31 марта Государственный Департамент США обнародовал свой ежегодный доклад о соблюдении прав человека в различных странах мира в 2002 году, подготовленный Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда.
В докладе по Армении ситуация со свободой слова и прессы за прошедший год практически слово в слово повторяет характеристики, содержащиеся в аналогичном докладе Госдепа за 2001 (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 9-15 марта 2002). А именно: "хотя правительство, в целом, уважает свободу слова, на свободу прессы налагаются определенные ограничения"; "издания представляют различные точки зрения, а оппозиционная пресса регулярно критикует политику правительства и руководства, в том числе президента, по таким острым вопросам, как процесс мирного урегулирования проблемы Нагорного Карабаха и приватизация"; "во избежание наказаний, понесенных в прошлом от могущественных чиновников и других лиц, многие журналисты продолжают практиковать самоцензуру, в частности, при освещении проблем коррупции или вопросов национальной безопасности"; "журналисты продолжают проявлять осторожность, особенно при освещении судебных процессов"; отсутствуют цензура и ограничения на прием спутникового телевидения и других иностранных СМИ, на международные газеты и импортируемые журналы; "аппарат президента продолжает существенно влиять на новостное освещение по государственному телевидению", а "новостное освещение частных телестанций независимое и на хорошем техническом уровне" и пр.
Что касается Общественного телевидения Армении, то, как отмечается в докладе за 2002 год, оно "руководствовалось политическим курсом правительства", "в основном представляло факты, но избегало редакционных комментариев или критики действий властей".
По оценке Госдепа, государственные типография и агентство по распространению печати в прошлом году функционировали как коммерческие предприятия — "без видимого вмешательства со стороны правительства". Сами же печатные СМИ работали при очень ограниченных ресурсах, и ни одна из газет не была полностью независима от интересов экономических, политических групп или лиц. "В силу экономических условий общий тираж газет был мал (40,000 экземпляров, по оценке Ереванского пресс-клуба, или один экземпляр на 85 человек)", — говорится в докладе.
"Оппозиционные партии и политики в целом получали адекватное новостное освещение и доступ к вещательным СМИ, — считает Госдеп. — В преддверии президентских и парламентских выборов у них сохранялся свободный доступ к освещению в СМИ."
Процесс лицензирования вещательных СМИ, по мнению Госдепа, "строго регулируется вещательным законом от 2000 года, который, судя по всему, соблюдался на практике, хотя и был недопонят некоторыми секторами СМИ и общественности".
В докладе упоминается также осуществленная в течение 2001 совместная работа постоянной парламентской Комиссии по науке, образованию, культуре и вопросам молодежи, Ереванского пресс-клуба и международной общественной организации "Интерньюс" над вещательным законом. Вместе с тем отмечается, что, хотя принятые в 2001 поправки к закону "во многом развеяли ранее высказываемые опасения медиа и правозащитников касательно свободы СМИ", в нем "по-прежнему есть лазейки, которые могут быть использованы для установления большего контроля над СМИ со стороны государственных органов".
В качестве конкретных случаев нарушения свободы слова и прессы в докладе приводятся убийство 28 декабря прошлого года председателя Совета Общественной телерадиокомпании Армении Тиграна Нагдаляна; ситуация с телекомпаниями "А1+" и "Ноян Тапан", которым в апреле 2002 не были предоставлены лицензии на вещание; инцидент в октябре прошлого года с заместителем директора Кавказского Института СМИ Марком Григоряном, получившим осколочные ранения в результате взрыва гранаты.