1 июля было распространено заявление главного редактора ежедневной газеты “Жаманак-Ереван” Армана Бабаджаняна, арестованного по подозрению в фальсификации документов с целью уклониться от воинской повинности. В своем заявлении от 29 июня 2006 из уголовно-исполнительного учреждения “Нубарашен” Арман Бабаджанян расценил происшедшее с ним как политическое преследование, которое осуществляется по сценарию, разработанному в аппарате президента Армении и реализуемому Генпрокуратурой РА. По мнению главного редактора, цель властей “заставить замолчать еще одно неподкупное и независимое средство массовой информации”.
Напомним, что 24 июня на основании материалов, представленных Военной полицией РА, Генпрокуратура возбудила против Армана Бабаджаняна уголовное дело по пункту 2 части 2 статьи 327 УК РА ("Уклонение от срочной воинской службы, учений или учебных сборов"). 26 июня главный редактор “Жаманак-Ереван” был задержан и, согласно пресс-релизу Генпрокуратуры, “в присутствии адвоката дал признательные показания”, что в ноябре 2002 “совершил подлог документов с целью уклонения от призыва на срочную воинскую службу”. 27 июня суд первой инстанции общин Центр и Норк-Мараш Еревана вынес постановление об аресте Армана Бабаджаняна сроком на два месяца. Ереванский пресс-клуб и Комитет по защите свободы слова обратились к генпрокурору с официальным запросом: назвать имя адвоката, в присутствии которого, как утверждалось, был допрошен и дал признательные показания Арман Бабаджанян (к слову, ответ на запрос пока не получен, однако из сообщений в прессе стало известно, что адвокатом был Вагинак Геворкян). 27, 28 и 29 июня у здания Генпрокуратуры состоялись акции протеста, организованные редакцией “Жаманак-Ереван”, по мнению которой арест главного редактора связан с его журналистской деятельностью и происходящее является посягательством на свободу слова (подробности см. в Еженедельном бюллетене ЕПК от 23-29 июня 2006).
29 июня более 20 журналистов Гюмри (Ширакская область) выступили с совместным заявлением, в котором потребовали от Генпрокуратуры изменить меру пресечения и выпустить Армана Бабаджаняна. Подписанты осудили действия государственных чиновников, которые “всеми методами выставляют подозреваемого преступником”, тем самым грубо нарушая презумпцию невиновности.
В номере “Жаманак-Ереван” от 1 июля было опубликовано обращение Нугзара Гогоришвили от имени Союза “Мирное развитие Южного Кавказа”, выразившего поддержку коллективу газеты, всему журналистскому сообществу Армении и надежду, что армянский коллега скоро окажется на свободе. Аналогичное послание в адрес редакции поступило от представителя Кавказского Института мира, демократии и развития Эммануила Штейнберга и директора “Студии РЕ” Мамуки Купарадзе (“Жаманак-Ереван” от 4 июля 2006). В том же номере от 4 июля были напечатаны письмо поддержки от 20 жителей Филадельфии и информация об акции протеста, проведенной 2 июля армянами Лос-Анджелеса. В связи с арестом Армана Бабаджаняна на страницах газеты озвучиваются мнения как представителей Диаспоры, так и политических, общественных деятелей Армении.
5 июля руководители Ереванского пресс-клуба, “Интерньюс” Армении, Комитета по защите свободы слова, Хельсинкского Комитета Армении, “Журналистов-расследователей”, Центра права и свободы в принятом совместном заявлении призвали Генпрокуратуру изменить меру пресечения главному редактору “Жаманак-Ереван”. “Избрание ареста в качестве меры пресечения получило еще больший резонанс, поскольку, во-первых, воспринимается как удар по газете, и, во-вторых, рассматривается как попрание права журналиста, более того, оппозиционного журналиста, на свободу слова и ответная реакция на его деятельность”, — говорится в заявлении шести общественных организаций. Не исключив уголовное преследование по данному делу, подписанты выразили озабоченность “в связи с избранием в данном случае ареста в качестве меры пресечения, расценивая это как давление на независимое СМИ”. Представители НПО призвали “изменить меру пресечения, тем более, что Арман Бабаджанян уже продемонстрировал готовность сотрудничать со следственными органами и никоим образом не собирается препятствовать следствию”.
В тот же день, 5 июля, в ряде СМИ было опубликовано совместное заявление редакторов семи газет — “Аравот”, “Азг”, “Чоррорд ишханутюн”, “168 жам”, “Иравунк”, “Айкакан жаманак”, “Тарегир”. Хотя, подчеркивается в заявлении, Генпрокуратура пытается представить дело Армана Бабаджаняна как очередной случай уклонения от несения воинской службы, есть основания считать, что речь идет о показательном уроке, рассчитанном не на “уклонистов”, а на руководителей СМИ, неподконтрольных властям. Подтверждением этому, говорится далее, является то, что “Генпрокуратура сочла необходимым арестовать Армана Бабаджаняна, тем самым посчитав невозможным применить к нему более мягкую меру пресечения”. Редакторы семи СМИ напомнили, что, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РА, при избрании меры пресечения, наряду с прочими обстоятельствами, учитывается также род занятий подозреваемого или обвиняемого: “Получается, что для Генпрокуратуры РА должность главного редактора газеты — занятие, не внушающее доверия, и занимающиеся подобной деятельностью могут скрыться от органов, в ведении которых находится дело, препятствовать следствию, оказывать незаконное воздействие на лица, участвующие в судебном процессе, совершить действие, запрещенное уголовным правом, уклониться от уголовной ответственности.” Таким образом, перечислив все основания, предоставляющие право следственному органу избирать ту или иную меру пресечения, редакторы семи газет считают, что в случае с Арманом Бабаджаняном они неприменимы хотя бы потому, что он дал признательные показания, как то подтверждает официальное сообщение. Подписанты потребовали изменить, в порядке, предусмотренном законом, меру пресечения Арману Бабаджаняну, заменив арест на залог либо подписку о невыезде.
В номере от 6 июля “Жаманак-Ереван” сообщила о создании Общественного совета по защите прав Армана Бабаджаняна.
Между тем на днях была освобождена с должности пресс-секретаря Апелляционного суда РА по гражданским делам Арминэ Оганян, которая также сотрудничает с “Жаманак-Ереван”. “Мне предложили сделать выбор — либо публикации, либо должность пресс-секретаря. Я выбрала первое”, — сказала Арминэ Оганян газете “Аравот” (от 1 июля 2006). “Аравот” в свою очередь предположила, что “последней каплей” могла стать статья журналистки об Армане Бабаджаняне.