26 марта на рассмотрение внеочередной сессии Национального Собрания Армении был вынесен проект Закона РА "О массовой информации". Напомним, что первый вариант законопроекта, разработанный Министерством юстиции РА и одобренный правительством 7 февраля прошлого года, вызвал мощную волну протеста СМИ и журналистских объединений страны, был негативно оценен местными и международными экспертами. В дальнейшем документ был переработан (в том числе, с учетом некоторых требований журналистской общественности), одобрен правительством 7 ноября и представлен в парламент в середине ноября 2002. На декабрьских слушаниях в НС армянские Сми и профессиональные объединения, в том числе Ереванский пресс-клуб вновь представили свои предложения, как по содержанию законопроекта, так и по поводу желательности его рассмотрения после проведения парламентских выборов в мае 2003.
Несмотря на это, 24 марта президент РА Роберт Кочарян подписал указ о созыве на следующий день внеочередной парламентской сессии, в повестку которой, помимо прочих вопросов, входило и первое чтение законопроекта "О массовой информации".
Указ президента вызвал волну протеста. 25 и 26 марта ряд оппозиционных газет (в частности, "Аравот", "Орран", "Айкакан жаманак", "Айжм", "Иравунк"), как и в марте прошлого года (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 23 февраля — 1 марта 2002), вышли в свет с призывом: "Нет цензуре! Изъять из обращения проект закона "О массовой информации!"
26 марта и в последующие дни очередной парламентской сессии представители "четвертой власти" приняли участие в шествии и пикетах у здания НС, организованных Национальным пресс-клубом. Основным требованием пикетирующих было снятие законопроекта с повестки и его рассмотрение лишь после проведения парламентских выборов 25 мая.
В результате, голосование по законопроекту "О массовой информации" не состоялось из-за отсутствия кворума.
Необходимо отметить, что 21 марта вице-спикер НС Тигран Торосян заявил, что проект Закона "О массовой информации" был одобрен Венецианской Комиссией Совета Европы. Ереванский пресс-клуб обратился в эту структуру за разъяснениями. Заместитель секретаря Венецианской Комиссии СЕ Томас Маркерт проинформировал нас, что Венецианская Комиссия собственных заключений по законопроекту не представляла, и речь, вероятно, идет о последних комментариях экспертов Генерального Директората по правам человека (DG II) Совета Европы от 17 мая прошлого года. В них, в частности, подчеркивалось, что "достижение консенсуса с медиа-профессионалами по различным положениям этого Закона важнее, нежели его скорое принятие". Фактически, Совет Европы понимает, что установленные им сроки не являются догмой, если общественность имеет серьезные возражения по этому документу.
Ереванский пресс-клуб целиком разделяет мнение тех СМИ и профессиональных объединений, которые считают, что в нынешней острой политической ситуации и при наличии противоречий по законопроекту "О массовой информации" его принятие сегодня несвоевременно и должно быть делегировано новому парламенту.
Что касается содержания законопроекта, то, по мнению ЕПК, некоторые его положения продолжают вызывать серьезную озабоченность. В частности, речь идет о том, что закон — и это соответствует обязательствам Армении перед Советом Европы — должен регулировать деятельность традиционных СМИ. Между тем, законопроект регулирует распространение информации вообще, в том числе посредством Интернета.
Во-вторых, сомнение также вызывает предусмотренное в проекте требование прозрачности финансирования СМИ. В принципе, оно соответствует международным стандартам, однако у журналистской общественности страны есть опасения, что это положение будет применяться выборочно и может стать методом давления на неугодные СМИ. И с этими опасениями законодатели должны всерьез считаться.