16 января 2013 в столичном Клубе "Энаран" Ереванский пресс-клуб представил промежуточный отчет (1 октября — 15 декабря 2012) по первому этапу мониторинга освещения вещательными СМИ Армении президентских выборов 2013.
МОНИТОРИНГ освещения вещательными СМИ Армении президентских выборов 2013 осуществляется Ереванским пресс-клубом. Поддержку данного исследования оказывает Офис ОБСЕ в Ереване в рамках проекта “Содействие двум избирательным циклам в Армении”, финансируемого Европейским Союзом. Мониторинг проводится в два этапа: первый этап охватил период с 1 октября по 15 декабря 2012 (преддверие предвыборной агитации); второй этап охватит период официальной предвыборной агитации.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются 6 общенациональных телеканалов — Первый канал Общественного телевидения Армении (h1), "Армения", "Еркир-медиа", "Кентрон", Второй Армянский телеканал (h2), "Шант", 1 столичный телеканал — “Армньюс” (единственный в Армении вещатель, лицензия которого предполагает информационную направленность), а также Общественное радио Армении и радиоканал “Армрадио FM 107”.
На первом этапе мониторинга освещения СМИ президентских выборов на перечисленных теле- и радиоканалах исследовались все передачи вечернего эфира (с 18.00 до 01.00), за исключением политической, коммерческой и социальной рекламы. При этом в информационных/информационно-аналитических передачах фиксировались все случаи предоставления слова представителям исполнительной власти и политических партий, в дискуссионных передачах (формата “гость в студии”) фиксировались все гости этих передач, и во всех передачах фиксировались упоминания потенциальных кандидатов в президенты (с указанием отношения к этим кандидатам в контексте их возможного выдвижения).
Проведение мониторинга освещения вещательными СМИ Армении деятельности политических партий и потенциальных кандидатов в президенты в период, предшествующий предвыборной агитации, обусловлено тем, что неофициальная избирательная кампания, как правило, стартует в Армении значительно раньше, чем за месяц до голосования, отведенный для агитации. И поведение СМИ, прежде всего наиболее массовых — телеканалов, в этот период во многом определяет настроения электората. Между тем деятельность СМИ в месяцы, предшествующие предвыборной агитации, никак не регулируется законодательством о выборах и лишь в малой степени удостаивается внимания международных наблюдателей. Подобные исследования позволяют лучше выявлять роль армянского теле- и радиоэфира в политических процессах, а также проблемы в регулировании деятельности вещательных СМИ.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ позволяет сделать вывод, что в целом вещательные СМИ Армении не проявили дискриминации и откровенно пристрастного отношения к политическим силам или потенциальным кандидатам в президенты РА. В то же время нельзя сказать, что они в должной мере помогли армянскому избирателю сориентироваться в преддверии выдвижения кандидатов в президенты. И причиной данного обстоятельства стала не столько работа самих вещателей, сколько специфическая внутриполитическая ситуация перед президентскими выборами.
Лишь у двух из шести политических партий, представленных в Национальном Собрании, есть свои кандидаты, причем один из них выступает в статусе самовыдвиженца. Три из шести парламентских политических сил, в том числе имеющие вторую, третью и четвертую по численности фракции, не только не выдвинули своих кандидатов, но и не поддержали никого из выдвинувшихся. Причем их позиция относительно участия в выборах более-менее прояснилась в промежутке за 55-67 дней до дня голосования. Пять из восьми зарегистрированных кандидатов в президенты либо не представляют ни одну из действующих в Армении партий, либо их партии не играли в последние годы видимой роли в политической жизни страны. Подобный набор кандидатов, естественно, не способствовал заблаговременному содержательному освещению “профилей” претендентов на высший государственный пост. Тем более, что СМИ были сосредоточены не столько на предполагаемых программах и позициях, сколько на ожидании решения ведущих политических игроков относительно их выдвижения.
