркнула Багдасарян.
Руководитель Исследовательского центра “Регион” отметила, что с Институтом мира и демократии (возглавляемым известной азербайджанской правозащитницей Лейлой Юнус) они сотрудничают на постоянной основе с 2005 — в формате неправительственных организаций. Лаура Багдасарян убеждена, что и в Армении, и в Азербайджане “все прекрасно знают, чем мы занимаемся все эти годы, поскольку вся наша деятельность всегда была на виду. Мы всегда пытались найти общие грани для сотрудничества среди обществ Армении, Азербайджана и Грузии”. “В любом случае теперь на нашей миротворческой деятельности может быть поставлен крест. Так как наши партнеры и ньюсмейкеры в Азербайджане могут теперь опасаться иметь дело со мной — человеком, “работающим на армянские спецслужбы”, — подчеркнула руководитель “Региона” (цитируется по статье “Лаура Багдасарян: Провозгласив меня Матой Хари, власти Азербайджана стремятся поставить крест на народной дипломатии”, “АрмИнфо”, 22 апреля 2014).
Лауре Багдасарян непонятно, если о “совместной с армянами шпионской деятельности Миркадырова” Министерству национальной безопасности Азербайджана было известно еще в 2008-2009, то почему в Баку озаботились этим лишь сейчас, в 2014?
Отметим также, что сегодня высказываются мнения, что происходящее с Рауфом Миркадыровым, последние три года являвшимся собкорром “Зеркала” в Турции, может быть связано с его критическими публикациями в адрес властей Азербайджана, Турции и России.
20 апреля газета “Зеркало” в публикации, посвященной аресту своего обозревателя, написала: “Нашего коллегу обвиняют в шпионаже. В чью пользу? На наш взгляд, вопрос риторический. Что не в пользу Турции уж точно. Иначе они бы его не сдали. В пользу Ирана — не выдерживает никакой критики. В пользу Грузии — абсурд. А может России? Если да, то оригинально. Видимо Рауф придерживался логики “Бей своих, чтоб чужие знали”. Кто еще остается? Ну конечно же Армения. На кого кроме как на них может работать любой порядочный отечественный журналист…”
24 апреля “Зеркало” опубликовало заявление Рауфа Миркадырова, в котором говорилось: “За свою 25-летнюю журналистскую деятельность всегда служил национальным интересам Азербайджана. Всегда считал, что в вопросе Карабаха и армяно-азербайджанского конфликта между оппозицией и властями не должно быть противостояния. Это также относится к освещению этого вопроса в прессе. Поэтому выдвинутое против меня обвинение в шпионаже в пользу Армении воспринимаю как измену национальным интересам и считаю юридически необоснованным. Те, кто обвинил меня в шпионаже в пользу Армении, совершил большой грех перед Аллахом.”
25 апреля Лаура Багдасарян и Лейла Юнус выступили с совместным заявлением (см. ниже).
ЛЕЙЛА ЮНУС И ЛАУРА БАГДАСАРЯН: “МЫ ВМЕСТЕ ЗА МИР ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ”
25 апреля директор Института мира и демократии Лейла Юнус и директор Исследовательского центра “Регион” Лаура Багдасарян выступили с совместным заявлением в связи с арестом 19 апреля в Баку известного азербайджанского журналиста, обозревателя газеты “Зеркало” Рауфа Миркадырова.
Напомним, что Рауф Миркадыров обвиняется в государственной измене, в частности, в сотрудничестве со спецслужбами Армении (см. выше).
В заявлении говорится:
“Мы, две женщины — правозащитница и журналистка, две матери из Азербайджана и Армении сотрудничаем почти десять лет, стоим плечом к плечу в нелегком деле создания и укрепления Общественного Диалога между нашими народами, которые более 20 лет находятся в состоянии войны.
Почти 10 лет мы идем рука об руку, выпуская совместные статьи, книги, наконец, создав первый и единственный уникальный совместный сайт — www.publicdialogues.info. Это — площадка для диалога между армянами и азербайджанцами.
На нашем сайте общались, спорили, обсуждали важные для наших обществ проблемы граждане Азербайджана, Армении, Грузии, России, Молдовы, Украины, США и стран Евросоюза.
Мы против будущих войн! Мы против того, чтобы наши дети и внуки ненавидели и убивали друг друга, мы против политики, сеющей вражду, против атмосферы ненависти к соседу.
19 апреля 2014 власти Азербайджана арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Армении (ст. 274 УК АР, срок наказания — от 10 лет заключения до пожизненного) активного участника многочисленных Интернет-конференций на нашем сайте и международных конференций, проходящих в Армении, журналиста Рауфа Миркадырова.
Р. Миркадырову, лауреату международной премии им. Герда Буцериуса, заслуженному журналисту Азербайджана, вменяют в вину именно участие в мероприятиях “народной дипломатии”.
22 апреля по решению президента АР была создана объединенная группа следователей Генеральной прокуратуры и Министерства национальной безопасности с целью “раскрытия в Азербайджане большой сети шпионов Армении”. Несложно предугадать, что в эту сеть планируется включить именно участников нашего Диалога. Уже начался прессинг на супруга Лейлы — Арифа Юнусова. Автор восьми книг и более 230 статей по проблемам современной истории Кавказа и в частности Карабахского конфликта, А.Юнусов ежегодно с 2001 был активным участником международных конференций на территории Армении.
В настоящее время Ариф Юнусов, в прединсультном состоянии, госпитализирован.
Власти Азербайджана, “раскрыв шпионскую сеть”, положат конец совместным армяно-азербайджанским проектам с участием независимых НПО.
Мы обращаемся ко всем людям доброй воли в мире. Возвысьте свой голос в защиту мира на Кавказе, прекращения разжигания ненависти и вражды между азербайджанским и армянским народами! Требуйте немедленного освобождения отца двух малолетних девочек Рауфа Миркадырова из заключения! Требуйте прекращения преследования участников народной дипломатии, активистов нашего Диалога, сторонников установления мира и демократии в наших странах!
ПОДДЕРЖИТЕ НАС В ЭТО ТРУДНОЕ ВРЕМЯ!”
“АСПАРЕЗ” НАМЕРЕН ОБРАТИТЬСЯ В СУД ЗА НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
22 апреля гюмрийский Клуб журналистов “Аспарез” заявил о намерении подать в суд на мэра города Горис Нельсона Восканяна, не выполняющего требования Закона РА “О свободе информации”.
7 марта журналистская организация направила мэру Гориса запрос с просьбой предоставить информацию о приобретении автомобилей для городской администрации за последние 7 лет. “Аспарез” интересовали копии решений Совета старейшин Гориса о покупке машин, их модели, по какой цене они были приобретены и т.д.
Согласно почтовому извещению, 12 марта мэрия Гориса запрос получила. 26 марта, более чем через неделю после истечения 5-дневного срока, отведенного законом для ответов на письменные запросы, председатель Совета “Аспарез” Левон Барсегян имел телефонный разговор с ответственным работником мэрии Гориса. Последний подтвердил получение запроса и заверил, что письмо журналистской организации передано в финансовый отдел для подготовки ответа.
Между тем запрос “Аспарез” по сей день остается без ответа, в связи с чем организация заявила, что обратится в суд, если не получит запрошенную информацию до 30 апреля.