1 июля был распространен ответ Управления по связям с общественностью Национального Собрания РА на открытое письмо от 17 июня спикеру НС Артуру Багдасаряну. Напомним, что в обращении, подписанном руководителями шести действующих в стране дипмиссий, одиннадцати международных организаций и местных журналистских объединений, в том числе Ереванского пресс-клуба, содержался призыв внести изменения в Уголовный кодекс РА и упразднить положения об уголовном преследовании за клевету и оскорбление (подробности см. в Еженедельном бюллетене ЕПК от 13-19 июня 2003). У председателя НС и вице-спикера Тиграна Торосяна это письмо вызвало противоположные реакции. В отличие от последнего, расценившего его как вмешательство во внутренние дела Армении, Артур Багдасарян был более сдержан, сказав, что будет изучен опыт ряда стран в этой области (подробности см. в Еженедельном бюллетене ЕПК от 20-27 июня 2003).
Как показали дальнейшие события, опыт был изучен в кратчайшие сроки. Согласно ответу НС РА, проведенное по поручению спикера парламента экспертное исследование законодательства различных стран показало, что в некоторых из них (к примеру, в Испании, Германии, Сербии, Словении, Дании, Польше и др.) клевета и оскорбление также регулируется уголовным кодексом, предусматривающим наказание в виде тюремного заключения. При этом были приведены сроки заключения. Далее в ответе перечислялись страны, в которых подобное регулирование осуществляется гражданским и уголовным (Российская Федерация, Литва, Латвия, Венгрия и др.), либо только гражданским законодательством (Норвегия, Великобритания, Босния и Герцеговина).
"Конечно, ни один закон не может считаться совершенным и окончательным и подлежит реформированию; в этом смысле заинтересованное и озабоченное отношение всех нас к закону достойно благодарности. В данном же случае открытое письмо стало поводом для изучения международного опыта в этой сфере", — заключалось в ответе НС РА.
2 июля представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации Фраймут Дюве направил письмо министру иностранных дел Армении Вардану Осканяну. В письме, копия которого была адресована спикеру парламента, отмечалось, что представитель ОБСЕ внимательно следит за дебатами по вопросу клеветы в Армении и за событиями, связанными с открытым письмом спикеру армянского парламента. Он также в курсе проведенного экспертами НС РА исследования и знаком с обнаруженными ими фактами уголовного преследования за клевету в ряде стран-членов ОБСЕ. "Я неоднократно заявлял о своей позиции по этому вопросу, я подробно останавливался на вопросе уголовного преследования за клевету на мероприятиях ОБСЕ и других встречах. Хотел бы вновь подчеркнуть: позиция ОБСЕ подразумевает декриминализацию клеветы и ее регулирование гражданским кодексом страны", — отмечалось в письме Фраймута Дюве. Существование подобных положений в законодательстве, говорилось в письме, на протяжении многих лет препятствует работе СМИ, оказывает давление на журналистов, расследующих темы коррупции, особенно связанные с госчиновниками. Они также зачастую используются для защиты высокопоставленных чиновников и политиков от критики.
В письме подчеркивалось, что хотя законодательства некоторых западноевропейских стран и предусматривают уголовное преследование за клевету, последнее редко применяется. В то же время, сам факт существования в них подобного положения часто упоминается как оправдание странами с развивающейся демократией, в которых предусматривается тюремное заключение за клевету. "Именно поэтому я настаиваю на полной декриминализации клеветы во всех странах-членах ОБСЕ, вне зависимости от того, находятся ли они к западу или востоку от Вены. Армения не является исключением", — заявил Фраймут Дюве.