В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ НАМЕРЕНИЙ исследованные СМИ были вынуждены в той или иной степени держать в поле своего внимания большую группу потенциальных кандидатов. В период с 1 октября по 15 декабря в качестве таковых в эфире упоминался 41 гражданин РА (здесь и далее количественные результаты мониторинга — см. в таблицах Промежуточного отчета ЕПК на https://www.ypc.am/media_research/ln/ru). При этом по частоте упоминаний в информационных и информационно-аналитических передачах зарегистрированные в дальнейшем кандидаты оказались в этом списке на 1-ом (президент РА Серж Саргсян), 4-ом (лидер партии “Наследие” Раффи Ованнисян), 7-ом (эпосовед Вардан Седракян), 8-ом (лидер Объединения “Национальное самоопределение” Паруйр Айрикян), 19-ом (лидер партии “Свобода” Грант Багратян), 25-ом (бывший министр иностранных дел Нагорного Карабаха Арман Меликян) и 28-ом (лидер партии “Национальное согласие” Арам Арутюнян) местах. А восьмой кандидат, директор Радио “Ай” Андриас Гукасян, до 15 декабря вообще не фигурировал в качестве потенциального кандидата. Примечательно, что во второй половине исследованного периода (21 ноября — 15 декабря) всех других потенциальных кандидатов — по частоте обращений — опередил лидер “Процветающей Армении” Гагик Царукян, чьего имени в итоге не оказалось среди претендентов на пост главы государства.
Из всех упоминаний потенциальных кандидатов в новостном эфире на долю тех восьми, кто в итоге примет участие в борьбе за президентское кресло, пришлось 43%. Причем во второй половине исследованного периода (21 ноября — 15 декабря) этот показатель оказался еще ниже — 38.6%, хотя логично было бы ожидать, что по мере приближения выборов ситуация должна проясняться.
Примерно такая же картина и с предоставлением слова партиям в информационных и информационно-аналитических передачах. Представители тех из них, которые к моменту регистрации определились с кандидатами, высказывались в эфире в два с половиной раза реже (41.1%), нежели те, которые не поддерживают ни одного из кандидатов.
Иными словами, большая часть внимания, уделенного вещателями потенциальным кандидатам, досталось тем, кто в дальнейшем не выдвинулся. В определенной степени это можно объяснить особым интересом СМИ к тем партиям и политикам, кто никак не мог сориентироваться относительно участия в выборах, но как бы то ни было, вследствие сложившихся реалий, роль СМИ в подготовке аудитории, граждан Армении к выборам оказалась в октябре-декабре 2012 ограниченной.
НАИБОЛЬШЕЕ ВНИМАНИЕ к политическим силам и потенциальным кандидатам за исследованный период проявил телеканал “Армньюс”, за которым следуют Общественное радио Армении, “Армрадио” и телеканалы “Еркир-медиа”, “Кентрон”. Наименьшее — телеканалы “Шант” и “Армения”. Второй Армянский телеканал и Первый канал ОТА расположились в средней части таблицы “политической активности” исследованных СМИ. Учитывая, что 6 из 7 исследованных телеканалов (исключая “Армньюс”) имеют однотипные лицензии на вещание, различия по количественным показателям, характеризующим внимание к предвыборным процессам (между “Еркир-медиа” и “Шант” — более чем на порядок), лишний раз свидетельствуют о проблемах с регулированием вещательной сферы Армении.
В центре внимания армянских вещателей оказались пять политических сил — Республиканская партия Армении, партия “Процветающая Армения”, Армянский национальный конгресс, Армянская революционная федерация-“Дашнакцутюн” и партия “Наследие”. Шестая политическая сила, представленная в Национальном Собрании РА, партия “Оринац еркир” удостоилась существенно меньшего внимания, нежели ведущая “пятерка”. Это различие в освещении парламентских партий можно объяснить уровнем ожидания интриг в предвыборном поведении партий.
Распределение внимания к партиям первой “пятерки” можно охарактеризовать в основном как относительно равномерное. Вместе с тем частое предоставление слова в информационных и информационно-аналитических передачах представителям органов исполнительной власти (6,337 раз против 4,874 случаев предоставления слова представителям всех партий, вместе взятых) говорит об определенном информационном преимуществе правящей коалиции накануне выборов.
