Комментарий Ереванского пресс-клуба
В конце прошлой недели мы в очередной раз стали свидетелями того, как СМИ рождают мифы. Лидер Армянского Общенационального Движения, бывший министр иностранных дел Александр Арзуманян, судя по всему, брякнул что-то между делом, электронная газета “Тарегир" (от 17 января, 2002) повторила это, сдобрив публикацию “Борис, ты не прав!” неуместными рассуждениями на этические темы, а ведущая передачи “А1" + пресса” (телекомпания "А1+") донесла “утку” до сотен тысяч зрителей.
Арзуманян/"Тарегир"/"А1" + пресса” утверждают, что поездку группы армянских журналистов (в том числе президента Ереванского пресс-клуба Бориса Навасардяна) несколько месяцев назад в Турцию и недавнее посещение Армении четырьмя турецкими журналистами (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 12-18 января, 2002) инициировала, более того, профинансировала (?!) Турецко-Армянская Комиссия по примирению. И потому, мол, не Борису Навасардяну судить об эффективности работы вышеупомянутой Комиссии.
Заранее просим у читателей прощения за чрезмерную детализацию, но, видимо, пришло время в подробностях разъяснить столь интересующий прессу вопрос, насколько связана деятельность Комиссии, прекратившей существование в конце минувшего года, с армяно-турецкими журналистскими контактами?
Начнем с поездок в Турцию. В 2001 представители ЕПК побывали в Турции трижды: один раз на конференции, организованной немецкими Фондами Фридриха Науманна и Фридриха Эберта, и дважды в рамках проекта, финансируемого Сетевой Программой СМИ Института Открытого Общества. Представители этих организаций знают о Комиссии по примирению в лучшем случае из прессы. Более того, немецкие Фонды инициировали серию конференций по конфликтам на Южном Кавказе (в том числе последнюю стамбульскую) еще в 1998, а трехсторонний армяно-азербайджано-турецкий проект, поддержанный ИОО, является исключительной инициативой Ереванского пресс-клуба и Объединения журналистов Азербайджана “Ени несил”, которая родилась в июне 2000. Т.е. посещения армянскими журналистами Турции были запланированы задолго до того, как сформировалась Турецко-Армянская Комиссия.
Фантазии и способности вольно перемещаться во времени Александра Арзуманяна, заявляющего, что он, будучи членом Комиссии, предлагал для этих поездок имена журналистов, можно только позавидовать. И чтобы не превращать с легкой руки упомянутого господина всю эту историю в анекдот, позволим себе еще раз по-серьезному продекларировать наш принцип: Ереванский пресс-клуб сверяет свои инициативы и согласовывает участников своих программ только с коллегами по профессии, но никак не с представителями политических кругов.
Теперь о январском визите турецких журналистов в Армению. Он был первым мероприятием ЕПК в сотрудничестве с американской организацией Центр за глобальный мир. Эта организация поддерживает целый ряд инициатив, направленных на нормализацию армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений. В том числе она поддерживала деятельность Турецко-Армянской Комиссии по примирению. Однако из этого никак не следует, что журналистский проект “инициирован” и “профинансирован” Комиссией. Представители Центра за глобальный мир вышли на контакт с ЕПК и его партнерами в Азербайджане, а позднее в Турции и предложили сотрудничество, которое мы с благодарностью приняли, тем более, что нам была предоставлена полная свобода в определении приоритетов работы и выборе участников программ. И как видим, прекращение деятельности Комиссии по примирению в конце 2001 никак не помешало началу журналистского проекта. Кстати, Центр содействовал также весьма успешному выступлению в Турции армянского музыканта Дживана Гаспаряна. В Стамбуле он сегодня — без всякого преувеличения — популярный исполнитель, и важность этого успеха для налаживания армяно-турецкого диалога трудно переоценить. Неужели и это г-н Арзуманян намеревается приписать себе?
Мы являемся сторонниками диалога между Арменией и Турцией на всех уровнях: и культурном, и журналистском, и политико-дипломатическом. Надеемся, что относительная неудача с Комиссией послужит хорошим уроком и позволит в дальнейшем более продуманно подойти к формату и содержанию работы на уровне политиков. А также, что Армению в этом трудном диалоге будут представлять исключительно люди, умеющие ответственно относиться к своим словам и действиям.
Но вернемся к СМИ. Мы специально не отреагировали на информацию в “Тарегир” и “А1" + пресса” сразу и выждали неделю, рассчитывая, что авторы публикаций захотят-таки разобраться, кто же "не прав", Александр или Борис, в волнующем журналистскую общественность вопросе. Однако, к сожалению, некоторые наши коллеги предпочитают мифы реальным фактам.