18 марта на заседании Национального Собрания РА был принят в первом чтении пакет законопроектов "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РА", "О внесении изменений в Уголовный кодекс РА" и "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РА". Эта законодательная инициатива депутатов Ованеса Маргаряна (партия "Оринац еркир"), Рубена Геворгяна (партия "Процветающая Армения") и Ованеса Саакяна (Республиканская партия Армении) предполагает декриминализацию клеветы и оскорбления и введение института материального возмещения морального ущерба. Однако в отличие от поправок, ужесточающих наказание за препятствование деятельности журналистов и защищающих источники информации (см. выше), данный пакет не заслуживает однозначной поддержки.
Хотя о необходимости декриминализации клеветы и оскорбления давно говорят и международные организации и армянская журналистская общественность, вопрос этот требует в высшей степени компетентного и ответственного подхода. Между тем весь процесс работы над пакетом законопроектов в течение последнего года вызывал серьезные сомнения у журналистского сообщества (см. Специальный выпуск Еженедельного бюллетеня ЕПК от 27 июля 2009). Его первоначальный вариант, содержащий только поправки к Гражданскому кодексу и инициированный при странных обстоятельствах Институтом информационного права, не заслуживал ничего, кроме насмешек. Однако он сразу же удостоился внимания ведущих телеканалов, остающихся, как правило, равнодушными к проблемам медийного законодательства.
При не менее странных обстоятельствах, без какого-либо обсуждения в парламенте законопроект попал на экспертизу в Венецианскую Комиссию. После крайне критичной оценки экспертов он преобразовался в пакет законопроектов и инициативу его нынешних авторов. Дальнейшая работа фактически представляла из себя механическое перенесение в пакет замечаний экспертов Венецианской Комиссии — без учета общего законодательного и правоприменительного контекста Армении. Причем осуществлялось это без консультаций и обсуждений с неправительственными организациями, активно работающими в медиа-сфере, с журналистами. Создается впечатление, что скорейшее принятие пакета является самоцелью. Это впечатление еще более усиливается после его принятия в первом чтении — несмотря даже на ряд возражений правительства РА.
Ничего удивительного, что в подобных условиях многие положения законопроектов выглядят поверхностными и необоснованными. В частности, они так и не обеспечивают четкой дифференциации понятий ложного доноса, клеветы и диффамации. А поскольку ложный донос, наказание за который предусмотрено в Уголовном кодексе, в нашей судебно-следственной практике зачастую путают с клеветой, то о какой декриминализации может идти речь?!
Принятый в первом чтении пакет не содержит должных механизмов и для определения размеров возмещения морального ущерба. Между тем, учитывая небольшой опыт и, соответственно, невысокую квалификацию армянской судебной системы в урегулировании информационных споров, неопределенность законодательных положений чревата судьбоносными ошибками для СМИ и журналистов. Это вызывает обоснованные опасения представителей прессы, находящейся в оппозиции к властям, позволяющей себе критику последних. Ведь два-три проигранных дела при предусмотренных верхних планках размера возмещения морального ущерба могут привести к банкротству этих СМИ.
P.S. Более тщательный анализ пакета законопроектов ЕПК представит после официального обнародования текста документов, принятых в первом чтении.