13 мая Национальное Собрание Армении приняло в первом чтении законопроект о внесении в Гражданский кодекс РА поправок, устанавливающих институт морального ущерба.
В законопроекте предлагается дополнить Гражданский кодекс новой статьей, вводящей понятие морального ущерба, а также предусматривается материальная компенсация в случае его причинения.
Напомним, что в законопроекте, представленном в парламент правительством РА, отмечалось отсутствие в национальном законодательстве механизма правовой защиты в случае причинения морального ущерба. Тогда как наличие подобного механизма необходимо в случаях нарушения ряда статей Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Арменией, а также для надлежащего исполнения постановлений Европейского суда по правам человека. Медиа-эксперты, в свою очередь, неоднократно подчеркивали насущность законодательного урегулирования вопроса о компенсации морального ущерба, причиненного клеветой или оскорблением, поскольку эта проблема зачастую возникает в судебных делах, связанных с диффамацией в СМИ (подробности см. в Еженедельном бюллетене ЕПК от 5-11 мая 2014).
ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОБВИНЯЮТСЯ В ПРЕВЫШЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Особая следственная служба Армении начала следствие по уголовному делу против полицейских, применивших насилие к координатору информагентства ARMENIA Today Аргишти Кивиряну во время гражданской акции 1 августа 2013.
Напомним, что Аргишти Кивирян был задержан и доставлен в полицию в ходе акции протеста против повышения цен на общественный транспорт (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 25-30 марта 2014), проходящей около мэрии Еревана. При этом полицейские применили насилие в отношении журналиста и удерживали его в отделении больше положенных трех часов. Аргишти Кивирян обратился в Особую следственную службу (ОСС) с требованием возбудить уголовное дело против полицейских. Получив отказ, Кивирян опротестовал решение ОСС в судебном порядке. В качестве доказательств неправомочных действий полиции Кивирян представил видео- и фотоматериалы. Суд общей юрисдикции округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана протест удовлетворил. Прокуратура РА, в свою очередь, обжаловала постановление суда общей юрисдикции в Апелляционном Уголовном суде РА, который 26 марта оставил его в силе. Таким образом, следственный орган обязали начать расследование правомерности действий полиции в отношении журналиста.
Согласно информации, размещенной 12 мая на веб-сайте ОСС, дело возбуждено по ч.2 ст.309 УК РА (“Превышение должностных полномочий, сопровождаемое насилием, применением оружия либо специальных средств”).
АНИ ГЕВОРГЯН: “ОСОБАЯ СЛЕДСТВЕННАЯ СЛУЖБА РА НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНА В НАДЛЕЖАЩЕМ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА”
По мнению корреспондента газеты “Чоррорд ишханутюн” Ани Геворгян, Особая следственная служба Армении не заинтересована в надлежащем расследовании уголовного дела, возбужденного в связи с воспрепятствованием представителями правоохранительных органов ее профессиональной деятельности.
Напомним, что 12 февраля 2014 Ани Геворгян и оператор iLur.am Саргис Геворгян, освещавшие публичную акцию Армянского Национального конгресса в центре Еревана, были задержаны и доставлены в отделение полиции, где их продержали около четырех часов (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 4-10 марта 2014). У журналистов отобрали видеокамеры и подвергли грубому обращению. В частности, начальник Отдела полиции Кентрон Еревана дал пощечину Ани Геворгян. Журналистка обратилась в Особую следственную службу (ОСС) с сообщением о преступлении. В заявлении приводились три эпизода: попытка полицейского Вардана Геворгяна силой отобрать у Ани Геворгян видеокамеру во время публичной акции; изъятие карты памяти из ее видеокамеры, совершенной в отделении полиции женщиной по имени Сона Меликян, представившейся как юрисконсульт; действия начальника Отдела полиции Кентрон Артака Погосяна, ударившего журналистку по лицу и отобравшего ее телефон.
На основании заявления Ани Геворгян ОСС возбудила 25 февраля уголовное дело по ч.2 ст.164 (“Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста, совершенное должностным лицом с использованием служебного положения”) и по ч.2 ст.309 (“Превышение должностных полномочий, сопровождаемое насилием, применением оружия либо специальных средств”) УК РА.
В беседе с ЕПК журналистка отметила, что после возбуждения уголовного дела она была приглашена в следственный орган лишь дважды: для дачи показаний и для предоставления видеоматериалов на экспертизу. Как подчеркнула Ани Геворгян, в ее сообщении о преступлении были указаны конкретные имена, а опубликованные в СМИ фото- и видеоматериалы свидетельствуют о неправомочных действиях полицейского, пытавшегося отобрать у нее видеокамеру.
По словам журналистки, ОСС бездействует: за прошедшие два с половиной месяца она все еще не признана потерпевшей и по-прежнему пребывает в статусе свидетеля. Кроме того, ее так и не известили о результатах экспертизы.
В интервью Hetq.am Ани Геворгян сказала, что происшедшее 12 февраля можно раскрыть в считанные минуты, поскольку имеются все необходимые материалы. То, как сегодня ведется следствие, можно назвать преступным бездействием, считает журналистка.
“Чего я могу ожидать от предварительного следствия, если ведущий его следователь, к примеру, не сам прикладывает к делу видеозаписи в качестве доказательства, а требует от меня представить видеозаписи, сделанные другими СМИ”, — отметила корреспондент “Чоррорд ишханутюн”.
ВТОРОЙ АРМЯНСКИЙ ТЕЛЕКАНАЛ СОКРАТИЛ ОХВАТ СВОЕГО ВЕЩАНИЯ
Жители города Варденис области Гегаркуник Армении лишились возможности смотреть программы Второго Армянского телеканала.
Согласно информации газеты “Жоговурд”, ЗАО “Телевизионная и радиовещательная сеть Армении” пересмотрело перечень населенных пунктов, принимающих программы Второго Армянского телеканала, по просьбе самого вещателя. Теперь этот перечень охватывает лишь районные и туристические центры страны, в связи с чем “Жоговурд” подчеркнула, что “критерии проявленной телекомпанией “избирательности” остаются непонятными”.
Как сообщили ЕПК на Втором Армянском телеканале, сокращение охвата вещания обусловлено сугубо техническими причинами. При этом, отметили в телекомпании, даже после сокращения охват остался не меньшим, чем у других общенациональных телеканалов. Телекомпания также заверила, что возникающие сегодня проблемы с ретрансляцией на районы с горным или сложным рельефом исчезнут после перехода на цифровое вещание.