20 августа в Апелляционном Уголовном суде РА продолжилось рассмотрение жалобы газеты “Грапарак” и iLur.am на постановление суда общей юрисдикции, обязавшего эти СМИ раскрыть источник информации и тем самым создавшего прецедент, угрожающий свободе слова.
9 мая 2014 “Грапарак” и iLur.am опубликовали анонимную информацию о споре, происшедшем поздно вечером 7 мая на одной из улиц Гюмри, между руководителем полиции Ширакской области полковником Варданом Надаряном и братьями Артуром и Рафаелом Алексанянами, первый из которых — всемирно известный борец, многократный чемпион Европы и бронзовый призер Олимпийских игр. Согласно этой информации, руководителю областной полиции не понравилось, что у машины, в которой ехали братья, слишком ярко светили фары. Вардан Надарян выскочил из своего автомобиля и рукояткой пистолета начал бить братьев, нанеся им телесные повреждения. Вскоре после инцидента, вызвавшего широкий общественный резонанс, в том числе в социальных сетях, Прокуратура РА поручила Особой следственной службе Армении на основании публикаций СМИ подготовить материалы по делу об инциденте в Гюмри. (По сведениям “Грапарак”, в последующем было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 309 “Превышение должностных полномочий, сопровождаемое насилием, применением оружия либо специальных средств” УК РА.)
26 июня судья суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана Гагик Ханданян по ходатайству Особой следственной службы (ОСС) вынес постановление, обязывающее “Грапарак” и iLur.am раскрыть источник информации.
9 июля оба издания оспорили решение суда общей юрисдикции в Апелляционном Уголовном суде. “Постановление о раскрытии источников информации было вынесено без нас, журналистов. Нас поставили перед фактом посредством почтовой службы. Даже о возбуждении уголовного дела в связи с инцидентом не было объявлено”, — прокомментировала “Грапарак” в своей статье “Закрыв рот журналистике, не закроете же рот народу” от 10 июля 2014.
Судебное решение, обязывающее СМИ раскрыть источники информации, было расценено местными и международными экспертами как опасный прецедент, ставящий под угрозу свободу слова. 22 июля Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович выразила обеспокоенность тем, что “это судебное решение может оказать сдерживающее воздействие на медиа, поскольку оно препятствует освещению тем, вызывающих публичный интерес”. “За журналистами должно быть закреплено право на профессиональную конфиденциальность публичных или частных источников информации”, — отметила Представитель ОБСЕ по свободе СМИ. Дунья Миятович подчеркнула также, что право на защиту источника информации является ключевым принципом расследовательской журналистики и неоднократно провозглашалось ОБСЕ как основополагающее условие для свободы выражения.
Слушания в Апелляционном Уголовном суде начались 29 июля. Отметим, что на первых заседаниях решались сугубо процессуальные вопросы (открытый/закрытый режим проведения слушаний, наличие у сторон документов, подтверждающих их правомочия, и т.п.), и суд к разбирательству по существу жалобы пока не приступил.