6-7 октября в Ереване прошла международная конференция "Законодательное регулирование общественного и частного вещания", организованная Ереванским пресс-клубом при поддержке Программы Восток-Восток и Сетевой программы СМИ Института Открытого Общества, Совета Европы, Фонда Фридриха Эберта. Содействие в организации конференции оказала также общественная организация "Интерньюс". В работе конференции приняли участие журналисты, юристы, парламентарии, руководители профессиональных общественных объединений с Южного Кавказа, Центральной Азии, России, Украины, других стран Восточной и Центральной Европы, ЮАР, а также представители авторитетных международных организаций, в том числе Совета Европы, ОБСЕ, Международной Федерации журналистов, Европейского Института СМИ.
Главными темами обсуждения стали ситуация в области общественного и частного вещания, правовое регулирование этой сферы. География участников была обширная (14 стран), проблемы — общие, особенно на постсоветском пространстве. В приветственном слове администратора Отдела СМИ Генерального Директората II Совета Европы Палла Тораллссона прозвучало пожелание "услышать успешные примеры" в вещательной сфере. Опыт стран развитой демократии, как всегда, вызвал тихую зависть.
Так, Швеция, как отметил заместитель директора Отдела СМИ Министерства культуры Швеции Хенрик Селин, стала первой страной мира, законодательно утвердившей свободу прессы. В 1766 шведский парламент принял Акт о свободе прессы, в 1809 этот документ стал частью Конституции.
В Эстонии, сказал руководитель популярной в стране станции — KUKU Радио — Рейн Ланг, с 1 января 2001 вступил в силу Акт об общественной информации, согласно которому все официальные документы, не содержащие государственной тайны, размещаются в Интернете.
Представителям других постсоветских государств, увы, похвастаться особенно было нечем. Сегодня закон о телевидении и радио принят лишь в Украине (1997) и Армении. (Кстати, 9 октября исполнился год со дня принятия армянского вещательного закона.) Оба они далеки от совершенства и нуждаются в серьезном реформировании. В Азербайджане, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, России правовое поле, особенно в сфере общественного вещания, практически не сформировано — в лучшем случае разработаны законопроекты. По словам директора Института информационного права Андрея Рихтера, уже в начале будущего года российские телерадиокомпании могут столкнуться с серьезнейшим препятствием. В феврале 2002 вступит в силу новый закон о лицензировании, в перечне подлежащих лицензированию объектов которого забыли — в прямом смысле этого слова — указать телерадиовещание. Тогда как приостановление лицензии на вещание, даже на несколько месяцев, означает смерть для компании.
Британцы, отметил Андрей Рихтер, аккуратнее платят абонентскую плату за общественное вещание, нежели любые налоги. Специфика общественного вещания в странах бывшего СССР заключается, по мнению секретаря парламентского Комитета по вопросам свободы слова и информации Украины Виталия Шевченко, в том, что на Западе оно создавалось, как правило, в противовес частному, у нас же — в противовес государственному. При этом, однако, зачастую речь идет всего лишь о переименовании, содержание не изменяется. "Мы живем в странах, где законодательная реальность — это одно, а сама реальность — это нечто иное", — сказал другой представитель Украины Георгий Почепцов. В рефрен прозвучала фраза его соотечественника Валерия Иванова: "То, что закон принят, не значит, что он будет исполняться исполнительной властью."
Стремление власти любыми путями сохранить контроль над средствами массовой информации, несформированность политического и законодательного полей, отсутствие развитого рынка рекламы и пр. — все это, по мнению участников конференции, препятствует развитию свободных СМИ и демократии. Как сказал представитель Министерства коммуникаций Южно-Африканской Республики Лумко Мтимде, даже если всем выдают лицензии на вещание — это еще не значит, что тем самым обеспечивается плюрализм мнений. Кстати, в отличие от Швеции, ни одна политическая партия в ЮАР не имеет права получать частоту.
Вопрос же о том, как перейти от государственных ТВ и радио к по-настоящему общественным и как вообще ликвидировать институт государственных СМИ, остается пока риторическим для посттоталитарных стран.
Весь широкий спектр проблем и аспектов, озвученных на конференции, Ереванский пресс-клуб планирует издать отдельным сборником — на английском и русском языках. С некоторыми материалами конференции можно ознакомиться уже сейчас — на сайте ЕПК.