Прокуратура общин Центра и Норк-Мараш Еревана возбудила уголовное дело в отношении главного редактора оппозиционной газеты “Айкакан жаманак” Никола Пашиняна по ст.132 ч.2 Уголовного кодекса РА (оскорбление) на основании заявления начальника Главного Управления гражданской авиации РА (ГУГА РА) Ованнеса Ерицяна.
6 ноября 2001 газета “Айкакан жаманак” опубликовала информацию с выдержками из протокола совещания у начальника ГУГА. Согласно информации, Ованнес Ерицян поручил своему заместителю “изучить и доложить начальнику ГУГА, каким образом, в обход режимных зон, на бортах самолетов оказываются такие периодические издания, которые представляют власти в искаженном свете”. В постскриптуме к информации говорилось, что “накануне состоялось срочное совещание у главного редактора "Айкакан жаманак", в ходе которого главный редактор поручил журналистам разобраться и доложить, каким образом дегенераты оказываются в системе государственного управления”.
Судя по всему, начальник ГУГА воспринял это как оскорбление лично в свой адрес, чем и объясняется его обращение в правоохранительные органы.
Сама газета считает решение о возбуждении уголовного дела незаконным. В частности, в статье “Очередное дело” (“Айкакан жаманак” от 26 февраля 2002) говорится, что, согласно Уголовному кодексу РА, сообщение о преступлении должно быть подано не позднее десятидневного срока, тогда как заявление начальника ГУГА было направлено в прокуратуру в декабре 2001, а решение о возбуждении уголовного дела принято в середине февраля 2002.
Редактор "Айкакан жаманак" уже преследовался в уголовном порядке за свою профессиональную деятельность. В январе 2000 Никол Пашинян был приговорен к году лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на один год по статье служебная халатность и к возмещению ущерба в размере 20 минимальных зарплат по статьям оскорбление представителя власти во время исполнения им служебных обязанностей и неисполнение постановления суда (подробности см. в годовом отчете Комиссии по защите свободы слова при Ереванском пресс-клубе о нарушениях прав журналистов в 2000). Аналогичная мера наказания нависла над главным редактором и на сей раз. Пока же мерой пресечения избрана подписка о невыезде.
Журналистское сообщество не раз поднимало вопрос о недопустимости уголовного преследования журналистов и СМИ за их профессиональную деятельность. В условиях практически полной неурегулированности законодательного поля в сфере медиа журналист становится легкой добычей для чиновников, зачастую не особенно задумывающихся, а стоит ли оскорбляться.