Чаще других из потенциальных кандидатов за весь исследованный период упоминался действующий президент РА Серж Саргсян. Причем он оказался лидером как в информационных и информационно-аналитических программах (565 упоминаний), так и в дискуссионных (42) и в иных (23) передачах. За ним по суммарному числу упоминаний следует лидер “Процветающей Армении” Гагик Царукян (соответственно, 436, 32 и 5). Далее располагается лидер “Наследия” Раффи Ованнисян (284, 32 и 14). Первый президент РА Левон Тер-Петросян чаще, чем Раффи Ованнисян упоминался в информационных и информационно-аналитических передачах (288 раз), но “уступил” ему за счет дискуссионных (17) и иных (9) передач. Экс-министр иностранных дел Вардан Осканян упоминался в передачах указанной направленности соответственно 162, 13 и 2 раза. Второй президент РА Роберт Кочарян — 136 раз в информационных, 4 раза в дискуссионных и ни разу в передачах другой направленности. Причем частота упоминаний последних двух, особенно Вардана Осканяна, пошла на убыль во второй половине исследованного периода (21 ноября — 15 декабря). Это можно объяснить фокусированием внимания на Гагике Царукяне как вероятном кандидате от “Процветающей Армении” и падением интереса к другим потенциальным протеже этой партии (с данным обстоятельством связано и более редкое обращение СМИ к уголовному делу в отношении Вардана Осканяна, а следовательно, и более редкое упоминание бывшего главы внешнеполитического ведомства). И наоборот, в конце ноября — первой половине декабря участились упоминания как потенциальных кандидатов Вардана Седракяна и Паруйра Айрикяна. Всего за исследованный период они упоминались соответственно 71 (58, 4 и 9) и 66 (56, 7 и 3) раз. Причем внимание к личности Вардана Седракяна во многом обусловлено тем, что он стал своеобразным символом выдвижения в ходе нынешней кампании доселе мало кому знакомых претендентов на президентскую должность.
Количеством высказываний в пользу или против их кандидатур в исследованный период выделились Серж Саргсян, Раффи Ованнисян и Левон Тер-Петросян. Но если в случае первых двух СМИ отразили поддержку, то относительно кандидатуры первого президента Армении в эфире чаще звучало негативное отношение: Серж Саргсян — 61 в пользу и 9 против; Раффи Ованнисян — 28 и 1; Левон Тер-Петросян — 4 и 18. Поддержку выдвижения действующего президента в своем эфире отразили, главным образом, Общественное радио Армении, “Армрадио”, Второй Армянский телеканал и “Армньюс”. Благосклонное отношение к выдвижению лидера “Наследия” нашло отражение в эфире “Армньюс”, “Еркир-медиа” и Общественного радио Армении. А высказывания против кандидатуры первого президента чаще звучало по Общественному радио Армении.
Наибольший “нейтралитет” по отношению к кандидатам, если судить по числу высказываний в пользу/против той или иной кандидатуры, проявили “Шант” и Первый канал ОТА. Близок к ним в этом плане и телеканал “Армения” — характерно, что наиболее нейтральным освещением отличились те вещатели, которые проявили сравнительно слабый интерес к предвыборной ситуации вообще.
ИЗУЧЕНИЕ СПИСКА УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИОННЫХ ПЕРЕДАЧ формата “гость в студии” на первом этапе мониторинга позволяет сделать предварительный вывод, что предвыборные дискуссии пока не стали приоритетом большинства исследованных СМИ. Когда же последние все-таки обращались к президентским выборам, они стремились предоставить возможность для выражения разных позиций. Однако при этом упор делался, скорее, на прогнозах развития политической ситуации и конфликтах конъюнктурного характера, нежели на актуальной проблематике и содержательном компоненте предстоящей кампании. Пожалуй, определенное исключение в этом смысле составляют телеканал “Еркир-медиа” и “Армрадио”, где время от времени поднимались проблемы, решение которых общество ожидает от новоизбранного главы государства.
Полностью Промежуточный отчет ЕПК за 1 октября — 15 декабря 2012, а также предыдущий отчет за 1 октября — 20 ноября 2012 размещены на https://www.ypc.am/media_research/ln/ru.